lovmedgu.ru

Психологическая помощь детям с нарушением речи

Раздел 7 ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

71 Роль неблагоприятных социально-биологических факторов в психическом развитии ребенка

Психическое развитие ребенка детерминированный двумя основными факторами: внутренними (биологическими) и внешними (социальными) К первым относятся человеческая анатомо-морфологическое строение (задатки), сохранность ь развитость органов отражения: анализаторов коры больших полушарий головного мозга (высшей нервной системы) Различные структуры мозга созревают неравномерно В связи с этим готовность к выполнению свойственных им функций появляется в различные возрастные периододи.

Внешние, или общественные, факторы - общественная среда, в которой живет ребенок, экологическая ситуация, семейные отношения, культурная среда, уровень жизни, включение в учебную и воспитательную программы, особо ности обучения и воспитания, способы передачи общественного опыта Контакты взаимодействие, их полноценность, широта и богатство, способ использования вещей, осознание и назначение, способы общественной поведения - это общественные условия развития Неблагоприятными общественными условиями являются явления госпитализации, депривации (детские дома), изоляции, гипер-и гипоопикы, педагогической запущенности, которые губительны нав ить для детей с первично сохраненными возможностями брак или неадекватная форма коррекционной помощи детям с недостатками психофизического развития, тормозит, искажает их развитие О значении благоприятных социальных условий развития детей с недостатками свидетельствуют успехи раннего коррекционного вмешательства в развитие: вторичные дефекты могут не возникать, удается компенсировать, преодолеть, устранить недостатки предотвратить их возникновение, уменьшить негативные проявлениеяви.

Роль социальных факторов для детей с недостатками в развитии является определяющей Ребенок овладевает социальным опытом с помощью взрослого, в процессе обучения, общения с окружающими Каждый этап развития дить ини имеет свою специфику, на каждом из них ее развитие составляет объект социальных воздействий Предмет, с которым взаимодействует ребенок, социальный по функциям и происхождению, а человек, с которым ребенок общается является носителем определенных способов использования вещей и определенных смыслов человеческой деятельности Специфические воздействия на ребенка на каждом этапе определяются ее возрастным возможностямтями.

Для успешной адаптации и нормального психофизиологического развития требуется гармоничное сочетание внутренних, т.е. биологических и внешних, т.е. социальных, факторов, связанных с социальной ситуац этой развития, в которой формируются требования к ребенку Нарушение баланса биологических и социальных факторов в онтогенезе вызывает различные нарушения психического развития ребенка Взаимодействие между структурно-морфолого логическому созреванием мозга и социальным влиянием в процессе формирования психики является двуаспектная Хронологическое созревание мозга - это необходимая предпосылка развития психических функций время активное влияние рез них социальных факторов на ребенка определяет способ формирования у нее психических функций и стимулирует созревание соответствующих структур мозгаозку.

Итак, следует учитывать, что процесс психического развития ребенка должно опираться на гармоничное соответствие между нейрофизиологическими возможностями ребенка и требованиями, которые ставит перед ним общество

72 Определение психологической коррекции

В переводе с латинского correctio (коррекция) - это поправка, частичное исправление или изменение Термин "коррекция психического развития" впервые был использован в дефектологии как один из вариантов психолого-п педагогической помощи детям с проблемами в развитии означал совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом и физическом развитии младенцевитку дитини.

С развитием практической психологии понятие "коррекция" все шире используется в возрастной психологии и психологической помощи не только детям с проблемным, но и с нормальным психическим развитием в связи ку с этим произошла принципиальная смена характера задач и направлений коррекционных воздействий: от исправления дефектов при нарушенном развитию для создания оптимальных возможностей и условий для психического раз развития здоровой младенцевової дитини.

время психологическая коррекция широко применяется в системе психологической помощи детям и подросткам Несмотря на широкий спектр использования понятий психологической коррекции, есть разногласия относительно ее с применения Например, некоторые авторы рассматривают психологическую коррекцию как способ профилактики нервно-психических нарушений у детей (AC Спиваковская, 1988), другие понимают ее как метод психологического воз ву, направленный на создание оптимальных возможностей и условий развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка (В Бурменська, OA Карабанова, АГ Лидерс, 1990), или как совокупность приемов, я ки использует психолог с целью исправления психики или поведения психически здорового человека (PC Немов, 1993ємов, 1993).

