lovmedgu.ru

Партнерство, родительство, отцовство

Видео: Отцовство и родительство

Проведенное около десяти лет назад российско- французское исследование, ставившее целью изучить представления подростков двух стран о семье, пришло к выводу о замкнутости мужских и женских миров в России, особой конфликтности гендерных отношений в российских парах по сравнению с европейскими, об отсутствии у нас культуры партнерства между полами в семье и обществе. Под замкнутостью имеется в виду ориентир на отношения доверия, поддержки, понимания только внутри собственного пола, что называется, с подружками или приятелями. Это неутешительное заключение можно подкрепить ежедневными наблюдениями – вспомним разные игровые зоны и игрушки для мальчиков и девочек в детском саду, высмеивание участия в «девчачьих» играх и дружбы мальчиков с девочками в школе. Или прозвище «подкаблучник» для мягкотелого мужчины, звучащее как приговор. Вырастая совершенно в разных компаниях, юноши и девушки сталкиваются с неизбежными сложностями в коммуникации, выстраивании отношений друг с другом. Да и как этим сложностям не возникнуть, если уже в детских сочинениях о будущей жизни подростки разного пола рисуют сценарии, буквально не имеющие точек соприкосновения. Так, если девочка прописывает свой день через сочетание семейных и профессиональных забот (утром приготовила завтрак, разбудила детей, всех умыла-накормила, отправила в школу, побежала на работу), то фантазии мальчика редко включают что-либо еще, кроме успешной карьеры и интересной работы (проснулся, включил компьютер, плеснул в чашку кофе, почитал газеты). Домашняя жизнь будущего супруга и отца вообще «схлопнута» до слов «ушел/пришел домой». Остается только потом с друзьями обсуждать, какие же они непонятные, «эти женщины» или «эти мужчины». На таком фоне закономерен успех телепередач и публикаций, рассказывающих о странностях противоположного пола, как об инопланетянах или особом подвиде прямоходящих.

Однако есть и позитивные сдвиги. В современном обществе постепенно меняется положение и роль мужчин в семье. В европейских странах буднично выглядят мужчины, идущие с колясками или с младенцами на руках. У нас тоже в образованных слоях естественной становится активная роль отца, допустим, в поддержании отношений с детьми после развода, то есть получает развитие отцовская идентичность. Конечно, такие тренды ощутимы в крупных городах, там, где заметны положительные сдвиги в изменении образа жизни населения – в наполнении досуга, развитии родительской идентичности и т.д. Новые практики характерны для образованных средних слоев. Большинство же российских супругов по-прежнему обременено идеей о мужчине как о главе домохозяйства, который должен обеспечивать семью. Жесткое предписание роли кормильца и затрудненность реализации этой модели создает неудовлетворенность и напряжение в супружеских отношениях. Ведь далеко не все мужчины могут реализовать это ожидание. В то время как альтернативные семейные роли для мужчин, связанные, например, с частной жизнью, отсутствуют. Мужчина-домохозяин (в смысле не работающий, а занимающийся хозяйством – чувствительный к гендерным нормам язык заставляет при этом слове представить не мужчину-«домохозяйку», а скорее владельца дома!) в современной России выглядит, мягко говоря, неудачником. Это существенное ограничение, которое вызвано привязанностью к патриархатной гендерной роли – роли кормильца, в которой заработок становится единственной задачей мужчины и единственным поводом для уважения со стороны родных.

В то же время редкая семья может себе позволить жить по правилу: мужчина-кормилец полностью отдает себя производству, работе, не отвлекается на семейные дела, обеспечиваемые женщиной. Все еще бытующие представления о том, что «раньше» (до революции) женщины не работали, а посвящали себя исключительно благу семьи, – красивый миф! Если не брать в расчет несколько процентов населения, выпадающих на обеспеченные классы, то назвать «не работающими» женщин-пролетарок, представительниц купеческого и мещанского сословий, а уж тем более крестьянок язык не повернется. Верно, что большинство из них не ходили на службу и не проводили по восемь часов в конторе. Как верно и то, что за свой ежедневный труд в поле, на скотном дворе, в ремесленной мастерской или в лавке мужа они не получали «зарплаты». Помощь отцу или мужу, поденный найм, случайные заработки, постоянный поиск подработки – шить вечерами, обстирывать по выходным, наняться в прислугу – таковы были реалии женщин из бедных городских семейств. И, допускаем, мечты о жизни в достатке, о возможности не работать так, как они – до изнеможения.

С тех пор профессиональный труд женщин кардинально изменился. Наши современницы работают в сфере оплачиваемой занятости наряду с мужчинами. И современное домохозяйство в большинстве стран двухзарплатное, рассчитанное на заработки обоих супругов. Таковы требования рынка, таково устройство экономики. Например, взять кредит на дом в Англии с одним работающим членом семьи невозможно. Семья с одним источником дохода экономически уязвима, что не требует доказательств в период кризиса.

Однако большинство опрашиваемых мужчин и женщин в России разделяют традиционные стереотипы, высказывают согласие с существующим распределением дел в семье, оправдывая это большей приспособленностью женщин к заботе о других, опытом материнства. Такой порядок считается естественным. Специалисты центра «Семья» молодого города автостроителей Тольятти провели опрос горожан с целью выяснить, как они понимают роль мужчины в семье. Оказалось, что женщины в большей степени, чем мужчины, привержены узкому прочтению семейных ролей. Мнение, что отец может обеспечивать материальное благополучие семьи и не вмешиваться в воспитание, высказали по большей части именно женщины, в отличие от мужчин, которые гораздо чаще отмечали, что хороший муж и отец принимает активное участие в воспитании и проявляет заботу о благополучном климате в семье. Данные по студенческой выборке также подтверждают значительную приверженность патриархальным семейным ценностям. С утверждением «муж – глава семьи, жена несет ответственность за ведение домашнего хозяйства» согласились 57,1% юношей и 61,9% девушек. И это несмотря на давно фиксируемую зависимость удовлетворенности браком от распределения домашних дел! Еще в советское время «неучастие супруга в работе по дому» называлось каждой десятой женщиной из непритязательного рабочего класса в качестве причины развода.

Согласно последней национальной переписи домохозяйств, женщины тратят на домашнюю работу в среднем 33 часа в неделю, мужчины – 14 часов. Как видим, доступность бытовой техники, полуфабрикатов и других облегчающих ведение домашнего хозяйства средств мало повлияло на расклад времени у обычной женщины. Это обстоятельство заставляет задуматься о специфике домашней работы, однообразной и вечно незавершенной, не имеющей четких критериев и «показателей качества». Развитие рынка услуг и предложений по «облегчению» домашнего труда, с одной стороны, свело на нет трудоемкие операции вроде ручной стирки, но с другой, высвобождаемое время уходит, к примеру, на новое «грамотное потребление». Современная женщина должна быть настоящим менеджером домашнего хозяйства – отслеживать новинки на растущем потребительском рынке, заниматься поисками и привлекать сторонние силы для решения текущих бытовых проблем. Стандарты потребления среднего класса растут, в итоге домашняя работа «профессионализируется», становясь уделом специалистов из числа наемного персонала. Появился и рынок услуг, своеобразная «коммерциализация заботы». Няни, домработницы, садовники и другие категории наемной прислуги, как свидетельствует сериал «Моя прекрасная няня», стали повседневностью богатых российских семей.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Партнерство, родительство, отцовство