Обучение связной речи детей с онр
Особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Подобные документы
Характеристика понятия, особенностей и функций связной речи. Формирование монологической речи детей с нормальным лексическим развитием. Экспериментальная методика по обучению рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
дипломная работа [85,6 K], добавлен 05.09.2010
Развитие связной речи старших дошкольников в онтогенезе. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с недоразвитием речи. Составление рассказа с использованием картинно-символического плана. Воспитание правильной речи у ребенка.
курсовая работа [54,0 K], добавлен 22.06.2015
Теоретическое обоснование проблемы изучения связной повествовательной речи. Особенности развития связной речи у детей в онтогенезе. Экспериментальное изучение связной повествовательной речи детей старшего дошкольного возраста при общем недоразвитии речи.
курсовая работа [36,1 K], добавлен 15.12.2010
Характеристика общего недоразвития речи (ОНР). Уровни речевого развития ОНР, его этиология. Развитие связной речи в онтогенезе. Исследование уровня развития связной речи у детей дошкольного возраста. Коррекция речи детей дошкольного возраста с ОНР.
курсовая работа [64,0 K], добавлен 24.09.2014
Психолого-педагогические основы развития речи детей дошкольного возраста и особенности развития речи детей с общим недоразвитием речи. Исправление неправильного звукопроизношения, развитие связной речи у детей с ОНР средствами малых форм фольклора.
курсовая работа [114,9 K], добавлен 06.02.2015
Теоретическое обоснование в лингвистической литературе проблемы формирования связной речи у дошкольников. Оценка эффективности коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи.
дипломная работа [5,9 M], добавлен 15.10.2013
Особенности овладения словообразованием и словоизменением в онтогенезе и при дизонтогенезе. Экспериментальная работа по выявлению и формированию словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
дипломная работа [62,9 K], добавлен 10.05.2011
Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР), особенности формирования у них связной речи. Логопедическая работа по развитию связной речи у дошкольников с ОНР с помощью рассказа по картине, определение ее уровня.
дипломная работа [2,3 M], добавлен 18.03.2012
Психологические и лингвистические характеристики связной речи, ее развитие в онтогенезе. Характеристика общего недоразвития речи, его периодизация. Специфика коррекционной работы по формированию навыков связной речи у детей с ее общим недоразвитием.
курсовая работа [4,5 M], добавлен 10.05.2011
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, особенности развития у них диалогической речи. Развитие диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи посредством игр-драматизаций.
дипломная работа [759,1 K], добавлен 10.09.2010
Каталог файлов
Использование мнемотехники в обучении связной речи детей с общим недоразвитием речи.
При обучении развитию связной речи у детей с ОНР мы должны параллельно решать 2 задачи: - коррекционную, - общеобразовательную. Основная цель решения этих задач – успешная подготовка детей 5-7 лет с ОНР к обучению в школе.
В результате у ребёнка возникают информационные перегрузки, ведущие к физическому, умственному, психическому перенапряжению, переутомлению, возникновению неврозов.
Главной задачей в этом случае является преодоление «ножниц», возникающих между возрастающим объёмом информации, которую должен обработать дошкольник и его психофизиологическими возможностями.
Использование мнемотехники в обучении детей-логопатов – это попытка решить проблему психофизиологической и интеллектуальной готовности ребёнка к жизни в школе.
Интеллект не появляется вне аудитории, вне общения. Поэтому созданию эмоционального комфорта для каждого ребёнка уделяется особое внимание. Занятия проводятся в обстановке доброжелательности и поощрения на достижение личных индивидуальных целей, развитие эмоциональной сферы.
На занятиях создаются максимально возможные условия для рассуждения. Научить ребёнка самостоятельно мыслить, рассуждать и не бояться высказывать свои мысли на аудиторию – это важная задача при использовании мнемотехники в обучении детей связной речи.
В основу использования системы мнемотаблиц положены упражнения на развитие прежде всего памяти, внимания, мышления.
Основные задачи мнемотехники:
- развивать общие способности на основе различных видов памяти, мышления, воображения,
- осваивать методы и приёмы запоминания, их осознанное применение,
- способствовать психофизиологической и интеллектуальной подготовке к школе,
- обучать запоминанию на основе интеллектуального тренинга.
В содержание методики мнемотехники входят:
- освоение методов мнемотехники на материале ознакомления с окружающим – природа, времена года, растительный и животный мир и др.,
- упражнения на развитие различных параметров внимания,
- развитие образной сферы на основе восприятия: цветовая характеристика букв, умение кодировать любую информацию.
