lovmedgu.ru

Психологические аспекты предупреждения конфликтов

Видео: Психология конфликта. Урок 1. Исторический аспект возникновения конфликта

Возникновение и развитие конфликта во многом определяются его социально-психологическим содержанием. В конфликтологии и психологии описываются конкретные психологические способы предупреждения столкновения людей, связанные с соблюдением основных закономерностей социального взаимодействия. Нарушение этих общих закономерностей приводит к возникновению противоречий между людьми, которые нередко разрешаются путем конфликта.

Социальное взаимодействие носит непротиворечивый характер тогда, когда оно сбалансировано. Рассмотрим пять основных видов балансов, сознательное или неосознанное нарушение которых может привести к конфликтам. К ним относятся балансы ролей, взаимозависимости в решениях и действиях, услуг, ущерба, самооценки и внешней оценки.

Первым из основных социально-психологических способов предупреждения конфликтов является поддержание в ходе взаимодействия баланса ролей. Каждый из военнослужащих может играть по

отношению к другому по своему психологическому статусу роль старшего, равного или младшего. Эти роли напрямую не связаны с должностью, формальным статусом людей. Если военнослужащий принимает отводимую ему роль, то ролевого конфликта не происходит. Поэтому важно в каждой ситуации социального взаимодействия понять, какую роль играет сам военнослужащий, и какой роли он ожидает. Если ожидаемое партнером распределение ролей его устраивает, то он принимает ту роль, которую от него ждут. Если не устраивает, то ожидание партнера необходимо бесконфликтно скорректировать.

Важно помнить, что психологически наиболее желаемой ролью для человека нередко является роль старшего. Именно она потенциально наиболее конфликтна, поскольку чаще всего не устраивает партнера. Он не хочет играть роль младшего, особенно в ситуациях, не связанных с подчинением по службе. Поэтому при взаимодействии с сослуживцами военнослужащий должен обычно избегать значительного психологического доминирования над партнерами, даже если он является их начальником. Наиболее благоприятным, с точки зрения предупреждения ролевого конфликта и ощущения комфорта обоими партнерами, является взаимодействие на равных.

Предупреждению конфликтов способствует также поддержание в процессе взаимодействия военнослужащих баланса взаимозависимости в решениях и действиях. Каждому человеку, и подчиненному в том числе, внутренне присуще стремление к свободе и независимости, которые не должны осуществляться за счет свободы других. Поэтому если военнослужащий считает свою зависимость от окружающих большей, чем он может допустить, это может служить причиной его конфликтного поведения как средства уменьшения зависимости. В процессе общения каждый должен чувствовать, какая зависимость партнера от него не является дискомфортной, поддерживать комфортный баланс взаимозависимости.

Немаловажную роль в предупреждении конфликтов между военнослужащими играет сохранение баланса услуг. Как известно, в процессе совместной деятельности и жизни люди оказывают друг другу помимо нормативной помощи ненормативные взаимные услуги. К ним относятся: подмена сослуживца на какой-либо работе, бескорыстная помощь в выполнении срочного задания, личные услуги и т.д. Анализ конфликтов между людьми показывает, что мы осознанно или часто подсознательно фиксируем услуги, которые оказали мы и оказали нам.

Нарушение баланса взаимных услуг во взаимодействии двух людей чревато напряженностью в их взаимоотношениях и возникновением возможного конфликта. Например, если военнослужащий оказал сослуживцу услугу, а в ответ с течением времени последний не оказал услуги примерно такой же ценности, то баланс услуг нарушается. Это приводит к нарушению гармонии во взаимоотношениях, а при значительном дисбалансе - к конфликтам.

Помимо баланса взаимных услуг люди, взаимодействуя друг с другом, в той или иной степени стремятся поддержать баланс ущерба. Если какому-то человеку нанесен существенный ущерб, то он часто испытывает желание и, если будет возможность, стремится причинить ответный ущерб тем людям, по чьей вине он пострадал. Другими словами, человеку свойственно чувство мести. Это в целом деструктивное чувство. Его сила и степень реализации в поведении ограничиваются мировоззрением, воспитанием человека, а также социальными традициями и страхом наказания. Однако зачастую бывает, что сослуживец, особенно младший по призыву, возрасту и т.д., испытывая унижения, насмешки со стороны некоторых военнослужащих, затаивает в себе обиду и рано или поздно находит повод отомстить обидчикам.

Поэтому важным социально-психологическим условием профилактики конфликтов является не нанесение ущерба окружающим в процессе взаимодействия с ними. Нанесение ущерба нарушает естественную сбалансированность межличностного или межгруппового взаимодействия. Это создает противоречие, которое может стать основой серьезного конфликта.

Пятый баланс, сохранение которого в процессе межличностного взаимодействия способствует профилактике конфликтов, состоит в сбалансированности самооценки и внешней оценки. В процессе социального взаимодействия люди постоянно оценивают друг друга.

Человеку также свойственна непрерывная самооценка своего поведения и результатов деятельности.

Наиболее интенсивно процесс взаимооценки протекает в диаде "начальник-подчиненный". Разный подход начальников и подчиненных к оценке индивидуальных результатов деятельности друг друга - одна из типичных непосредственных причин конфликтов между ними. Компетентная, объективная, разносторонняя оценка результатов деятельности руководителей и подчиненных является важнейшим условием предупреждения межличностных конфликтов.

В основе всякой оценки лежит сравнение одного явления, объекта, состояния с другим. Вопрос о том, с чем мы сравниваем достигнутые результаты деятельности при оценивании, только на первый взгляд кажется простым. Любой, опираясь на собственный опыт, может привести примеры, когда в качестве исходной основы для оценки результатов деятельности использовались принципиально различные точки отсчета, что приводило к конфликтам между военнослужащими. Наименее конфликтным будет сравнение результатов, достигнутых тем или иным военнослужащим, с теми, которые он показывал в самом начале деятельности. Наиболее конфликтным будет сравнение с идеалом, которого никогда не достигнуть.

Все вышеперечисленные способы предупреждения конфликтов осуществляются тогда, когда последние только назревают. Если конфликт предупредить не удалось, его необходимо разрешать.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Психологические аспекты предупреждения конфликтов