lovmedgu.ru

Обследование детей с дизартрией схема

4. Обследование артикуляционного аппарата.

4.1 Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата

4.2 Обследование моторики артикуляционного аппарата.

4.3 Обследование мимической мускулатуры

Литература:

1. Логоритимика - форма коррекционного обучения

Логопедическая ритмика - это форма коррекционного обучения, направленная на преодоление речевых затруднений ребенка и включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. В логоритмических занятиях теснейшим образом переплетаются речь, музыка и движение.

Логоритмические занятия направлены на развитие восприятия, слухового внимания и слуховой памяти, они развивают оптико-пространственные представления и навыки координации крупных и мелких движений, воспитывают чувство ритма и темпа, помогают научиться говорить и петь.

Все виды игровых упражнений из арсенала логоритмики делятся на две группы. Одна из этих групп направлена на развитие неречевых процессов, то есть крупной и мелкой моторики, координации движений, ориентировки в пространстве, повышение мышечного тонуса, а также других психических процессов, таких, как внимание и память. Другая группа представляет собой непосредственно речевые упражнения, развивающие правильное дыхание, способность управлять голосом, артикуляцию и мимику, восприятие речи и других звуков на слух, пассивную и активную речь, а также правильное звуко-произношение, темп и интонации речи.

2. Д изартр и я и стертая дизартрия

коррекционный обучение дизартрия артикуляционный

При диагнозе дизартрия у детей нарушено не только произношение звуков, но также темп, модуляция, выразительность голоса, ритм и дыхание, то есть в дефиците все отделы, участвующие в "говорении": и дыхательные, и голосовые, и мышцы артикуляционного аппарата.

Причина в нарушении передачи импульсов от центральной нервной системы к этим отделам. то есть сигнал отправляется по адресу, но доходит неточно, в результате кровоснабжение сбивается, мышечный тонус меняется - наблюдаем или вялые, бледные, малоподвижные мышцы (гипотонус), или чрезмерно напряженные (гипертонус). В любом случае, подвижность органов речи ограничена.

При дизартрии дефект не только слышен, но и виден. Малыш быстро устает во время еды, сосет грудь или бутылочку вяло, часто срыгивает. Позже эти дети долго привыкают к твердой пище. Когда начинают говорить - речь смазанная, плохо произносятся не только сложные, но и простые звуки. При дизартрии у некоторых детей как бы хлюпает при произношении щека, некоторые звуки выговаривают между зубами, наблюдается повышенное слюнотечение, речь звучит неровно, ребенок как будто скандирует, выталкивает звуки, у других напротив - голос звучит тихо, часто встречаются носовые оттенки.

Диагноз выражается в разной степени тяжести. Самая сложная из форм: анатрия - полная неспособность говорить, владеть своим речевым аппаратом, дизартрия характерна для детей с ДЦП, чаще встречается стертая дизартрия. Такую форму как дизартрический компонент(нарушение в одной группе мышц) легко перепутать с дислалией, однако в этом случае логопедическая работа более долгая, так как связана с восстановлением мышечных движений.

Стертая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.

Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В. Лопатина).

Исследования детей в массовых садах показали, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространенных нарушений: дислалия, ринофония, фонетико-фонематическое недоразвитие, стертая дизартрия.

В группах для детей с общим недоразвитием речи до 50% детей, а в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием - до 35% детей имеют стертую дизартрию. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.

3. Схема обследования детей с дизартрией

1. Анкетные данные.

2. Анамнез.

3. Общая моторика. Для обследования общей моторики можно предложить следующие задания:

· одеться, раздеться, обуться

· пройти из угла в угол, размахивая обеими руками, остановиться, стать на носки, присесть

· попрыгать на двух ногах, правой, левой

· руки вперед, назад, вверх, вниз (по показу и по инструкции).

При этом необходимо отметить объем движений (полный, неполный), точность выполнения (полная, неполная), самостоятельность (полная, неполная, выполнение с помощью логопеда), координация движений (правильная, неправильная, отсутствует), чувство равновесия (имеется, отсутствует), осанка (правильная, неправильная). Указать на наличие навязчивых движений (покачивание, балансирование туловищем). Анализируется качественное состояние общей моторики: моторная напряженность, скованность, повышенная двигательная активность, расторможенность.

4. Мелкая моторика рук:

· сжать и разжать пальцы в кулак (5--7 раз под счет)

· кончиком большого пальца поочередно касаться со всеми пальцами левой и правой руки

· указательный и средний пальцы бегают по столу

· вытянуть указательный палец и мизинец правой, левой рук

· поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы

· собрать пирамидку, мозаику, спички, горошины.

При выполнении движений отмечается плавность, точность, напряженность, скованность, нарушение темпа выполнения движений (не под счет логопеда), невыполнение, наличие леворукости.

5. Строение артикуляционного аппарата.