Данная методика позволяет значительно сократить время обучения за счёт оптимизации и рационализации основных операций мыслительной деятельности.
Особенно большое значение использование мнемотехники имеет в работе с проблемными детьми, с детьми с задержкой психического развития. У таких детей также повышается уровень развития общих способностей, памяти, мышления, воображения, внимания, а также их готовность к обучению в школе.
Использование игровых моментов позволяет усвоить даже сложный материал без умственного и нервного напряжения.
Предлагаемый нами материал может быть использован на коррекционных занятиях по развитию лексико – грамматических категорий и обучению детей связной речи. Он состоит из мнемодорожек и мнемотаблиц и предназначен для работы с детьми 4-7 лет.
Мнемотаблицы используются для решения следующих задач:
- Развитие всех видов памяти:
- зрительной,
- слуховой,
- ассоциативной,
- словесно – логической,
- отработка различных приёмов запоминания.
2. Развитие логического мышления (умение анализировать, систематизировать).
3. Развитие образного мышления
( кодирование любой информации).
4. Решение различных общеобразовательных, дидактических задач, ознакомление с различной информацией.
5. Развитие смекалки, тренировка внимания.
6. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.
Мнемотаблица-это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа.
Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме.
Рисунки и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.
Упражнения, связывающие словесный и зрительные ряды (анализаторы) способствуют развитию речи, памяти, логического и образного мышления.
Это полезнейшая интеллектуальная гимнастика. Начинается она с обучения ребёнка грамматически правильно строить предложение. Для этой цели используются мнемодорожки.
Приложение № 1:
а) предложения из 3-х слов с дополнением в винительном падеже единственного и множественного числа. Например: Девочка увидела цветок.
б) составление предложений по мнемодорожке с предлогами. Например: Зайка прыгнул на пенёк.
В данных мнемодорожках используется символ глагола и символы различных предлогов: на, в, под, над, за, из-за,из-под.
Использование мнемодорожек для составления предложения без предлога и с предлогом даёт возможность каждому ребёнку составить своё предложение, значительно расширить глагольную лексику.
Можно вводить и прилагательные в составление предложений, обозначив это задание определённым знаком: например, зелёным треугольником.
Приложение № 2:
Красное (твёрдое, сочное и т.д.) яблоко лежит под яблоней.
Следующий этап применения мнемотаблиц – обучение пересказу. Методика классическая: чтение рассказа, рассматривание мнемотаблицы, чтение рассказа 2-й раз с использованием мнемотаблицы с установкой на пересказ. Закодировать в мнемотаблицу можно любой рассказ: Например, к лексической теме «Дикие животные», предлагается к пересказу следующий рассказ:
Приложение № 3.
Какие звери в лесу.
В лесу живут разные звери: волк, медведь, лиса, заяц, белка.(1)
Медведь большой, сильный зверь (2). Он ест мясо, ягоды, любит мёд(3). Зимой он спит в берлоге (4).
Волк ест только мясо. Он таскает овец. В лесу он ловит зайцев и других маленьких зверей (5, 6).
Лиса очень хитрая (7). Она таскает кур и ловит зайцев (8).
Белка живёт на дереве, она грызёт орехи (9, 10).
Заяц слабый зверёк (11). Он зимой гложет кору деревьев и кустарников (12).
На этапе обучения детей с ОНР составлению рассказа возможно широкое использование мнемотаблиц. Например: составление рассказа «Весна» - старшая группа.
- Какое солнышко греет весной? Что происходит с почками на деревьях? Какие листочки появляются из почек? Какая травка? Что происходит с цветами? Кто прилетает из далёких стран? Чем покрываются деревья в лесу? Какой первый весенний праздник мы празднуем?
Рассказ.
2. Весной греет тёплое солнышко.
3. Набухают почки.
4. Появляются первые листочки.
5. Зеленеет травка.
6. Распускаются цветы.
7. Прилетают из далёких стран птицы.
8. В лесу деревья покрываются листвой.
9. 8 марта – первый весенний праздник, женский день.
При обучении детей – логопатов творческому рассказыванию используются схемы, выполненные в мнемотехнике.
Методика работы следующая:
- рассматривание символов – сигналов и называние: кто или что это может быть, рассматривание схемы, соединения символов в сюжет, придумывание сказки, сохраняя последовательность действий в содержании, умение придумать название сказки и её окончание.
