lovmedgu.ru

Основные положения, выносимые на защиту

1. Одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед психологической наукой в современных условиях, является разработка теоретических концепций, рассматривающих развитие личности и общества в качестве взаимосвязанных составляющих единого процесса, раскрывающих механизмы данной взаимосвязи и позволяющих разрабатывать программы ее эмпирического изучения в конкретном социально-психологическом контексте. Решение этой задачи требует преодоления ограниченности традиционной парадигмальной модели научного познания и перехода к плюралистической методологии. Осуществить такой переход на практике позволяет, в частности, культурадигмальная модель познания, разработанная и верифицированная в ряде психолого-акмеологических исследований российскими учеными.

2. Потенциально всем перечисленным условиям отвечает разработанная на базе психосоциального подхода концепция развития Э. Эриксона. К основным проблемным моментам, связанным с доведением данной концепции до уровня полидисциплинарной теории и реализацией ее потенциала в практикоориентированных исследованиях, прежде всего в области социальной психологии, относятся: отсутствие четких содержательных определений целого ряда ключевых понятий- недостаточная разработанность проблемы, связанной с выявлением движущих сил процесса психосоциального развития и механизма взаимосвязи личности и общества в рамках этого процесса- отсутствие адаптированных к российским условиям стандартизированных методов изучения динамики психосоциального развития и структуры психосоциальной идентичности индивида.

3. Социальная структура каждого общества включает определенный набор базисных социальных институтов, которые отражают в специфических для данного конкретного общества формах универсальный опыт, накопленный человечеством в ходе исторического развития. Данные институты непосредственно связаны со стадиями эпигенетического цикла как в содержательном, так и в хронологическом планах (с точки зрения последовательности их оформления в процессе исторического развития человеческого сообщества). Это позволяет рассматривать онто- и социогенетическое развитие в качестве взаимосвязанных составляющих единого процесса психосоциального развития. Главной движущей силой данного процесса является диалектическое взаимодействие детской и институциональной витальностей. Под детской витальностью понимается универсальная потребность индивида в проявлении и подкреплении на протяжении всего жизненного цикла своей изначально биологически детерминированной уникальности в процессе социального взаимодействия. Институциональная витальность характеризует степень восприимчивости социальной системы изменениям и определяется результатом разрешения на уровне базисных институтов диалектического противоречия между инновационной и консервативной тенденциями общественного развития.

4. Непосредственным каналом, через который на практике осуществляется взаимодействие детской и институциональной витальностей, являются специфические для каждой стадии эпигенетического цикла референтные фигуры и группы. В зависимости от их качественных особенностей, в рамках характерной для каждой стадии эпигенетического цикла социальной ситуации развития, институциональное подкрепление детской витальности может усиливаться или, напротив, блокироваться в процессе непосредственного взаимодействия. В результате такого взаимодействия разрешение конфликта той или иной стадии психосоциального развития у конкретного индивида может оказаться как совпадающим с преобладающим в рамках соответствующего базисного института общества вектором социального развития, так и противоположным ему.

5. Соотношением уровней детской и институциональной витальностей определяется психосоциальный баланс в обществе, от которого зависят устойчивость социальной системы и траектория ее развития. При совпадении доминирующих принципов обеспечения целостности социальной системы и личности имеет место достигнутая идентичность общества — позитивная, которая характеризуется соотношением «цельность — цельность», либо негативная, характеризующаяся соотношением «тотальность — тотальность». Кризис идентичности общества имеет место в случае, когда количество индивидов, чье индивидуальное психосоциальное развитие является объективно оппозиционным по отношению к доминирующему принципу обеспечения целостности социальной системы, превышает в какой-то момент критическую для данной популяции массу — т.е. психосоциальный баланс оказывается нарушенным. Общества с достигнутой идентичностью являются достаточно стабильными, в то время как общества с кризисом идентичности представляют собой неустойчивые системы, стремящиеся к восстановлению психосоциального баланса в том или ином виде. При этом наиболее жизнеспособными являются общества с достигнутой позитивной идентичностью. В этой связи основной задачей социализации подрастающих поколений является обеспечение условий, позволяющих направить в созидательное русло и одновременно в максимальной степени реализовать обусловленный детской витальностью потенциал разрушения существующих и продуцирования новых социальных норм, поддерживая тем самым динамику общественного развития. Таким образом, глобальный конфликт между индивидом и обществом получает позитивное диалектическое разрешение за счет целенаправленного использования механизмов созидательного разрушения.