В патопсихологии и специальной психологии коррекцию определяют как одно из средств психологического воздействия, направленный на исправление отклонений в психическом развитии ребенка

Часто понятие психологическая коррекция заменяется термином психотерапия Психотерапия (от греч psyche - душа и therapeia - уход) - это система специально организованных методов лечебного воздействия Психо окорекция, как следует из определения, направленная на коррекцию, то есть исправление тех или иных нарушений Но отличие в терминах "психокоррекция" и "психотерапия" возникла не в связи со спецификой их воздействия на личность, а вследствие распространения в Украине мысли, что психотерапией могут заниматься только специалисты, имеющие медицинское образование, а психокоррекцией - психологи Следует отметить, что срок психотера пия является международным и во многих странах мира однозначно используется методам работы, осуществляет специалист-психолойснює спеціаліст-психолог.

Коррекцией аномального развития занимаются медицинские психологи, пато-и нейропсихологи, специальные психологи Каждая форма аномального развития имеет свою специфику целей, задач и методов коррекции Наприкла ад, при психических заболеваниях у детей (синдром раннего детского аутизма, шизофрении и др.) психологическая коррекция направлена. на эмоциональную стимуляцию ребенка, развитие его коммуникативных функций, форму в Ання социальной активации При соматических заболеваниях у детей основная задача коррекции заключается в Самооценка, формировании более адекватных и гибких реакций на заболевание, совершенствовании личные сного контроля, восстановлении у ребенка коммуникативных навичоичок.

В процессе психологической коррекции аномального развития нужно учитывать сложную структуру особенностей развития ребенка, характер сочетания в картине его состояния таких факторов, как социальная ситуация р развития, выявление изменений личности, связанных с заболеваниями.

зависимости от характера диагностики и направленности коррекции ДБ Бльконин предлагал различать две формы коррекции: симптоматическую, направленную на симптомы отклонений в развитии, и коррекцию, которая направлена а па преодоления источника и причин отклонений в развитии Симптоматическая коррекция, безусловно, имеет существенные недостатки, ведь одни и те же симптомы у детей могут быть обусловлены различными причинами, и в нас лидок этому по-разному отражаться на динамике психического развития ребенка Итак, психологическая коррекция должна концентрироваться не на внешних проявлениях отклонений в развитии, а на действительных источниках, сприч инюють эти отклоненияення.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter

Развитие детей с нарушениями речи

Становление речи у ребенка является одной из основных характеристик его общего развития. Чаще всего нарушения формирования речи наблюдаются в детстве. Дети с нарушениями речи представляют собой отдельную категорию детей, имеющих отклонения в развитии, при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Причем, сложные речевые нарушения не ограничиваются дефектами в произношении отдельных звуков. Также ребенок может не различать звуки на слух, неправильно выстраивать фразы, иметь ограниченный словарный запас. Между тем, речь является высшей психической функцией, поэтому так важно уделять максимум внимания развитию детей с нарушениями речи.

Характеристика детей с нарушениями речи

Дети с речевыми патологиями, особенно в тяжелой форме, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. В этом случае у них ограничено общение с окружающими. Несмотря на то, что большинство детей с речевыми нарушениями способны понимать обращенную к ним речь, сами они не могут полноценно общаться с другими людьми. Дети с нарушениями речи неуютно чувствуют себя в коллективе, они редко принимают участие в общих играх со сверстниками. В таких условиях положительное влияние общения на развитие детей с нарушениями речи оказывается минимальным. В результате недоразвития речи у таких детей наблюдается интеллектуальное отставание, которое имеет вторичный характер.

width="384" height="290" alt="психологическая помощь детям с нарушением речи" title="психологическая помощь детям с нарушением речи" style="margin:5px;float:left;" />

Другие признаки, характеризующие детей с нарушениями речи: неустойчивое и нестабильное внимание, быстрое забывание материала, ограниченность мышления, трудности при переключении, сложности, возникающие в процессе припоминания последовательности событий, сюжета какого-либо текста, проблемы речевого обобщения. Все это значительно усложняет обучение – овладение грамотой, понимание математических заданий, несмотря на то, что ребенок является нормальным в интеллектуальном отношении. Очень часто сознание своей неполноценности при попытках общения с другими людьми делает детей с речевыми патологиями замкнутыми, отстраненными, вялыми и апатичными. Развитие детей с нарушениями речи необходимо еще и для того, чтобы предупредить в дальнейшем отставание в умственном развитии.

