lovmedgu.ru

Малая семья приходит на смену сложной

Видео: Разведопрос: Борис Мегорский про осаду и взятие Нарвы в 1704 году

После небольшого исторического экскурса нельзя не сказать о тех огромных изменениях, которые произошли с формами и видами семейных союзов в течение ХХ века. Сначала рассмотрим трансформации, отмечаемые демографами, потом поговорим об эмоционально-интимной и сексуальной сфере, изменении поведенческих норм в общении между полами и между поколениями.

Как бы ни печалились приверженцы традиционных ценностей, горюющие о кризисе семьи, по утверждению демографов, Россия по-прежнему остается страной с высоким уровнем брачности, крайне редким безбрачием и весьма ранними первыми браками. Долговременная тенденция изменения семьи состоит в уменьшении ее размера и упрощении структуры. В прошлом столетии произошло выделение нуклеарной, или малой, включающей только родителей и детей, семьи из расширенной, состоящей из нескольких поколений. Сегодня нуклеарная семья утвердилась в качестве базовой, она фигурирует как норма и в повседневной жизни, и в практике социальной работы, и нормотворчестве. Широко распространился городской образ жизни, выросла ценность приватного пространства, «уютного семейного гнездышка» в изолированной квартире – и вот анекдоты о коварной теще и злой свекрови все больше отходят в прошлое. В городах ослабли связи между поколениями. Молодые становятся все более независимыми от родительской власти, более автономными в принятии жизненных решений об учебе, работе, замужестве. В свою очередь, пожилые не рассчитывают на старость в окружении детей и внуков, как было во времена их сельского детства. Современные общества – это общества с опорой на индивида, на его выбор, даже на постоянное принуждение к выбору. Человек самостоятельно принимает решения и несет за них полную ответственность, сам ищет и выбирает партнера.

Кроме того, благодаря развитию медицины, доступности контрацептивов, а также утверждению новой системы ценностей, резко меняется установка на детность семьи. Биология перестала быть судьбой женщины. Безвозвратно канула в Лету неизбежная в недавнем прошлом череда ежегодных родов, уготованная почти каждой замужней женщине. Сегодня семья имеет одного или двух детей, что несопоставимо с размерами семей столетней давности, когда на женщину в среднем приходилось семь деторождений. Опросы студенческой молодежи показывают, что современные девушки больше юношей ориентированы на однодетную модель (28,9% против 22,7%). Успехи медицины способствовали росту продолжительности жизни, сведению почти к минимуму детской смертности, а также более ответственному отношению будущих матерей к здоровью – своему и ребенка. Женщина планирует свою жизнь, планирует рождение желанных детей. За уменьшением количества последовал рост качества детей, как ни ужасно это звучит. Один-единственный ребенок становится средоточием внимания и заботы родителей, смыслообразующим центром семьи. Поэтому многие современные семьи называют детоцентристскими.

Рост внебрачных рождений, высокий процент разводов и повторных браков, ослабление связи между показателями рождаемости и брачности – таковы общие тенденции для всех развитых стран, и Россия здесь не является исключением.В течение 1990-х годов удвоилась частота внебрачных рождений, хотя она несколько ниже, чем в западных странах. Массовое распространение фактических, но не оформленных браков началось еще с середины 1970-х. В итоге «традиционными» теперь называют зарегистрированные браки в отличие от ставших уже привычными пар, которые «просто живут вместе». Что нас отличает, так это сохранение раннего возраста вступления в брак и раннее рождение первого ребенка. Средний «возраст» семьи при появлении первенца равен лишь двум годам. В итоге приблизительно к 25 годам женщина сворачивает свои репродуктивные планы, ограничившись одним или двумя отпрысками. Сравните: по переписи1897 года средний брачный возраст крестьян был 21 (женщина) и 23 года (мужчина), для городских слоев – 23 и 26 лет. Омоложение материнства имеет ряд социальных последствий, а именно сокращение возможности ухода за внуками со стороны старшего поколения – бабушек и дедушек, еще не вышедших на пенсию. Тем не менее в России помощь в воспитании детей со стороны прародителей является поведенческой нормой, ответы молодых супругов фиксируют этот вид помощи как наиболее часто встречающийся.

Старение населения имеет, как оказалось, свои «национальные» особенности. Во многих постиндустриальных странах женщины живут дольше мужчин, но в России этот разрыв особенно заметен. Средняя продолжительность жизни мужчин у нас не дотягивает до пенсионной планки! В результате престарелое население, процент которого, по прогнозам, будет только расти, на 3/4 состоит из женщин. Таким образом, для российских женщин очень высока вероятность одинокой старости и вдовства при минимальном шансе повторного брака. Средний возраст одиноких мужчин в нашей стране составляет 49 лет, а одиноких женщин – 69.

На современном этапе люди находятся в браке потому, что семья многое дает им – любовь, поддержку, дружбу, общение. Мы говорим «как одна семья», когда хотим подчеркнуть особую сплоченность и близость. Семейные живут дольше, чем холостяки, их финансовое благосостояние выше. Так, в США подсчитали, что после смерти одного из супругов шансы оставшегося преждевременно уйти из жизни увеличиваются на 50%. Однако общим местом литературы, посвященной институту семьи, стали пессимистические прогнозы. Многие темы, которые когда-то квалифицировались как частные или случайные, осознаются в качестве серьезных социальных проблем, требующих внимания. Наряду с ролью семьи в таких процессах, как алкоголизация и наркотизация, активнее стали изучаться негативные стороны семейной жизни – стрессы, конфликты, чувство ограничения свободы и желаний.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Малая семья приходит на смену сложной