Степь, юрта, платок (этнические стереотипы о казахской женщине)
В мае 2004 г. я провела любопытное и неожиданное по итогам мини-исследование гендерных этнических стереотипов. Респондентами стали участницы Центрально-Азиатской сети по гендерным исследованиям – преподаватели вузов, активистки женских организаций Центральной Азии и СНГ, студентки. Им предлагалось назвать слово или образ, который возникает у них, когда они слышат слово, относящееся к тому или иному этническому типу женщины (всего 20). Вот что показал анализ стереотипов о казахской женщине.Самый распространенный образ казашки связан с природным ландшафтом страны: степь, бескрайние степи- ветер- пространство, мир кочевников- солнце, вода- песнь жаворонка- «и друг степей калмык».
Далее следуют ассоциации с хозяйственной ролью казахской женщины, ее местом в доме, хозяйстве, в приготовлении еды: кумыс, дым кизяка- женщина в белом платочке и пиалой кумыса- наливает чай за столом- женщина в камзоле на фоне юрты взбивает кумыс- домашний очаг, большая семья- мать, сноха- дом- уют- юрта, пиала, бесбармак- тесто- много детей.
Часто описывается и внешний облик казашки, определяемый словами: платок, белый кемешек- маленькая женщина- смуглая, невысокая, черная коса- коса, красивая девушка- стать- в красном платке, улыбающаяся, загорелая, темная- смуглая пожилая женщина- с узкими глазами- смелая женщина на коне в национальной шапочке с перьями- всегда следует моде во всех отношениях- современная умная красавица, шагающая в ногу со временем.
Среди определяющих психологических качеств казахской женщины называются: многострадальная, покорная, само терпение, непостижимая- чадолюбивая, крик- беспомощность, трудолюбие- терпеливая- покладистая- гостеприимная, сердобольная, отзывчивая, последнее отдаст- на юге соблюдающая обычаи, традиции и обряды- уважение к старшим- «Бедная Самал»- а также: свободный дух- свобода- вольная- степная- живая- шустрая, нагловатая- гордая- поющая раскатисто- интеллигентная- продвинутая- НПОшница.
Следует отметить, что в данном исследовании автостереотипы (мнение о своем этносе) и гетеростереотипы (мнение об ином этносе) респондентов отличаются незначительно. И казахи, и неказахи с одинаковой частотой называют образы степи, юрты, кумыса, платка, покорности, трудолюбия и т.д., что говорит об определенной цельности и устойчивости типажа казашки. Это связано, надо полагать, во-первых, со сложившимся отражением в СМИ казахской национальной культуры и образов казахских женщин. У людей, непосредственно наблюдающих жизнь казашек в повседневной жизни, я думаю, подобная стереотипизация объясняется в одинаковой степени как повседневными картинками из жизни, так и их художественным отражением в масс медиа.
Таким образом, этнические стереотипы в состоянии кратко и емко показать доминирующую в обществе дискурсивную оценку места женщины в семье, обществе, мире.
Поделиться в соцсетях:
Похожие