Диагностика детей с нарушениями речи

Ранняя диагностика детей с нарушениями речи крайне важна и имеет огромное значение. Чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем эффективнее и легче будет проходить коррекция. Обследование ребенка с речевыми нарушениями необходимо проводить еще в дошкольном возрасте, иначе потом у него могут возникнуть проблемы с устной и письменной речью – при чтении и письме. Во многих детских садах существуют логопедические группы, где с детьми проводит работу логопед. В средних общеобразовательных школах функционируют логопедические кабинеты.

Диагностику детей с нарушениями речи в основном осуществляет логопед, в некоторых случаях создаются комиссии, в состав которых могут входить также другие специалисты – психолог, невропатолог, хирург, стоматолог. Обследование ребенка с речевыми нарушениями базируется на принципах комплексности и всесторонности, что означает разграниченное, но связанное между собой обследование каждого специалиста. Причем, определенный вид речевой патологии требует заключения разных специалистов. Так, при обследовании детей с ринолалией необходима консультация не только логопеда, но также отоларинголога и стоматолога. При обследовании детей с дизартрией, заиканием важно участие невропатолога и психиатра. В ходе обследования ребенка с речевыми нарушениями выясняется, какой именно компонент речевой деятельности нарушен – лексика, фонетика или грамматика, а затем назначается соответствующее лечение.

Профилактика речевых нарушений у детей

Одним из важных направлений логопедической работы является профилактика речевых нарушений у детей. Данная система мер по предупреждению речевых нарушений включает в себя первичную и вторичную профилактику. Первичная профилактика сводится к устранению тех причин, которые впоследствии могут привести к возникновению речевых нарушений. Причем, она должна проводиться еще до рождения ребенка. Будущим мамам во время беременности необходимо внимательно относиться к своему здоровью, соблюдать режим, больше времени проводить на свежем воздухе, правильно питаться. Также для профилактики речевых нарушений у детей существенное значение имеет своевременное консультирование у специалистов-генетиков. В случае, обнаружения отягощенности какой-либо патологией, родителям объясняют, какие предпринятые меры позволят предупредить или снизить вероятность возникновения того или иного наследственного заболевания.

Вторичная профилактика речевых нарушений проводится в тех случаях, когда первичная профилактика не удалась, и у ребенка все же возникла определенная речевая проблема. Основная ее задача заключается в том, чтобы не допустить дальнейшего развития нарушений речи, чтобы на фоне имеющейся патологии не возникли новые. Вторичная профилактика представляет собой оказание помощи детям с нарушениями речи, в том числе для предупреждения появления дисграфии или косноязычия при письме. Логопед в ходе занятий учит ребенка слуховой дифференциации звуков, правильной артикуляции. Также осуществляется работа по фонематическому анализу слов. Причем, вся эта работа проводиться в основном до обучения ребенком грамоты.

Помощь детям с нарушениями речи должна оказываться не только специалистами. Родителям также необходимо постараться помочь своему ребенку справиться с проблемой, относиться к нему внимательно и бережно. Развитие детей с нарушениями речи должно иметь систематический характер и начаться как можно раньше, так как в дальнейшем исправить имеющиеся проблемы с речью будет намного сложнее.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Психологическая помощь детям с нарушениями речи

Содержание

ВВЕДЕНИЕ2

КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ. 4

ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЯ РЕЧИ.13

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ19

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ, ИМЕЮЩИМ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ23

психологическая помощь детям с нарушением речи

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ..28

Выдержка из работы

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

Целый ряд факторов влияет на рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД), которые приводят к нарушению развития высших психических функций (ВПФ), в том числе и речевых. К этим факторам можно отнести как ухудшение экологической и социальной обстановки, так и недостатки медицинской помощи при родах и выхаживании детей после родовых осложнений. Комплексное обследование детей с общим недоразвитием речи позволила высказать некоторые предположения о нейрофизиологических механизмов, которые лежат в основе дефекта. Отсюда следует, что эта группа детей нуждается в специальном подходе при коррекции речевых нарушений.

В специальных исследованиях, проведенных в лаборатории логопедии НИИ дефектологии АПН, была установлена зависимость между состоянием речевого развития ребенка и возможностью усвоения им школьных знаний. Выявлено, что 1/3 учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или слабоуспевающими по родному языку. Это, прежде всего дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования.

При этом наблюдаются не только нарушения внятности речи, но и аномальное овладение звуковым составом слова.

Отставание в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребенка с нормальным речевым развитием вырабатываются задолго до обучения в школе.

Еще большие затруднения при обучении испытывают дети с ОНР (общее недоразвитие речи), которое проявляется в нарушениях не только произношения, но и лексико - грамматических средств языка.

Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками только из-за своего аномального речевого развития.