Сказка, придуманная Репниковым Алёшей (6 лет).
Волшебники.
Пошли король и королева гулять, на них свалился сверху ёжик и они превратились в волшебников. И они пошли дальше. Перед ними выросла стена, они перелетели через неё и пошли дальше. Шли они, шли и вдруг увидели палатку, а там жила совсем маленькая мышка. Она очень испугалась волшебников и хотела убежать, но они сказали: « Не бойся, мы добрые!» Тогда мышка подружилась с ними и стали они жить дружно и в согласии.
Подсолнухи. Костина Марина (7лет)
Жили были дедушка с бабушкой. И пошли они собирать семечки. Около их дома росли подсолнухи. Прилетела добрая Фея и превратила их в принца и принцессу. Они пошли гулять и увидел дом. А около дома летал воздушный змей. Они хотели взять его домой, но решили отпустить. И стали вместе жить дружно во дворце.
Составление сказок по схеме с использованием элементов ТРИЗ помогает развивать диалектику и логику, преодолеть застенчивость, замкнутость, робость. Ребёнок учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации, самостоятельно находить оригинальные решения.
Приём мнемотехники применим ко всем содержательным и ярким повествованиям и описаниям, прозаическим и поэтическим. Любое ёмкое и живописное стихотворение легко проиллюстрировать серией рисунков, а по ним выучить любой текст данного стихотворения.
Перед Новым годом. Н.Куциева
Спи, моя сестричка,
Звери спят и птички.
Новый год придёт
Через дымоход.
А тебе, сестричка,
Куклу да обновки.
Спи, тогда быстрей придёт
Новый, новый, новый год.
Таким образом, использование приёма мнемотехники в развитии речи и психических процессов у детей – логопатов неоспоримо и очень эффективно.
2. И. Девянина. Занимаемся и составляем сказки по схемам с использованием методов ТРИЗ. Журнал «Дошкольное воспитание» №4,1998.
3. Т.Б. Филичева, Т.В.Туманова. Дети с общим недоразвитием речи. М.,1999.
Другие дипломы по предмету Педагогика
Диплом
Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с ОНР
Оглавление
Введение
Глава I. Проблема формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в исследованиях современных отечественных ученых
- Характеристика связной речи и ее особенности
- Формирование монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием
- Понятие ОНР. Овладение навыками связной речи дошкольниками с ОНР
- Особенности работы по обучению рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Глава II.Экспериментальная методика по обучению рассказыванию как методу формирования связного высказывания
2.1 Обследование связной речи у детей с ОНР
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
Глава III. Формирующий эксперимент
3.1 Экспериментальная работа по обучению рассказыванию
3.2 Контрольный эксперимент
3.3 Сравнительный анализ полученных данных
Приложение
Введение
Актуальность темы.
Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Взрослые хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью речи. По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Особенно эти трудности наблюдаются у детей старшего возраста, имеющих общее недоразвитие речи.
Поэтому обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с ОНР . относится к числу актуальных . но все еще не до конца исследованных проблем.
Недостаточная теоретическая разработанность этой проблемы, отсутствие методических рекомендаций, пособий создает трудности в работе учителя-логопеда. Однако, если логопед будет соблюдать принцип преемственности в обучении, он сможет не только опираться на прошлый опыт, но и строить обучение с широкой ориентировкой на последующее. Под преемственностью в обучении связной речи следует понимать установление взаимосвязи разных сторон и их соотношения на разных ступенях усвоения языка. Связная речь это не просто последовательность слов и предложений это последовательность связанных друг с другом мыслей . которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.
Данная проблема в научной литературе представлена недостаточно. Поэтому целью моего исследования стало обследование связной речи детей старшего возраста с ОНР.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи :
- Изучить литературу по данной проблеме.
- Проанализировать особенности связной речи детей дошкольного возраста.
- Наметить основные направления по развитию связной речи дошкольников с ОНР в процессе занятий по обучению рассказыванию.
- В ходе результативного эксперимента проверить целесообразность и успешность применения тех или иных приемов.
Объект исследования . дети подготовительной группы д/с №162 6 лет с ОНР.
Предмет исследования . особенности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Гипотеза исследования . мы предполагаем, что специальные занятия по обучению рассказыванию у детей старшего дошкольного возраста с ОНР значительно повышают уровень формирования связной речи.