6. В процессе индивидуального психосоциального развития на каждой стадии эпигенетического цикла формируются устойчивые эго-компоненты — эго-силы или эго-отчуждения — в зависимости от полярности разрешения конфликта той или иной стадии. Эго-сила представляет собой сформировавшийся на определенной стадии психосоциального развития интрапсихический ресурс подкрепления детской витальности индивида в специфических, характерных для данной стадии формах ее проявления, прежде всего — в социально-психологическом контексте. Под эго-отчуждением понимается сформировавшийся в результате негативного разрешения базисного конфликта той или иной стадии психосоциального развития устойчивый механизм подавления на интрапсихическом уровне детской витальности в характерных для данной стадии проявлениях. Каждый эго-компонент вполне определенным, специфическим образом влияет на формирование поведенческих паттернов и иных устойчивых форм социально-психологического функционирования индивида.

7. При разработке стандартизированных методов диагностики особенностей индивидуального психосоциального развития, адекватных решению широкого круга прикладных задач, наряду с требованиями надежности и валидности необходимо соблюдение следующих основных условий: теоретически обоснованное выделение наиболее универсальных и значимых стадий психосоциального развития в качестве исследуемых переменных- обеспечение возможности выявления не только полярности разрешения соответствующего психосоциального кризиса, но и степени такого разрешения- использование достаточно простой и компактной диагностической процедуры, доступной испытуемым любого возраста, начиная с подросткового- наличие достаточно простой, алгоритмизированной процедуры обработки и интерпретации полученных данных, обеспечивающей возможность сравнения результатов как отдельных испытуемых, так и групп. Всем перечисленным условиям в достаточной степени отвечает дифференциал психосоциального развития.

8. В современном российском обществе процесс формирования психосоциальной идентичности индивида затягивается и выходит за хронологические рамки пятой стадии эпигенетического цикла обозначенные Э. Эриксоном. Это связано, прежде всего с тем, что в силу ряда причин социально-политического и социально-экономического характера существующая социальная система не обеспечивает условий для полноценного проживания психосоциального моратория в юношеском возрасте. При этом, у представителей наиболее социально активных возрастных категорий проблемными, с точки зрения полярности и степени выраженности разрешения базисных конфликтов психосоциального развития, являются вторая и третья стадии эпигенетического цикла, что обусловлено сохранением и, более того, культивированием в рамках базисных социальных институтов экономики, политики и права сильных патерналистских традиций, а также существованием, практически на всех уровнях регулирования общественных отношений, неформальных нормативных систем, зачастую носящих откровенно антисоциальный характер.

9. В условиях современного общества процесс формирования психосоциальной идентичности индивида не зависит напрямую от этноспецифических факторов и реально опосредуется гораздо более широкими, близкими к общечеловеческому контексту универсалиями — базисными социальными институтами. При этом у значительной части старшеклассников, обучающихся в московских школах, имеет место серьезная деформация психосоциального развития, выражающаяся в негативном разрешении базисных конфликтов второй, четвертой и пятой стадий эпигенетического цикла, что создает реальный риск попадания этих подростков под влияние деструктивных лидеров, неформальных групп экстремистского толка, формирования у них агрессивных установок и антисоциальных моделей поведения, в том числе в межнациональном контексте. Для преодоления этой негативной тенденции необходима реальная психологизация образования и радикальное повышение эффективности средней школы в плане реализации ею развивающей функции.

10. Статусно-ролевая позиция индивида в контактных сообществах открытого типа, а также процесс его вхождения в группу во многом обусловлены особенностями психосоциального развития на базисных стадиях эпигенетического цикла. В этой связи в целях повышения эффективности работы психолога-практика с курируемым сообществом представляется целесообразным включение в методический пакет дифференциала психосоциального развития и использование в качестве интерпретационно-прогностического средства, наряду с классическими социально-психологическими подходами, психосоциальной теории. Это позволит, прежде всего, обеспечить для каждого члена сообщества возможность максимальной самореализации в контексте совместной деятельности, что особенно важно при разработке и реализации прикладных программ, непосредственно связанных с повышением уровня группового развития, в частности командообразования.

11. Для решения целого ряда задач, связанных с организационным развитием, оптимизацией кадровой политики, мотивацией персонала, внутрикорпоративным обучением, коучингом и т.п., целесообразно использовать дифференциал психосоциального развития в качестве диагностического инструмента и концепцию психосоциального развития в целом в качестве интерпретационного ключа, позволяющего выявить глубинную природу организационных процессов, непосредственно связанных с человеческим фактором.

12. В представленном виде психосоциальная концепция развития является вполне самостоятельной и эвристичной полидисциплинарной теорией, полностью отвечающей общеметодологическим принципам, признакам научной культурадигмы, имеющей собственное исследовательское поле, понятийный аппарат и методическое обеспечение, а ее использование в практикоориентированных социально-психологических исследованиях позволяет реально повысить их научную и практическую значимость.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и списка литературы, включающего 460 наименований, в том числе 136 — на иностранных языках. Общий объем основного текста диссертации — 354 машинописные страницы.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Основные положения, выносимые на защиту