Список литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М. Академия, 1997.

2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М. 1999 с. 65

3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М. Аспект Пресс, 1996.

4. Балобанова В.П. Богданова Л.Г. Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб. Детство-пресс, 2001.

5. Бельтюков В И. Об усвоении детьми звуков речи М, Изд-во АПН РСФСР, 1964.,

6. Варенцова Н.С. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М. 1997.

7. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т.5. Основы дефектологии. – М. 1983. – 500 с.

8. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М. 1992.

9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М. 1961. – 370 с

10. Гальперин П.Я. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М. Смысл: Издательский центр «Академия», 2006.

11. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М. 1985.

12. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей. - М. 1994.

13. Жукова Н. С. Формирование устной речи. - М. 1994.

14. Жукова Н. С. Мастюкова Е. М. Если Ваш ребенок остается в развитии. - М. 1993.

15. Жукова Н. С. Мастюкова Е. М. Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - М. 1973.

16. Комаров К. В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М. 1982.

17. Левина Р. Е. Воспитание правильной речи у детей. – М. 1987.

18. Обухова А.Ф. Детская психология. – М. 1995. – 340 с.

19. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. - М. 1968.

20. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. - М. 1980.

21. Филичева Т. Б. Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург, 1996.

22. Филичева Т. Б. Туманова Т. В. Совершенствование связной речи. - М. 1994.

23. Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей со сложным недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М. 1994.

24. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – Воронеж, 1997. – 315 с.

25. Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. - М. 1984.

Главная > Реферат >Психология

Социально-психологическая готовность детей с нарушениями речи к школьному обучению

Глава 1. Теоретические основы изучения готовности к школьному обучению

Понятие готовности к школьному обучению

Психологические особенности детей с нарушениями речи

Готовность детей с нарушениями речи к обучению в школе

Видео: Как помочь детям с нарушением речи?

Выводы по 1 главе

Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологической готовности детей с нарушениями речи к школьному обучению

Психологический анализ

Вывод по 2 главе

Глава 3. Психологическая помощь детям с нарушением речи с недостаточной готовностью к школьному обучению.

Заключение

Список литературы

Приложения

Видео: Логопедический детский центр "Чудологопед"

Введение

Речь — важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества. Таким образом, речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка. Благодаря этому мы воспринимаем прозу Л. Толстого и Э. Хемингуэя, стихи А. Пушкина и В. Шекспира, используем теоретическое наследие Д.Менделеева и А. Эйнштейна.

На основе речи и ее смысловой единицы — слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память. На огромное значение речи для развития мышления и формирования личности неоднократно указывал Л. С. Выготский, который писал: «Развитие устной речи, вероятно, самое удобное явление для того, чтобы проследить механизм формирования поведения и сопоставить подход к этим явлениям, типичный для учения об условных рефлексах, с психологическим подходом к ним. Развитие речи представляет прежде всего историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта».[23]

Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. К условиям формирования нормальной речи относятся нормальная ЦНС, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком.[27]

В тех случаях, когда у ребенка сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные речевые нарушения, которые не могут не сказаться на формировании всей его психики, говорят об особой категории аномальных детей — детях с речевыми нарушениями.

Изучением, предупреждением и коррекцией речевых нарушений занимается отрасль дефектологии логопедия (от греч. logos — слово и paideia — воспитание). Логопедия исторически складывалась как интегративная область знаний о психической и, конкретнее, речевой деятельности человека, речевых и языковых механизмах, обеспечивающих формирование речевой коммуникации в норме и патологии. Педагогические основы логопедической науки были разработаны в ИКП РАО в работах проф. Р.Е.Левиной и ее сотрудников и период с 1965 по 1980 гг. Становление логопедии в нашей стране связано также с именами М.Е.Хватцева, О.П.Правдиной, Р.Е.Левиной и другими. Современный этап развития логопедии связан с разработкой научных представлений о различных формах речевых нарушений, а также созданием эффективных методик их преодоления. [26], [27].

Как указывают Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова [27] подавляющее число детей с речевыми нарушениями обучаются в общеобразовательной школе и с каждым годом количество таких детей растет. Дети с речевой патологией, как правило, имеют трудности в обучении. Знание педагогом основ логопедии необходимо для нахождения адекватных форм обучения и воспитания таких детей.

