Научная новизна и теоретическая значимость исследования
1. На основе анализа основных тенденций развития психологической науки в общеметодологическом контексте и в свете актуальных задач, стоящих перед российским обществом на современном этапе его развития, доказательно обоснована целесообразность и, более того, необходимость при разработке перспективных теоретических концепций перехода от традиционно сложившейся парадигмальной модели познания к плюралистической методологии. Показано, что одним из практических средств осуществления такого перехода является разработанная российскими учеными культурадигмальная модель познания, а психосоциальный подход к проблеме развития имеет отчетливые перспективы с точки зрения разработки полидисциплинарной теории, в полной мере соответствующей отличительным признакам научной культурадигмы.2. На основании развернутого анализа основных концептуальных положений и развития теории психосоциальной идентичности Э. Эриксона показано, что потенциально она является одной из наиболее эвристичных, с точки зрения изучения индивида и общества как единой развивающейся системы, в свете решения широкого круга прикладных задач различного уровня. При этом выявлен ряд значимых лакун и дискуссионных вопросов, существенно ограничивающих данный потенциал, прежде всего, применительно к практикоориентированным исследованиям в области социальной психологии.
3. Теоретически обоснована последовательность выделения ряда социальных институтов в качестве универсальных, возникающих практически в любом обществе в процессе развития, и их соответствия в содержательном и хронологическом аспектах стадиям эпигенетического цикла. Конкретизирован и дополнен понятийный аппарат психосоциальной концепции развития, в частности даны авторские определения ряду ключевых понятий: «психосоциальная идентичность», «кризис идентичности», «базисный социальный институт», «детская витальность», «институциональная витальность», «психосоциальный баланс», «эго-сила», «эго-отчуждение».
4. Выявлен и детально описан механизм взаимодействия и взаимовлияния индивида и общества через посредство референтных фигур и групп, в рамках единого процесса психосоциального развития. Показано, что основной движущей силой данного процесса является диалектическая взаимосвязь между детской и институциональной витальностями, а системный конфликт между личностью и обществом получает позитивное диалектическое разрешение за счет целенаправленного использования механизмов созидательного разрушения. Выявлены психосоциальные детерминанты общественного развития и разработана психосоциальная типология общественных систем.
5. Детально проанализированы, с учетом особенностей референтного окружения и социальной ситуации развития, восемь стадий эпигенетического цикла с точки зрения формирования соответствующих эго-компонентов и их роли в социально-психологическом развитии индивида. В результате получены интерпретационные ключи для прогнозирования поведенческой активности личности в широком социальном контексте, а также выявления глубинных интраперсональных причин целого ряда типичных поведенческих паттернов, непосредственно связанных с межличностными отношениями, процессом вхождения индивида в группу, проблемами лидерства, профессионального развития и т.п.
6. Представлен развернутый анализ опыта разработки и применения стандартизированных методик эмпирического изучения психосоциальной идентичности, по результатам которого сформулированы основные требования к такого рода методикам. С учетом данных требований, на основе теоретических результатов исследования разработана и валидизирована авторская методика, позволяющая выявить результаты индивидуального развития на базисных стадиях эпигенетического цикла — дифференциал психосоциального развития.
7. Выявлены доминирующие тенденции индивидуального психосоциального развития в современном российском обществе, ключевые проблемные моменты и их основные причины.
8. Установлено, что в условиях современного общества этноспецифические факторы не оказывают решающего влияния на процесс психосоциального развития индивида. Вместе с тем выявленные деформации психосоциального развития, характерные для значительной части учащихся старших классов, вне зависимости от их национальной принадлежности, создают реальный риск формирования деструктивных личностных установок в контексте межнациональных отношений.
9. Получено прямое эмпирическое подтверждение взаимосвязи особенностей психосоциального развития на базисных стадиях эпигенетического цикла и способности индивида достигнуть высокой статусно-ролевой позиции, а также стадии интеграции в контактном сообществе.
10. Выявлена роль психосоциальной идентичности индивида в формировании трудовой мотивации, показаны возможности использования психосоциальной концепции развития в целях повышения эффективности решения целого ряда прикладных задач в области организационной психологии.
11. По результатам проведенного исследования разработан ряд научно-практических рекомендаций общеметодического и прикладного характера, непосредственно связанных с использованием доработанной психосоциальной концепции развития в основных предметных областях социальной психологии. Доказательно обосновано, что проведенное теоретико-эмпирическое исследование позволило успешно разрешить основные проблемы, связанные с реализацией потенциала теории идентичности Э. Эриксона, в целях описания и изучения развития личности и общества в неразрывной взаимосвязи. Это позволяет говорить об авторской модификации концепции психосоциального развития как о вполне самостоятельной и эвристичной полидисциплинарной теории, имеющей собственное исследовательское поле, понятийный аппарат и методическое обеспечение, полностью отвечающей общеметодологическим принципам и признакам научной культурадигмы.
Поделиться в соцсетях:
Похожие