lovmedgu.ru

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна

1. В качестве методологической основы исследования в диссертации разработан и последовательно реализован интегративный акмесредовой подход, сочетающий: а) уникальность развивающейся личности профессионала, отличной в культурном многообразии (культурологический аспект)- б) формирование ценности самосозидания (антропологический аспект), значение личностных ценностей как стержня акмеориентированного самоизменения, возрастание роли ценностных ориентаций и ценностных отношений в процессе развития (аксиологический аспект), в) проявление активности, соответствующей объект-субъектным преобразованиям, признание постоянной нормой профессиональной жизни системы действий (праксиологический аспект)- г) взаимодействие субъекта с выбираемой и создаваемой средой, в соответствии с контекстуальностью психических проявлений, динамично меняющихся в зависимости от среды (средовой аспект).

Акмесредовой подход позволяет обнаружить: взаимосвязи акмеологической среды в ее видовом разнообразии с возможностями реализации способностей человека к самодетерминации, самотрансцендентности, ответственности- проявление интенции профессионала к сбалансированному развитию социосферы, относящегося к себе как к целостной личности, ориентированной на внешнюю и внутреннюю упорядоченность (экосистемный аспект)- уровневое строение профессиональной среды, взаимодействие, обеспечивающее переход в более высокообразованное состояние (системно-структурный аспект). Акмесредовой подход позволяет проектировать: качественную переменную среды жизнедеятельности, как культурно-технологическую, так и техногенную- среду как источник стимуляции и средство раскрытия способностей, экологической валидности психологических экспериментов (экологический аспект)- акмеологическую среду как самоорганизующуюся и саморегулирующуюся систему с параметрами механизмов регуляции, нормативности, волюнтаристичности (синергетический аспект).

Выявлены предпосылки создания концепции развития профессионала в акмеологической среде, которые классифицированы на: методологические, теоретические и практико-технологические. Они позволили выявить возможности выделения особых качеств процесса развития профессионала как: а) разнообразия проявления ценностно-смыслового самоопределения, самореализации духовной сущности- б) модели проектирования социальной договоренности (эпицентром проектирования становится «точка взаимопроникновения» пространственно-временных континуумов)- динамической системы, интегрирующей функции подсистем (первой существовавшей моделью признаем интеллектуальную среду шотландских мыслителей XVIII в., объединенную понятием «улучшение» и ее продукт – Академию выдающихся людей)- в) зоны развивающих возможностей, адекватно и целесообразно трансформирующих взаимодействие пространственно-временных и профессиональных компонентов- г) объединения выдающихся профессионалов.

Доказательно представлены интегративные характеристики процесса развития профессионала в акмеологической среде: а) системность двух взаимодействующих процессов- б) комплементарность и взаимопроникновение процессов – подсистем- в) поэтапность процессов развития профессионала и акмеологизации среды- г) субъектная регуляция процессов- д) качественно-количественная оценка процессов как проявление рефлексивности субъекта- е) расширяющийся ряд структурных компонентов развивающейся самости.

Выявленные характеристики позволили как диагностировать, так и проектировать развитие профессионала в акмеологической среде.

В понятийный аппарат исследования введены определения:

- акмеологической среды (с видовыми различиями формирующейся, рефлексивной, преобразующе-созидательной) как сложной, противоречивой системы с комплементарно выраженными полюсами: а) равновесности – неравновесности- б) открытости – закрытости- в) несамопроизвольными – самопроизвольными процессами- г) структурными и функциональными компонентами акмеологической среды как гетерогенной, нелинейной системы, представляемой осями силы развития (равнодействующей силы личности и силы сопротивления среды)- личностно-динамической, зависящей от приращения личностной составляющей- базисной составляющей среды, имеющей трехмерное наполнение: материальной, личностной, нематериальной. К ее характеристикам отнесены: новизна и эвристичность ситуации развития, расширение и углубление смыслового поля деятельности- механизмы, обеспечивающие личностно-профессиональное развитие- профессионально-психологическое «Я»- психологическая тонкость окружения (ближней среды)- порождение смысложизненного отношения к миру- продуктивная деятельность в среде- средообразующая структура действий профессионала- неопределенность, порождающая творчество. Формирование акмеологической среды не ограничивается определенным периодом профессиональной деятельности, а рассматривается на протяжении всего жизненного пути как в профессиональных проявлениях личности, так и в качественном изменении среды:

- поэтапного построения ведущих компонентов профессионализма, оптимальное сочетание которых осуществляется в процессе акмеологизации среды-

- состоятельности как интегративном качестве, представляющем профессиональные достижения специалиста (социальный статус и успешность, информационный обмен, консолидация социальных функций, осуществление жизненных планов и детерминация личностного роста)-

- энтальпии – функции состояния, энергии расширяющейся системы, дающей указания на параметры анализа, и соответствующей силы (резистивности, развития и др.)- состояние акмеологической среды - это совокупность ее свойств, выражающихся через функции профессионала и заключающихся в преодолении сопротивления среды (давления, влияния и т.д.), оптимизации диапазона (объема, широты кругов общения), концентрации (количество элементов и др.).

2. Концепция развития профессионала в акмеологической среде включает: определение сущности взаимовлияющих процессов, источников и подходов- принципы и модель развития профессионала в акмеологической среде- алгоритм развития профессионала в акмеологической среде- соответствующие механизмы развития.

Установлена сущность процесса развития профессионала в акмеологической среде, состоящая в совмещении взаимодействующих процессов – поэтапного развития профессионализма и соответствующего преобразования среды. Важными составляющими этой сущности выступают:

- уровень специалиста, соответствующий организационной среде - с этапами адаптации, самоактуализации и владения профессиональными действиями, обеспечивающими личностную включенность, актуализацией смыслов и целей формируемой деятельности, а также разделенные действия-

- уровень профессионала, соответствующий акмеологической формирующей среде с насыщением на этапе адаптации содержания операционального и рефлексивного компонентов, субъектной включенностью, имитируемыми действиями, возникающими на этапе самоактуализации поддержанными действиями, свободным владением профессионально важными качествами в открытом профессиональном пространстве, развивающем адаптирующихся и расширяющим взаимодействие с профессионалом-

- уровень профессионала, как субъекта труда на этапе самоактуализации отличается интеграцией гностического, эмоционально-волевого, организаторского, социально-перцептивного, тактико-стратегического компонентов, проявлением индивидуальности, творческой самореализации, этап свободного владения профессией демонстрирующий гармонию с профессией и соответствующие ступени мастерства в закрытом, сужающемся за счет отбора в профессиональном пространстве, уменьшение хаотичности, преодоление сопротивления среды- это соответствует преобразующе-созидательной акмеологической среде (т.к. происходит выработка новых для среды и взаимодействия правил, параметров и включение в пространство отношений). Управляя средой, руководитель управляет процессом развития профессионала, а создавая среду, включает механизм управления процессами, происходящими в ней- достижение уровня индивидуальности определяет успех действия профессионала в среде (акмеологический эффект проходит меридианами индивидуальности), субъектная включенность определяется саморегулируемыми и самопобуждающими действиями-

- уровень суперпрофессионализма соответствует рефлексивной акмеологической среде, все компоненты высоко развиты и интегрированы, сформировано новообразование – жизненное профессиональное самоосуществление, отчетливо проявляется феномен средообразования, а также акмеологический уровень взаимодействия личности и среды- интегративность компонентов взаимодействия, качество, достигаемое во взаимодействии, проективность, осознаваемость ценности взаимодействия, прогностичность – предсказуемость результатов, особая психофизическая напряженность.

Этап адаптации связан с выстраиванием кооперативных структур деятельности, саморазвитием активно действующего субъекта, с самоорганизуемыми действиями, сотрудничеством и далее партнерством, при котором качественно иной уровень взаимодействия со всеми субъектами совместной деятельности достигается за счет развитой саморегуляции, активности, профессиональное пространство – открытое и расширяющееся. Этап самоактуализации связан с сотворчеством, возможностью овладения смежными профессиями. Владение профессией – это творческое самопроектирование, проявление в качестве самосозидателя, достигающего вершин (высокие профессиональные результаты, состоятельность, стремление к «уровню своей некомпетентности», индивидуальность).

