Психологические механизмы конструктивного разрешения конфликтов
Видео: 08 Межличностные конфликты
Конструктивное разрешение конфликтов между военнослужащими предполагает реализацию переговорного процесса, в ходе которого обсуждаются пути решения проблемыПереговорный процесс представляет собой специфический вид совместной деятельности. Ее специфика заключается в том, что цели и интересы, а тем более позиции, как правило, не совпадают. С другой стороны, эта специфика заключается также и в том, что в переговорах каждый оппонент тесно контактируя с другим, вынужден считаться с его действиями. Поэтому переговоры как социально-психологический процесс имеют психологические механизмы. В психологии под психологическими механизмами понимается структура определенным образом связанных психических действий, осуществление которых приводит к специфическому результату. Это более или менее устойчивая схема психических действий (Налчаджян, 1988). Другими словами, психологические механизмы представляют собой целостную совокупность психических процессов, которые реализуют движение к некоему результату в соответствии с часто встречающейся последовательностью.
Анализ научных источников по проблеме переговоров и результаты собственных исследований позволили автору выделить следующие психологические механизмы конструктивного разрешения конфликтов:
- согласование целей и интересов-
- стремление к взаимному доверию сторон-
- обеспечение баланса власти и контроля по отношению к другому.
Согласование целей и интересов. Собственно переговорный процесс становится обсуждением, достижением согласованности благодаря действию именно этого механизма. По какой бы схеме ни организовывались переговоры, будь то компромисс или асимметричное решение ("торг"), или сотрудничество ("принципиальные переговоры"), они будут реализованы только через согласование целей и интересов. Степень достигнутого согласования может быть различной: от полного учета и реализации интересов до частичного. В этом случае переговоры считаются успешными. Если переговоры не увенчались успехом или просто договоренностью, то это еще не значит, что согласования не было. Просто в ходе и в результате этого согласования оппоненты не смогли договориться.
Сущность данного механизма состоит в том, что стороны на основе поочередного выдвижения и обоснования своих целей и интересов, поиска условий их совместимости и обсуждения совместимости данных условий вырабатывают согласованную общую цель, полностью или частично включающую индивидуальные цели.
Исследование переговорного процесса по разрешению межличностных конфликтов среди военнослужащих позволило выявить условия более эффективной реализации данного механизма, а именно:
- приоритет мотивов военно-профессиональной деятельности в иерархии мотивов каждой из сторон-
- хорошие и нейтральные межличностные отношения, которые сложились между участниками до конфликта-
- ни в одной конфликтной ситуации грубость по отношению к оппоненту не приводит к выработке общей цели в ходе разрешения конфликта, хотя стороны и пытаются это сделать-
- открытые позиции, предъявление четких и ясных индивидуальных целей-
- гибкое отношение к своим целям, способность к уточнению и при необходимости корректировке их.
Кроме того, установлено, что поиск точек соприкосновения и выработка общей цели положительно влияет на нормализацию взаимоотношений оппонентов, ведет к спокойному, рациональному, а, следовательно, и продуктивному разрешению конфликта, получению опыта конструктивного разрешения противоречия. Попытки согласования целей и интересов в 2 раза чаще приводят к решению проблемы в отношениях сторон, чем отсутствие таких попыток.
Стремление к взаимному доверию сторон. Как социально-психологический феномен, доверие представляет собой единство восприятия другого человека и отношения к нему. Доверие во взаимоотношениях с другим человеком существует как определенная диспозиция. Эта диспозиция может и не раскрыться, если нет подходящей ситуации. Поэтому выделяют потенциальное и реальное доверие. Если один человек говорит другому, что он ему доверяет, то это означает, что он знает, как этот другой может поступить в той или иной ситуации, ожидает положительных действий по отношению к себе и поэтому он так к нему относится. Как же реализуется данный механизм при конструктивном разрешении конфликта?
Конечно, когда конфликт произошел или еще является актуальным, сложно говорить о каком-либо доверии сторон по отношению друг к другу. Противодействие и негативные эмоции, полученный ущерб могут продуцировать только недоверие и ожидание опасности. Но если стороны согласились на переговоры, значит, противоборство прекращено, пусть даже временно. Осознание сторонами возможности (и необходимости) решения проблемы мирным путем, т.е. при помощи переговоров, запускает механизм установления и развития взаимного доверия. Несомненно, стороны рискуют, когда они вынуждены доверять недавнему противнику. Однако согласование интересов, возможные шаги навстречу друг другу, снижение или снятие негативных эмоций, исправление искаженного восприятия в ходе общения способствует укреплению и развитию взаимного доверия. Многие специалисты считают установление доверия ключевым в осуществлении переговоров (Росс, Уорд, 1995). Чем полнее реализуется данный механизм, чем устойчивее становится доверие между сторонами, тем больше шансов для конструктивного решения проблемы.
Еще одним психологическим механизмом осуществления переговоров является обеспечение баланса власти и контроля по отношению друг к другу. Он заключается в том, что в ходе переговоров стороны постоянно и непрерывно стремятся сохранить изначальный или же складывающийся баланс сил и контроль за действиями другой стороны. Причем важное значение имеет реальная власть одной стороны по отношению к реальной власти другой стороны, а также то, как каждый участник оценивает власть (или возможности) другого. Иногда эта власть рассматривается как ранг оппонента (4).
Власть, по существу, обладает способностью оказывать влияние на другого, что реализуется посредством определенных стратегий и тактических приемов, которые будут рассмотрены ниже.
Существенное влияние на складывающийся баланс сил в ходе переговоров оказывают не только реальные возможности другой стороны, но и то, как эти возможности воспринимаются. Это восприятие предопределяет решение предпринять тот или иной общий подход к оценке ситуации. В переговорах часто важна не власть, которой участник обладает реально, а та, которой он, по мнению другой стороны, располагает. Поэтому на исход переговоров может сильно влиять не фактическое, а кажущееся положение вещей.
В переговорах каждая из сторон старается максимально использовать свои возможности. Эти стремления неизбежно вызывают аналогичные стремления другой стороны. Диапазон привлекаемых средств достаточно широк: от аргументации и убеждения до угроз и шантажа. Однако благодаря сохранению этого баланса и происходят переговоры. Если же одна из договаривающихся сторон резко усилит свою власть (возможности), то оппонент или берет тайм-аут на некоторый срок, или же вообще уходит из переговоров. Возможен также и третий вариант, когда обиженная сторона просто прекращает переговоры и возобновляет конфликтные действия.
Поделиться в соцсетях:
Похожие