Проблема готовности к школьному обучению рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными, методистами, педагогами-исследователями (Л.Ф. Берцфаи, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г. Витцлак, В.Т. Горецкий, В.В. Давыдов, Я. Йирасек, А. Керн, Н.И. Непомнящая, С. Штребел, Д.Б. Эльконин, и др.). Одним из важнейших компонентов готовности к школе, как отмечается рядом авторов (А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов, Т.В. Пуртова, Г.Б. Яскевич, и др.), является достаточный уровень сформированности произвольности в общении со взрослыми, сверстниками и отношения к самому себе.

Актуальность изучения социально – психологической готовности детей с нарушениями речи связана с произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями: введены новые программы, изменилась сама структура преподавания все более высокие требования, предъявляются к детям, идущим в первый класс. Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая и социальная готовность к школе один из важных и значимых аспектов этой задачи.

Психологическая и социальная готовность ребенка к обучению в школе, а, следовательно, и успешность его дальнейшего обучения обусловлена всем ходом его предшествующего развития. Переход к начальному обучению обусловлен, прежде всего, неудовлетворительным состоянием здоровья школьников: 80 - 90 % детей 6 - 7 лет, поступающих в первый класс, имеют те или иные отклонения физического здоровья, а 18 - 20 % имеют пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья, одним из которых являются дети с речевой патологией. У этих детей снижены учебные возможности и работоспособность, повышена утомляемость, в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение ведущих функциональных систем. Все это резко снижает адаптационные возможности организма, затрудняет процесс и особенности функциональной адаптации детей в школе.

Вот чем обосновано отношение не просто к формированию готовности к обучению в школе, а к готовности как результату деятельности. И главная задача состоит в том, чтобы подготовить детей с общим недоразвитием речи и перевести на новую образовательную ступень, в школу. Отсюда, необходимо заострить внимание не на способах подготовки ребенка к школе, а на факторах готовности как результату деятельности дошкольного учреждения к новой начальной ступени общеобразовательной школы.

Цель настоящей работы является изучение социально-психологической готовности детей с нарушениями речи к школьному обучению.

психологическая помощь детям с нарушением речи

Задачи работы :

проанализировать имеющуюся психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, ознакомиться с существующими подходами к определению готовности ребенка к школе.

рассмотреть сущность понятия социально – психологической готовности, проанализировать его основные компоненты.

исследовать влияние нарушений речи на социально – психологическую готовность детей к школе.

сравнить уровень социально – психологической готовности детей к школе с нарушениями речи и без таковых нарушений.

Объект исследования – дети с нарушениями речи.

Предмет исследования – социально-психологическая готовность к школьному обучению детей с нарушением речи.

Гипотеза исследования – социально-психологическая готовность детей с нарушениями речи к школьному обучению значительно ниже социально психологической готовности к школе детей без таковых нарушений.

Основными методами исследования стали психодиагностические методы, направленные изучение готовности к школьному обучению.

Конкретными методиками исследования явились. анкете для родителей «Отношение ребенка к чужому взрослому», проективные методики «Мой воспитатель», «Моя семья», метод социометрического исследования «Два домика», анкета для воспитателей «Отношение ребенка со сверстниками», методика «Лесенка»

В качестве испытуемых в эмпирическом исследовании приняли участие 20 человек :

10 детей с нарушениями речи, посещающими логопедическую группу

10 детей без нарушения речи.

Видео: Конкурс чтецов для детей с нарушением речи

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивалась применением комплекса взаимодополняющих методов, отвечающих целям и задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых.

Организационная база исследования. Экспериментальное исследование проводилось в течение месяца и включало ряд этапов: 1) теоретический анализ, постановка проблемы исследования, выявление ее значимости и актуальности 2)анализ социально-психологической готовности детей с нарушениями речи к школьному обучению, сравнение с детьми не имеющими подобных нарушений 3) разработка рекомендаций.

Исследование проводилось на базе детского сада №8 «Ромашка» г.Великий Устюг.

Научная новизна и теоретическое значение исследования заключается в систематизации и обобщении положений по вопросу социально-психологической готовности детей с нарушениями речи к школьному обучению.

Практическое значение исследования полученные данные могут быть использованы в работе психолога детского сада, школьного педагога-психолога. Разработанные психологические рекомендации могут быть использованы при консультативной и профилактической работе детьми с нарушениями речи и их родителями.

Структура курсовой работы работы соответствует логике исследования.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. В основном тексте содержится 6. Библиография содержит 29 источник. В приложениях приводятся тесты использованных методик, таблицы полученных данных.

Глава 1. Теоретические основы изучения готовности к школьному обучению.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Психологическая помощь детям с нарушением речи