Модель развития профессионала в акмеологической среде базируется на принципах: развития (индивидуально, гетерохронно, по восходящей, максимально в периоды сензитивности, достижения профессионального идеала, творческой адаптации и компетентности)- смены функциональных сред, продуктивности, конечной цели, снятия осуществленного уровня самости (утверждающей самость как социально образующий феномен)- управляемости (четкая организация, технологичность, подконтрольность процессов, ограничение зоны действия)- открытости (свободный обмен с внешним окружением, незавершенность, переоформление предлагаемых образов)- модельности и динамичности, аксиологичности (диспозиции личности), иерархии (3 уровня – базовый, переходный, конечный, которым соответствуют подсистемы формирования, развития, поддержания)- оптимизации, дополнительности, средового опосредования (перестройка смысловых образований, выход за пределы созданной структуры среды)- средопринадлежности, активности профессионала в среде (реализация субъект-субъектных отношений)- когерентности (определяющей характер динамики среды). В связи со сложностью развития профессионала в акмеологической среде, изучаемой с помощью средограмм и акмесредограмм, действие акмеологических детерминант представлено поуровнево.

Акмеологическая модель формирования среды развития профессионала проецирует свои функции (как специфическую, так и логико-методологическую) на деятельность профессионала в его движении от оригинала к идеалу (О-И переход по Б.Г.Ананьеву) через зоны развивающих возможностей с учетом присущих свойств.

Алгоритм процесса развития профессионала в акмеологической среде отражает технологические задачи и схемы взаимодействия, представляя собой постоянные модели – многослойные (слои соответствуют преобразованию среды) и дуально-пропорциональные (каждому слою соответствуют 2 алгоритма, отнесенные к развитию мотивационной и операциональной сфер). Алгоритм обозначает О-И переходы от специалиста до суперпрофессионала.

Внешние механизмы действия акмеологической среды представляют свое действие от инициации (установок, технологий приспособления и саморегуляции) до включения защитных механизмов в интервале «цель-результат» и социального закаливания через непосредственно психологические и опосредованные механизмы влияния (в частности, механизмы действия полей), скрытых случайностей. Промежуточное положение между внешними и внутренними занимают механизмы регулирования и достижения результата. На основных этапах действия механизмов профессионального развития влияние среды неравномерно, затруднено планирование ее изменений, что в совокупности с зависимостью человека от созданной техногенной среды востребует организационные перемены- один из механизмов достижения акмеологического уровня - опережающая интеллектуализация среды с подтверждением явлений двух порядков: опережающее личностное развитие и выдвижение опережающих идей, ограничиваемый действием закона убывающей предельной полезности.

3. Обоснованы и эмпирически определены критерии и показатели, позволяющие отнести испытуемых к определенному уровню профессионализма и виду формируемой акмеологической среды.

В качестве внутренних интегральных критериев выступают:

- структурно-функциональный, включающий показатели преобразований (гибкость, подвижность, вариативность, интегративность), целостности (акменаправленность, взаимосвязанность, аддитивность) средовой оптимальности-

- динамический, объединяющий показатели эффективности развития в среде (гетерохронность, активность в активной среде, акмеориентированное саморазвитие), проективности действий в среде (рост безопасности, осуществление комплексных стратегий с учетом традиций, преодоление сопротивления среды), познавательной информативности (неопределенность, системный подход к отбору информации), чувствительность к глобальным факторам среды.

Внешние интегральные критерии включают показатели и индикаторы:

- новообразований в акмеологической среде, сочетающих в себе качественные (интероперабельность, участие профессионалов в управлении, глобальность среды профессионала), количественные (насыщенность внешними контактами, выход за пределы границ взаимодействия, модуляция возмущающих последствий объектов внешнего влияния), ценностные (значимость окружения, ценность взаимоотношений, свобода как способность контролировать условия организации)-

- адаптивно-рефлексивный, включающий показатели средообразования (возникновение нового чувства среды, точек личностно-профессионального роста, инициация средообразования личностью), приспособления к среде (удовлетворенность взаимодействием, психофизическое напряжение, благоприятный психологический климат) или уход из среды (ограничение личностно-профессиональных возможностей), уход из профессии, неудовлетворенность профессионально важных интересов.

