lovmedgu.ru

Логопедическая помощь детям с нарушением речи

Логопедическая помощь детям с нарушением речи

Логопедическая помощь детям с нарушением речи

Советы логопеда

В нашей стране существует дифференцированная сеть логопедических учреждений, где созданы оптимальные условия для преодоления нарушений речи у детей с первично сохранным слухом, интеллектом, нормальным психическим развитием. Это логопедические пункты при общеобразовательных школах специальные школы для детей с тяжелыми нарушениями речи специальные детские сады и группы при массовых детских садах для детей с нарушениями речи логопедические кабинеты при поликлиниках, психоневрологических диспансерах и некоторых больницах, а также логопедические стационары, полустационары, специальные санатории. Устранением недостатков речи у детей занимаются учителя-логопеды, имеющие специальную подготовку. Такая дифференцированная сеть логопедических учреждений позволяет обеспечить максимально благоприятные условия для обучения, воспитания и лечения детей с нарушениями речи с учетом их возраста и особенностей речевого развития, формы и степени выраженности дефекта.

Учитель общеобразовательной школы должен иметь представление о форме и уровне речевого нарушения учащегося и знать, в каком логопедическом учреждении тот или иной ребенок может получить соответствующую квалифицированную помощь. Как уже упоминалось, большинство детей школьного возраста, имеющие недостатки речи, могут обучаться в общеобразовательной школе при соответствующей логопедической помощи, которая осуществляется на логопедических пунктах, работающих при школе. Такие логопедические пункты имеются во всех крупных городах России и в ряде районных центров. Они организуются при какой-либо школе района или города и обслуживают учащихся нескольких школ.

На логопедические пункты направляются дети, имеющие различные нарушения устной и письменной речи: нерезко выраженное общее недоразвитие речи, недостатки в письме и чтении дефекты произношения отдельных звуков недостатки речи, связанные с аномалиями в строении или движении артикуляционного аппарата (ринолалия, дизартрия) заикание. Одной из основных задач логопедических пунктов при общеобразовательных школах является предупреждение и своевременное преодоление нарушений устной и письменной речи и обусловленной ими неуспеваемости по родному языку и другим предметам. Для занятий на логопедическом пункте отбираются прежде всего те учащиеся, которые допускают большое количество ошибок на смешение и замены букв, соответствующих различным группам звуков.

Необходимо учитывать, что логопед оказывает помощь не всем детям, которые по тем или иным причинам не могут овладеть грамотным письмом и правильным чтением, а только тем из них, кто делает специфические ошибки на замену и смешение букв, указывающие на недостаточность различения соответствующих звуков, а также недоразвитие лексико-грамматических средств языка (без отклонений в интеллекте).

Обычно дети с такими нарушениями попадают на логопедический пункт после одного или нескольких лет обучения в общеобразовательной школе. Это осложняет работу логопеда, так как ему приходится работать не только над коррекцией устной и письменной речи, но и над формированием предпосылок, необходимых для продуктивного усвоения программы обучения родному языку. Тем самым удлиняется срок занятий с таким ребенком на логопедическом пункте и уменьшается число детей, которым учитель-логопед мог бы оказать специальную помощь. Поэтому необходимо как можно раньше выявлять учащихся с отклонениями в развитии речи и направлять их для занятий к логопеду.

логопедическая помощь детям с нарушением речи

Учитель-логопед, работающий на логопедическом пункте при общеобразовательной школе, не в состоянии охватить всех нуждающихся в его помощи. Поэтому части детей с речевыми дефектами посильную помощь должен уметь оказать сам учитель. В тех случаях, когда учитель не может самостоятельно справиться с нарушениями речи у ребенка, а также при отсутствии в городе или районном центре логопедических пунктов при общеобразовательных школах аналогичная помощь может быть оказана логопедами, работающими при поликлиниках.

Дети с глубоким недоразвитием речи или тяжелой формой заикания не могут обучаться в общеобразовательной школе, так как отставание в развитии речи ограничивает их устное общение с окружающими и создает серьезные препятствия к овладению школьной программой. Такие дети не способны преодолеть речевое недоразвитие даже при условии, если им наряду с обучением в массовой школе будут обеспечены занятия с логопедом. Эффективное формирование их речи возможно при обучении в школе специального типа, где используется особая система коррекционных мероприятий по преодолению речевых дефектов.

В специальную школу-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи попадают дети с различными видами и формами речевой аномалии при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте в возрасте от 7 до 12 лет. Чтобы обеспечить учащимся всестороннее развитие с учетом особенностей их речевых недостатков, в школе предусмотрено два отделения. В первое принимают детей с грубо выраженным общим недоразвитием речи (алалией, афазией, алалией, осложненной заиканием, дизартрией, ринолалией). Второе отделение предназначено для детей с тяжелой формой заикания при нормальном речевом развитии.

С учетом глубоких отклонений в речевом развитии детей, в специальной школе предусматривается использование специфических методов и приемов обучения, направленных в первую очередь на восполнение пробелов речевого развития, создаются условия для овладения основами наук и всестороннего развития учащихся, осуществляются систематические лечебно-профилактические мероприятия. Благодаря систематической коррекционной работе, большая часть детей с различными аномалиями в речевом развитии способна овладеть таким же объемом знаний, умений и навыков, что и учащиеся общеобразовательной школы, но за более длительный срок обучения. При первом отделении имеется подготовительный класс, в который принимают детей с глубоким недоразвитием речи 7 — 8-летнего возраста, не прошедших дошкольной подготовки в специальном детском саду или в специальных группах для детей с нарушениями речи при массовых детских садах.

Учащиеся, которые преодолевают свой речевой дефект в более короткие сроки, чем указано выше, зачисляются в соответствующие классы общеобразовательной школы при условии овладения ими определенного круга знаний и навыков.

В каждом классе учится 12 - 14 человек. Такая наполняемость классов обусловлена своеобразием работы по преодолению речевых дефектов и индивидуализацией занятий. Направление в специальную школу для детей с тяжелыми нарушениями речи проводится строго индивидуально, согласно Типовому положению о республиканских, областных или городских медико-педагогических комиссиях. В своей работе медико-педагогические комиссии руководствуются инструкцией по приему детей в школу соответствующего типа. Вез заключения медико-педагогической комиссии переводить учащихся в школу для детей с тяжелыми нарушениями речи не разрешается. При направлении на психолого-медико-педагогическую комиссию необходимы следующие документы:

1. Педагогическая характеристика учащегося. В ней указывается продолжительность обучения ребенка в общеобразовательной школе, приводится подробный анализ успеваемости (по письму, чтению, а также математике), поведения и тех мероприятий, которые проведены в целях повышения успеваемости (индивидуальная помощь, лечение и др.).

2. Письменные работы учащихся.

3. Подробная выписка из истории развития ребенка, подписанная главным врачом детской поликлиники с заключениями:

педиатра о соматическом состоянии ребенка

психоневролога с обоснованными медицинским диагнозом и характеристикой умственного развития

отоларинголога с характеристикой состояния слуха и органов артикуляции, с данными аудиограммы (приводятся также данные о восприятии разговорной и шепотной речи)

офтальмолога с характеристикой органов зрения и развернутым диагнозом

врача-ортопеда (если у детей нарушена функция опорно-двигательного аппарата).

4.Свидетельство о рождении.

Примечание. На детей, не обучавшихся в школе, предъявляется характеристика из детского сада и документы, указанные в пп. 3,4.

В системе Министерства здравоохранения РФ при поликлиниках существуют логопедические и слухоречевые кабинеты, в задачу которых входит обслуживание главным образом детей дошкольного возраста. Однако при отсутствии логопедических пунктов при общеобразовательных школах логопеды поликлиник принимают и детей школьного возраста.

Имеются еще и логопедические стационары или полустационары, организованные при детских больницах или детских психоневрологических диспансерах, а также лечебно-учебные учреждения, цель которых заключается в оказании помощи дошкольникам и школьникам с нарушениями речи. В этих учреждениях проводится специальная работа по устранению речевых дефектов, а также различные лечебные мероприятия (медикаментозные, психотерапевтические, физиотерапевтические). Работу по коррекции речевого недостатка ведет учитель-логопед. Прием в логопедический стационар осуществляется через отборочные комиссии, организованные при психоневрологических диспансерах или больницах по представлению районных психоневрологов, невропатологов, логопедов.

логопедическая помощь детям с нарушением речи

Большое значение имеет раннее выявление детей, имеющих нарушения речи. В последнее время широко развивается сеть специальных детских садов или групп при массовых детских садах для детей с нарушениями речи. Дети, страдающие заиканием, алалией, дизартрией, ринолалией, принимаются в специальные дошкольные учреждения с 3-летнего возраста дети с фонематическим и общим недоразвитием речи — с 5-летнего возраста. В специальных дошкольных учреждениях создаются наиболее благоприятные условия для преодоления тех или иных речевых дефектов и предупреждения возможной неуспеваемости в школе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Организация логопедической помощи детям с нарушением речи, посещающим общеобразовательные группы

Проблема возросшего количества детей детского сада с речевыми нарушениями становится все более актуальной. В нашем саду работают с такими детьми логопеды. Консультативная работа с воспитателями массовых групп и родителями помогает исправить речь детей в выпускных в школу группах.

Дети, не посещающие логопедические группы, имеют нормальный слух и интеллект. Речевые нарушения незначительны (2 звука).

В связи с увеличением числа детей с различными речевыми нарушениями возникает проблема их адаптации в школе.

Коллективом МБДОУ была организована психолого-медико-педагогическая служба, деятельность которой обеспечивается медицинским работником, учителями – логопедами, педагогом – психологом, инструктором по физической культуре, воспитателями.

Цель организации ПМПС – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития и воспитания детей с особенностями развития.

Все специалисты службы работают во взаимодействии. В начале учебного года проходит комплексная диагностика детей, в которой принимают участие специалисты службы. Затем собирается консилиум, на котором обсуждаются результаты диагностики и каждый специалист планирует свою работу. Методист МБ ДОУ координирует работу.

Этапы работы психолого-медико-педагогической службы:

    Диагностика проблемы (на основе тестов, анкет, и документов). Анализ проблемы (для определения направлений работы специалистов с каждым ребенком обсуждение результатов обследования детей, уточнение общей картины развития ребенка, определение причин нарушения, назначение каждому ребенку ведущего специалиста по имеющейся у него проблеме, который организует взаимодействие всех специалистов). Разработка образовательного маршрута (составление индивидуального плана помощи или коррекционной программы для ребенка в образовательном маршруте прописывается содержание, длительность работы, ведущий специалист, намечаются методы и формы работы.). Решение проблемы (реализация образовательного маршрута). Анализ проделанной работы (определение динамики развития – положительная, положительная неустойчивая, положительная сегментарная, положительная недостаточная, отрицательная). Проектирование дальнейшей работы (корректировка образовательных маршрутов).

Деятельность психолого-медико-педагогической службы регулируется психолого-медико-педагогическим консилиумом.

Порядок проведения консилиума:

    Консилиум проводится под руководством председателя, а в его отсутствие – заместителя. Специалисты представляют собранный материал на ребенка (детей) с заключением. Определяются направления коррекционной работы всех специалистов с ребенком. Протокол оформляется не позднее чем через 2 дня и подписывается председателем.

Структура и организация ПМПС:

ПМПС создается в ДОУ приказом заведующего. В ПМПС входят: заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, медицинская сестра, врач педиатр, учитель – логопед, педагог – психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели. Обследование детей проводится по плану, по запросу – воспитателей, родителей. С результатами обследования и индивидуальным планом работы с ребенком вправе ознакомиться в любое время как педагоги – воспитатели, так и родители ребенка. По результатам обследования составляются представления специалистов по утвержденной форме. На основании представлений специалистов составляется заключение консилиума, и даются рекомендации об образовательном маршруте или его изменении. В сложных случаях диагностики или при невозможности принятия однозначного решения, делается запрос в городскую психолого-медико-педагогическую комиссию.

Особенности организации работы с детьми

Принципы построения обследования ребенка специалистами ПМПС:

    Целостный подход к ребенку. Оценка уровня социальной адаптированной и личностной целостности ребенка. Всесторонний анализ психофизического и социального развития ребенка. Комплексный подход к обследованию ребенка с позиций специалистов разных профилей. Анализ динамики развития ребенка. При наличии у ребенка трудностей в выполнении заданий, обследование строится по следующим принципам:
переход от простого к сложному переход от совместных действий со специалистом к самостоятельным действиям ребенка опора на сохраненные структуры психофизического развития ребенка распределение нагрузки в соответствии с динамикой умственной работоспособности ребенка обеспечение успеха ребенку в результате выполнения каждого шага обследования подкрепление мотивации достижения использование адекватных индивидуальным и возрастным особенностям ребенка форм обследования (игра, индивидуальная работа с ребенком).

Оформление документации по результатам обследования ребенка ПМПС.

Заключение состоит из 2 частей: заключение и рекомендации.

В заключении отражаются следующие параметры:

1. Индивидуальная структура развития (особенности отклонений – степень, стадия и особенностей развития ребенка).

2. Динамика развития.

3. Возрастные особенности ребенка.

4. Темп развития.

5. Интересы.

6. Способности.

В рекомендациях необходимо отразить особенности организации коррекционной и педагогической работы с ребенком с целью преодоления имеющихся барьеров в развитии ребенка.

На каждого ребенка (по запросу) оформляются карты развития, которые представляют собой файловую папку, в которую входят следующие документы:

    Данные на ребенка. Протоколы по результатам обследования ребенка специалистами. Заключения специалистов. Лист контроля динамики развития ребенка.

К сожалению, увеличивается тенденция роста числа детей имеющих речевые нарушения, но не имеющих возможности получать логопедическую помощь. Это происходит по различным причинам. Одно из них является то, что нуждающихся в логопедической помощи детей, чем логопедических групп, где можно ее получить. Перед учителями логопедами детских садов существует проблема своевременного оказания логопедической помощи детям. Считая эту проблему особенно важной коллективом МБ ДОУ и была организованна психолого-медико-педагогическая служба. Общими усилиями, и преодолеваются негативные тенденции в развитии детей, стимулируется развитие речи и потенциальных возможностей детей.

По теме:

методические разработки, презентации и конспекты

Особенности проведения речевых игр с детьми. Значение речевых игр в формировании лексико-грамматического строя и развитии связной речи у детей. Предложены дидактические игры для детей дошкольного возр.

логопедическая помощь детям с нарушением речи

Дети с нарушениями речи.

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявлятся в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.

Однако в массовых детских учреждениях дети с нарушениями речи также нуждаются в специальной помощи. Во многих «общеобразовательных» детских садах существуют логопедические группы, где детям оказывают помощь логопед и воспитатели со специальным образованием. Помимо коррекции речи с малышами занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, обучают грамоте и математике.

Детям школьного возраста оказывают помощь на логопедических пунктах при средних общеобразовательных школах. На логопункты направляются дети с недостатками произношения, с нарушениями письма, обусловленными речевым недоразвитием, заикающиеся дети Коррекционная работа ведется параллельно со школьными занятиями и большой мере способствует преодолению школьной неуспеваемости. Успех логопедических занятий в школе во многом зависит от того, насколько в семье способствуют закреплению полученных навыков правильной речи.

При тяжелых нарушениях речи обучение детей в массовых детских учреждениях невозможно, поэтому существуют специальные детские сады и школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач.

Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основ наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития.

Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок. Если на его дефекте не фиксируют внимание, не подчеркивают неправильность его речи нетактичными замечаниями, стараются всемерно его понять и облегчить тяжелое положение в обществе, реактивных наслоений в личности ребенка наблюдается меньше. Обычно при правильном педагогическом подходе дети овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объем школьных знаний. Вместе с развитием речи как правило исчезают и вторичные изменения психики.

Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия. афазия, ринолалия и различного типа дизартрии.

К тяжелым нарушениям речи относятся также некоторые формы заикания. если этот дефект лишает ребенка возможности обучаться в массовой школе. Обычно сюда относят заикание в сочетании с общим недоразвитием речи.

Обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи осуществляется по специальной системе в специальных детских садах или школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, но принципиально возможно их обучение и воспитание в семье. Прежде всего необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. При обучении арифметике особое внимание обращается на развитие понимания текста задач. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуалных особенностей ребенка.

Предметный каталог

Проблема для обсуждения:Что нужно создать для логопедической помощи детям с нарушением речи в ДOУ?

Предложения: Для успешной реализации логопедической помощи детям с нарушением речи необходимо создать материально-техническую базу.

Введение: проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми, имеющими нарушение речи, является осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и учителя - логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения.

Подтверждающие материалы из сети Интернет:

Разработать современные коррекционно-образовательные техналогии для детей (ОНР).

1 https://logoped.uz/logopediya/logoped-v-tashkente/14-organizaciya-logopedicheskoy-pomoschi-detyam-s-narusheniyami-rechi-v-respublike-uzbekistan.html Организация логопедической помощи. Типовым положением о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи ,определены профили специальных групп для коррекции речи. Данный материал могу использовать в своей работе.

2 Кружок Логас .https://dominanta.tomsk.ru/Logos.htm . В данном кружке используется коррекция речи Можно применять в своей работе. рекомендовать воспитателям

Помощь детям с нарушениями речи

Логопеды центра делятся опытом владе ния всеми видами логопедического массажа и массажа кистей рук, стимулирующего развитие мелкой моторики, опосредованно влияющее на развитие речевой функции. Можно применить св своей работе, предложить воспитателям, а так же рекомендовать родителям.

Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями речи. Дворцова О.Н.

Статья знакомит нас с рядом причин, вызывающих нарушения речи, указывает на современные классификации речевых нарушений ориентированных, в первую очередь, на дифференциацию первичных нарушений. Речевые нарушения у детей и подростков рассматриваются в различных аспектах: клинико - психолого - педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями. Данный материал можно использовать в своей работе, поделиться с педагогами,для проведения консультаций с родителями.

5. https://pedlib.ru/Books/3/0317/3_0317-174.shtm l Филичева Т.Б. Чевелева Н.А. Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений

Специфика работы воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи (стр. 174)

В данной статье говорится об особых значениях в развитии у детей познавательных интересов, при этом нужно учитывать специфическое отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого дефекта. Статья может быть использована в работе.

Прошу коллег составить ссылки на дополнительные материалы.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Логопедическая помощь детям с нарушением речи