Практическая значимость . полученные данные об особенностях обучения детей с ОНР рассказыванию как методу формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР получили подтверждение. Результаты исследования могут использоваться в практической работе учителями-логопедами и воспитателями в решении задач по формированию связной речи в специальных речевых группах детских садов. Выполненный эксперимент имеет важнейшую практическую направленность.
Структура работы :
Введение
Глава I. Проблема формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общин недоразвитием речи в исследованиях современных отечественных ученых
- Характеристика связной речи и ее особенности
- Формирование монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием
- Понятие ОНР. Овладение навыками связной речи дошкольниками с ОНР
- Особенности работы по обучению рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Глава II. Экспериментальная методика по обучению рассказыванию как методу формирования связного высказывания
2.1. Обследование связной речи у детей с ОНР
2.2. Результаты констатирующего эксперимента
Глава III. Формирующий эксперимент
3.1. Экспериментальная работа по обучению рассказыванию
3.2. Контрольный эксперимент
3.3. Сравнительный анализ полученных данных
Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с ОНР
Файлы: 1 файл
В целях формирования связной монологической речи старших дошкольников с ОНР рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом:
1. Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого им сюжета (Семья, Зимние развлечения, Игры на детской площадке и т.д.).
2. Составление небольших рассказов-описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия, предметов, события, определяющих тематику картин (Ледоход, Река замерзла и др. из тематических серий О.И.Соловьевой, В.А.Езикеевой и т.д.).
3. Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия. Могут быть использованы серии картинок по сюжетам Н.Радлова (Зонтик, Тигр и зайчики и др.), В.Г.Сутеева (серия Находка и т.д.), картинный материал В.В.Гербовой. На втором году обучения рекомендуется усложнение заданий. (Серии картинок Умный ежик, Зайчик и уточки - по сюжетам Н.Радлова и др.)
4. Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам). С этой целью можно применять картины Спасаем мяч, Шар улетел и т.д.
5. Описание пейзажной картины.
Последние два вида занятий проводятся также на втором году обучения.
Коррекционно-логопедическая работа по формированию разных сторон речи детей на занятиях по картинам включает формирование грамматически правильной речи, развитие фразовой речи, обогащение словаря и проводится с учетом особенностей конкретного картинного материала в соответствии с задачами каждого периода обучения.
3. Обучение описанию предметов.
Описание - особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания-описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки которого раскрываются в определенной последовательности.
Занятия по обучению описанию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе описания они учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное послед звательное сообщение.
При обучении старших дошкольников с ОНР описанию предметов ставятся следующие задачи:
- формирование умений выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов,
- развитие обобщенных представлений о построении рассказа-описания предмета
- овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.
С этой целью рекомендуется поэтапное обучение, включающее следующие виды работы: подготовительные упражнения к описанию предметов формирование первоначальных навыков самостоятельного описания, описание предметов по основным признакам закрепление полученных навыков составления рассказа-описания, в том числе при проведении игровых и предметно-практических занятий усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов.
4. Обучение рассказыванию с элементами творчества.
Под творческими рассказами понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму. Методические разработки даны А. М. Бородич, Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичевой, А. П. Николаичевой, Е. И. Тихеевой.
Обучение творческому рассказыванию играет важнейшую роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. Творческое рассказывание максимально приближает ребенка-дошкольника к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. К основным его видам относятся рассказы по аналогии, придумывание продолжения и завершения рассказа, составление его по нескольким опорным словам и на предложенную тему.
Составление творческого рассказа предполагает умение связно и последовательно отображать в речи те или иные события, а также наличие у детей представлений о некоторых правилах построения рассказа-сообщения (зачин, развитие сюжетного действия, концовка, определение времени и места событий и т.д.). Поэтому обучение составлению творческих рассказов осуществляется при условии сформированности у них определенных навыков связных развернутых высказываний (пересказ, составление рассказа по картине, о предмете и др.).
Формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, представляет огромные трудности. Они испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания (составлений небольшого рассказа на заданную тему) подменяется пересказом знакомого им текста. Указанные трудности, связанные с системным речевым недоразвитием, могут быть обусловлены также недостатком знаний и представлений об окружающей действительности и отмечаемой у этих детей инертностью процессов воображения, отставанием в развитии комбинаторных функций, это описано в книге Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.
Все это определяет необходимость особого внимания к организации занятий по обучению дошкольников с ОНР составлению рассказов с элементами творчества и применению адекватных приемов обучения с учетом особенностей этой группы.
ВИДЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ РАССКАЗЫВАНИЯ