4. При анализе акмеологических закономерностей использован прием их последовательного представления по мере прохождения личностью этапов профессионализма- для каждого компонента обнаружены соответствующие закономерности:

- социально-психологические (импульса поисковой активности в связи с неудовлетворенностью профессиональной средой- взаимозависимости интенсивности действия среды и уровня состоятельности профессионала- углубления смысловой интерпретации профессионального развития в среде в процессе перцептивного научения в условиях тренинга)-

- организационные (накопления психологической безопасности, самосозидания профессионалом условий поступательно-восходящего движения)-

- когнитивные (продуктивное решение профессиональных задач, удовлетворяющих требованиям, задаваемым уровнем развития среды, опережающей интеллектуализации среды)-

- креативного (актуализации креативности в преобразующе-созидательной среде)-

- социально-перцептивные (необходимости периодов спада профессиональной активности)-

- рефлексивные (имманентного действия рефлексивной активности)-

- тактико-стратегические (ведущей роли руководителей в преобразовании среды- продуктивной открытости, подчеркивающей кумулятивный эффект индивидуального взаимодействия профессионала и акмеологической среды – горизонтального и вертикального роста, усиливаемого средой и укрепления среды профессионализмом личности- неравновесности подсистем вертикального и горизонтального профессионального роста).

К собственно акмеологическим закономерностям, доказанным эмпирически, отнесены:

- цикличности и взаимовлияния развития профессионала и акмеологической среды-

- циклической активности профессионала в акмеологической среде (в том числе по освоению акмеологической среды)-

- восхождения от аморфной профессиональной группы через группу как субъект труда и профессиональную общность к профессиональному сообществу, члены которого объединены творческими целями-

- восприятия возраста (биологического, социального, психологического, акмеологического) в соответствии с профессиональными достижениями-

- осознания состоятельности для профессионалов высокого уровня.

5. Разработана программа психолого-акмеологического сопровождения деятельности профессионала на основе акмесредографического анализа, позволяющая осуществлять индивидуальный (полный или сокращенный) маршрут в зависимости от исходного уровня личностно-профессионального развития специалиста и уровня развития среды организации. Программа включает:

- диагностический этап (констатирующий эксперимент), предполагающий замеры состояния сред- показателей развития специалиста, выявляющий формы взаимодействия со средой, выстраивающий средовой профиль организации-

- проектировочный, предполагающий решение практико - и проблемно-ситуационных задач, отработку действий проектирования профессионального совершенствования, обучение моделированию сред-

- организационный этап, представляющий собой последовательность тренингов, позволяющих специалисту индивидуально пройти путь от изменения восприятия среды и нормативных действий до потребности и осуществления элементов творческой деятельности профессионала в направлении самосовершенствования и формирования собственной акмеологической среды-

- контрольно-регулировочный этап, обеспечивающий коррекцию профессиональных и средообразующих действий за счет анализа совпадений циклов развития организации и личности, функциональности роста профессионала и организации, работы с акмесредограммами (учет общего и особенного в развитии профессионала и среды)-

- внедренческий этап, предполагающий проведение в организации методики «Акмесредография» как средства формирования акмеологической среды (применение стратегий и тактик пользователей под влиянием операционализации средообразования и алгоритмизации)-

- результативный этап, осуществляющий итоговый срез по акмесредограмме, интерпретацию результатов, выработку рекомендаций по совершенствованию профессионализма и среды.

6. Построены акмеологические технологии, направленные на достижение высокого профессионализма за счет развития внутреннего потенциала, обеспечения потребности организации в коррекции направленности и комплементарности личностно-профессиональных качеств руководителей и команды, совпадения их взаимооценки. Программа тренингов осуществляет 3 модели преобразований (действие руководителей по созданию акмеологической среды, сотрудников при поддержке руководителей, буферных действий с привлечением третьего лица). Профессионально-личностное развитие осуществляется оптимально посредством интеграции личностного опыта, приобретаемого в профессиональной среде и опыта, получаемого под воздействием средовых феноменов, в связи с чем как вариант классификации выделены технологии в выявленном эмпирически соотношении (1:2): а) оптимизирующие среду развития профессионала- б) оптимизирующие развитие профессионала средствами среды (макро- и микроуровни реализации технологий).<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна