Обучение детей с онр дошкольного возраста
Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи проблема достаточно распространенная. Особенно часто это явление встречается у детей дошкольного возраста. Для того что бы справиться с этой проблемой, необходимо правильно построить процесс обучения и воспитания детей с таким недугом. Выбрать именно те занятия, которые будут способствовать развитию речи.
На развитие речи благоприятно влияют различные виды деятельности. Крайне редко используется изобразительная деятельность, но и ее не стоит упускать из виду. Очень важно, что бы дети работали с различными материалами: бумагой, глиной, карандашами. Благодаря такой работе у детей мобилизуются мыслительные процессы, активизируется речь. Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи должна быть первостепенной задачей у государства и родителей.
Существует достаточное количество приемов воспитания и обучения, которые должны использоваться при работе с детьми, которые страдают общим недоразвитием речи. Большое значение имеет рисование, лепка, аппликации и конструирование. С помощью изобразительной деятельности ребенок воплощает в естественных образах, все то, что он познал ранее. Это является, своего рода, способом выражения своих мыслей.
Во время занятий изобразительной деятельностью дети знакомятся с новыми словами, учатся понимать, различать и, безусловно, использовать в своей речи слова, описывающие предметы и действия.
Необходимо, чтобы слово стало термином, и ребенок мог использовать его в повседневной жизни. С этой целью следует перевести слово в действие, создать определенную связь между термином и предметом, который это слово обозначает. С этим заданием отлично справляется изобразительная деятельность.
В связи с тем, что ребенок воспринимает предметы зрительно, ему тяжело связать термин и предмет, термин и действие. Помогает справиться с этой задачей самостоятельное взаимодействие ребенка с предметом. А именно, давая ребенку конкретный предмет и позволяя ему действовать с ним, причем проговаривая эти действия, новые слова и словосочетания запоминаются на много быстрее и лучше. Так же важно то, что ребенок действует с предметом самостоятельно, это увлекает его еще больше.
Значительно быстрее развитие речи происходит у ребенка во время продуктивной деятельности. Польза продуктивной деятельности заключается в том, что можно легко разыгрывать ситуации, которые являются хорошим стимулом для проявления активности, в том числе и речевой. С помощью проблемных ситуаций у ребенка тренируется коммуникативная активность речи.
Показать связь слова и предмета на много проще чем, связь слова и действия. Что бы объяснить какой предмет обозначает это слово надо просто показать ребенку этот предмет или просто использовать картинку. Проблемным становиться объяснить связь между словом и действием, через картинку. Занимаясь изобразительной деятельностью, этот процесс происходит естественным путем, так как ребенок самостоятельно выполняет определенные действия.
Мыслительные процессы ребенка дошкольного возраста очень конкретные, он мыслит образами, картинами. Из этого можно сделать вывод, что проблема развития речи и мышления тождественна проблеме представлений, т.е. восприятием чувствами. Отделенное от основы слово теряет смысл, заложенный в нем, а в некоторых случаях, приобретает сугубо индивидуальный, понятный только говорящему смысл, т.е. теряет свою функцию общения, взаимодействия. Язык, общение крепко связан с логикой. Но, не смотря на это, когда у ребенка происходит формирование долее общих, отстраненных понятий, все же имеет место чувственная основа. Это положение следует иметь в виду при воспитании и обучении детей младшего возраста, т.е. при начальном образовании. Это связано с тем, что по мере взросления ребенка на место чувств, приходит логика.
18:28, 3 августа 2010 4293Обучение рассказу детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) — реферат
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития связной речи
У детей7
I.1. Особенности связной речи и специфика овладения ею
в онтогенезе 7
I.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР..18
I.3. Специфика овладения навыками составления рассказа
детьми дошкольного возраста с нарушениями речи.29
Выводы по I главе. 35
Глава II. Экспериментальная работа по обучению рассказу старших
Дошкольников с ОНР (III уровень)37
II.1. Организация педагогического эксперимента.37
II.2. Содержание и результаты констатирующего этапа
исследования.44
II.3. Обучение рассказу старших дошкольников с ОНР в
процессе экспериментальных занятий по развитию
лексико-грамматических категорий и связной речи.56
II.4. Результаты экспериментальной работы.60
Выводы по II главе68
Заключение.70
Список литературы73
Приложения78
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одной из актуальных проблем дошкольной логопедии продолжает оставаться преодоление речевого недоразвития у детей с общим недоразвитием речи (ОНР).
Нарушение звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическими нормами языка затрудняют процесс развития связной речи, свободного общения названной категории детей с окружающими. При этом словесное общение, полноценные коммуникативные навыки – это основа социальной адаптации человека. При отсутствии целенаправленной коррекционно-логопедической работы дети с ОНР оказываются не готовы к школьному обучению. Дети затрудняются продуцировать рассказы, последовательно излагать те или иные события, логично описывать предметы.
Поиск новых направлений совершенствования коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР непосредственно связан с изменением требований к содержанию дошкольного образования. Особую актуальность приобретают работы, рассматривающие вопросы освоения детьми системы родного языка, специфику формирования речевой деятельности, развитие на этой базе творческих возможностей ребенка применительно к обучению детей с различными речевыми нарушениями, поиск новых методов и приемов обучения их связной речи.
Обучение детей дошкольного возраста с ОНР творческому рассказыванию
Обучение творческому рассказыванию играет важнейшую роль в развитии словесно-логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, способствует активизации знаний и представлений об окружающем.
К основным видам творческого рассказывания относятся рассказ по аналогии, придумывания предложения и завершение рассказа, составление его по нескольким опорным словам и на предложенную тему. Формирование навыков творческого рассказывания у детей с OНP представляет большие трудности. Они испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии сюжета и его языковой реализации. Такие трудности могут быть обусловлены недостатком знаний и представлений об окружающей действительности.
Все это определяет необходимость проведения систематической работы с детьми с ОНР, направленной на формирование у них навыков рассказывания с элементами творчества.
Обучение детей с ОНР составлению самостоятельных рассказов с элементами творчества в основном на втором году обучения. Однако, начиная с третьего периода первого года обучения, в занятия по пересказу, рассказыванию по картинам рекомендуется включать отдельные доступные им задания творческого характера. На занятиях по обучению составлять рассказ по сюжетным картинкам и сериям картин ребенку предлагается придумать на основе наглядного содержания завязку или продолжение изображенного сюжетного действия.
Примером творческого задания, способствующего развитию воображения и словесного творчества ребенка, является игра-упражнение Угадай-ка! с использованием многофигурной картины (Зимние забавы, Летом в парке и др.).
Перед детьми ставится задача представить и воспроизвести в речи наглядное содержание одного из фрагментов картины, закрытого экраном. Взрослый помогает детям, называет место действия, изображенного на закрытой его части. Дети, ориентируясь на общее ее содержание, делают догадки о возможных персонажах и их действиях, а логопед выбирает правильно угаданные ими близкие к изображенному варианты (персонажи, предметы, моменты действия). Затем экран убирается, и дети составляют по данному фрагменту рассказ-описание.
При обучении рассказыванию по образцу педагога рекомендуется вспомогательный прием совместного составления рассказа по предлагаемой логопедом сюжетной схеме. Например: В выходной день наша семья (папа, мама, я и брат. ) отправились (на дачу, рыбалку, в лес и т.д.). Папа взял с собой. мама. а я захватил с собой. Мы ехали на. (в. поезде, машине и др.). Там (где?) очень красиво. Рядом есть. (лес, озеро, река). Мы ходили в. (на. за. ). (Что было дальше?) Домой мы вернулись. Мне очень понравилось на. (в. ).
Дети заканчивают предложения. Затем педагог объединяет их высказывания в законченный текст, который применяется как образец для составления ими своих вариантов рассказа.
Для составления рассказов по аналогии могут быть использованы и произведения для пересказа с последующей заменой действующих лиц, деталей повествования, действий отдельных персонажей. В дальнейшем обучение детей составлению рассказов по аналогии с прослушанным текстом небольшого объема может проводиться без предварительного пересказа. Структура таких занятий включает:
-двукратное чтение и разбор содержания текста
-конкретные указания по составлению рассказа (изменение времени года, места действия и т.д.)
-рассказы детей с последующим коллективным анализом и оценкой.
Составление продолжения рассказа (окончания) по заданному началу рекомендуется проводить в двух последовательно используемых вариантах: с опорой и без опоры на наглядный материал.
В первом варианте предлагается картина, изображающая кульминационный момент неоконченного рассказа. После разбора ее содержания дважды прочитывается текст начала рассказа. Предлагается несколько вариантов возможного его продолжения в соответствии с данной сюжетной ситуацией.
Для второго варианта задания (окончание рассказа без наглядной опоры) текст неоконченного рассказа после двукратного чтения пересказывается одним-двумя детьми. Затем дается задание придумать окончание рассказа но одному из предложенных вариантов. Для занятий подбираются тексты, позволяющие выбор нескольких вариантов предложения рассказа.
Для составления рассказа по наборам игрушек могут быть следующие темы: У Вовы день рождения, Подарок для Деда Мороза и др. На составление рассказов желательно отводить два занятия, в структуру которых входит:
1) отгадывание загадок о персонажах и предметах будущего рассказа
2) характеристика персонажей
3) описание предметов-атрибутов
4) определение темы рассказа
5) образец рассказа или его начала, предлагаемый логопедом
6) составление детьми рассказов с использованием данного плана
7) анализ детских рассказов.
Систематическое и последовательное проведение работы по обучению детей рассказыванию позволит преодолеть недостатки в развитии их речи и подготовить таких детей к обучению в школе.
Материал подготовлен Ириной Ереминой по книге: Учите детей говорить. Пособие по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Авторский коллектив: И.Б. Козина, В.М. Ворончихина, СЮ. Гущина, Л.М. Кузьминых, Л.Р. , Обухова, Э.В. Охотникова
Рекомендуемые публикации
Нет комментариев к публикации: Обучение детей дошкольного возраста с ОНР творческому рассказыванию
Статья по теме:
1§. Характеристика речи детей с ОНР.
Скачать:
Предварительный просмотр:
1. .
1§. .
2§. .
2.1. .
2.2. .
2.3. .