6. Моторика артикуляционного аппарата. У детей с дизартрией особенно расстроенной является подвижность органов артикуляции, которая находится в прямой зависимости от глубины поражения и формы дизартрии. Обычно диагностика выраженых форм псевдобульбарной дизартрии не вызывает трудностей. Определение стертых форм дизартрии сопряжено со значительными трудностями. Поэтому необходимо провести дополнительное обследование по выявлению паретичности мышц:

· вытягивание губ "хоботком" (вместо этого у ребенка с дизартрией наблюдаются хаотичные движения губами)

· ассиметричность "улыбки" (паретичная сторона рта остается почти неподвижной)

· невозможность сделать язык широким (склонность к его сужению)

· отклонение языка в одну сторону (здоровую) при высовывании изо рта

· невозможность удержать кончик языка на верхней губе без помощи нижней

· посинение кончика языка

· невозможность удержать язык, высунутный изо рта, в спокойном положении (наблюдается дрожание мышц языка, его хаотичное подергивание).

7. Состояние мимики. Наиболее нарушена мимика у детей с дизартрией: их лицо амимично, они не могут надуть щеки, наморщить лоб и т.д. Особенно ярко проявляются двигательные расстройства при активном сокращении мышц лица.

8. Звукопроизношение. Проверяется изолированное произнесение звуков в следующей последовательности: гласные, согласные (губные, губно-зубные, задненебные, передненебные взрывные, шипящие, свистящие, аффрикаты, соноры). Затем проверяется умение произносить звуки в слогах, словах, фразовой речи. Применяются задания, состоящие в многократном повторении одного звука, так как при этом создаются условия, уменьшающие артикуляционное переключение с одного звука на другой. Это дает возможность обнаружить трудности иннервации артикуляционного акта, особенно в случаях "стертой" дизартрии.

9. Слуховая функция:

· состояние физического слуха

· состояние фонематического слуха, анализа и синтеза.

10. Просодическая сторона речи. При исследовании просодической стороны речи обращается внимание на темп (нормальный, быстрый, медленный), ритм (нормальный, аритмия), сохранность пауз в потоке речи (деление слов на слоги, скандированность), сил.

Обследование звукопроизношения детей со стертой дизартрией

Обследование состояния звукопроизношения проводится по общепринятой в логопедии методике, опубликованной в работах Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Р.Е. Левиной.

При изучении состояния звукопроизношения определяется количество нарушенных звуков, какие фонетические группы нарушены, характер нарушения произношения звуков (искажение, отсутствие, замена, смешение) в различных фонетических условиях:

- при изолированном произношении

- в слогах - прямых, обратных, со стечением согласных

- в словах (исследуемый звук находится в разных позициях по отношению к началу, концу и середине слова)

- во фразах

- в спонтанной речи.

При подборе лексического материала соблюдаются следующие требования:

- насыщенность лексического материала заданным звуком

- разнообразие лексического материала

- включение слов с оппозиционными звуками

- включение слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости.

При обследовании звукопроизношения применяются методические приемы отраженного и самостоятельного воспроизведения лексического материала.

Детям предлагаются сюжетные и предметные картинки, слоги, слова, предложения, чистоговорки, включающие исследуемые звуки.

Одним из основных требований к лексическому материалу было понимание значения слов, предлагаемых ребенку для воспроизведения при обследовании звукопроизношения.

Предлагаем следующую схему обследования:

1) изолированное произнесение

2) в слогах разной структуры (8 модулей)

3) в словах, где звук занимает разные позиции (отраженно и самостоятельно по картинке)

4) в словах разной слоговой структуры (13 классов) (отраженно и самостоятельно по картинке)

5) в предложении (отраженно, по картинке, по вопросам).

1. Обследование возможности изолированного произнесения звука (группа свистящих).

Инструкция: «Повтори за мной звуки».

[з`] ;

[ц] ;

Примечание: в нашем примере мы даем обследование свистящих звуков: [с, с`, з, з`, ц]. Отдельно в той же последовательности обследуются звуки: [ш, э, ч, щ, л, л`, р, р`, г, г`, к, к`, х, х`, j].

2. Обследование возможности произнесения звука (группа свистящих) в слогах разной конструкции .

Инструкция: «Повтори за мной».

5. Г CN С - АБС$, ОБС$, УБС$, ЫБС$ и др. сочетания звуков

6. Г С$ CN - АС$Б, ОС$Б, УС$Б, ЫС$Б

7. С$ Г С$ - С$АС$, С$ОС$, С$УС$, С$ЫС$

8. Г С$ Г - АС$А, OCSO, УС$У, ЫС$Ы

Критерии оценки:

4 балла - во всех типах слогов звуки произносятся правильно

3 балла - искажает только в слогах со стечением Г С$ CN, Г CN С$

2 балла - искажает только в слогах со стечением Г С$ CN, CN С$ Г, Г CN C$, C$ CN Г

1 балл - искажает, заменяет во всех типах слогов, кроме С$ Г, Г С$ (открытый и закрытый слог)

3. Обследование возможности произнесения звука в словах в разных позициях по отношению к началу, концу, середине слова.

Инструкция 1: «Повтори за мной слова» (отраженно).

Рабочая программа дисциплины дизартрия направление подготовки

Тема 7. Обследование детей с дизартрией.

Составить перечень вопросов, необходимых для сбора анамнеза ребенка с ДЦП. Подготовить протоколы обследования.

Составить схему обследования моторики детей с дизартрией. Подготовить протоколы обследования.

Составить схему обследования основных психических функций детей с ДЦП. Подготовить протоколы обследования.

Подобрать картинный материал для обследования речи ребенка с дизартрией.

Обследовать одного ребенка с дизартрией. Заполнить речевую карту. Составить развернутую психолого-педагогическую характеристику обследованного ребенка. Составить план индивидуальной логопедической работы.

^ Тема 8. Система коррекционно-логопедической работы при дизартрии.

Составить таблицу «Этапы логопедической работы по коррекции дизартрии у дошкольников» с отражением в ней программного содержания и коррекционных задач каждого этапа работы.

Оформить план-конспект индивидуального занятия с дошкольником, страдающим дизартрией.

Подобрать по 10-15 игр и упражнений к каждому направлению коррекционной работы. Оформить подобранный материал в виде картотеки игр.

Перечислить основные направления коррекционно-педагогической работы при ДЦП на разных возрастных этапах.

Перечислить основные модели организации лечебно-педагогической помощи детям и подросткам с ДЦП.

Раскрыть основные этапы формирования функциональных возможностей кистей и пальцев рук.

Перечислить приемы развития самообслуживания у детей с ДЦП.

Изучить медико-психолого-педагогическую документацию на ребенка с ДЦП. Ксерокопии документов представить для обсуждения.

^ Тесты задания по дисциплине «Дизартрия».

Студенты очного и очно-заочного отделений выполняют тестирования во время текущего контроля на последнем занятии. Студенты заочного отделения решают тесты во время аудиторной контрольной работы (АКР).

Дизартрия это

1. Нарушение речи при ДЦП.

2. Нарушение звукопроизношения, обусловленное нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата.

3. Нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией мышц речевого аппарата.

Дизартрия является следствием

1. органического поражения центральной нервной системы.

2. органическим поражением речевых зон коры головного мозга.

3. родовой травмы.

Ведущим дефектом при дизартрии является

В. О. Йощенко сборник примерных форм документов и методических материалов к организации логопедической работы в доу ббк 74. 3 Ио – 75 Автор-составитель

^ Схема обследования детей с дизартрией

Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________

Дата рождения ____________ Дата обследования ______________ Возраст _____________

Домашний адрес, телефон ______________________________________________________

Из какого детского сада прибыл (номер детского сада, район) ________________________

Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа) ________________________________________

Диагноз районной медико-психолого-педагогической комиссии ______________________

Жалобы родителей _____________________________________________________________

Наследственные заболевания ____________________________________________________

Общий анамнез _______________________________________________________________

От какой беременности ребенок _________________________________________________

Характер беременности: токсикоз, хронические заболевания, инфекционные заболевания

Роды: быстрые, стремительные, обезвоженные

Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция

Крик: был, нет

Асфиксия: белая, синяя

Резус-фактор: отрицательный, совместимость

Вес и рост ребенка при рождении ___________

Вскармливание: к груди приложили на ____ день, грудь взял активно, не взял, с помощью сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания ___________________________ вскармливание грудью до ___ последующее вскармливание: смешанное, искусственное

Выписка из родильного дома на ___ день

Дополнительное пребывание в роддоме, причины __________________________________

Раннее развитие

Держит голову с ___ мес. Сидит с___ мес. Стоит с ___ мес. Ходит с ___ мес. Первые зубы с ___ мес. К 1 году зубов ___

Перенесенные заболевания

До 1 года _____________________________________________________________________

После 1 года __________________________________________________________________

Инфекции ____________________________________________________________________

Ушибы _______________________________________________________________________

Травмы головы ________________________________________________________________

Судороги при высокой температуре ______________________________________________

Речевое развитие

обследование детей с дизартрией схема

Лепет, характер лепета, первые слова _____________________________________________

Речевое развитие проходило: с особенностями, прерывалось, нет

Речевая среда: дефицит речевого общения, норма

Занимался с логопедом, нет, где, когда, результат ___________________________________

Исследование слухового внимания. Например: определить направление звука (звучащей игрушки), указать, какая игрушка звучала.

Исследование зрительного восприятия. Например: назвать основные цвета, оттенки, указать их по слову логопеда, подобрать картинки к данному цветовому фону.

Исследование пространственного праксиса:

показать правую, левую руку, сторону показать предметы впереди, позади, вверху, внизу

сложить разрезанные картинки из 2-4 частей

сложить фигурки из палочек по образцу

то же из памяти

отметить: ориентировку в пространстве ___________________________________ .

Исследование артикулярной моторики:

состояние и работа мышц лицевой мускулатуры: оскал – покой, надувание щек, поднимание бровей, наморщивание лба, носа, поднимание верхней губы.

Отметить. сглаженность носогубных складок: одной, обеих

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

поочередное зажмуривание глаз.

Отметить: замедленность движений глазных яблок, наличие синкинезий, односторонний птоз верхнего века.

обследование детей с дизартрией схема

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

одиночные движения языком: показать широкий (узкий) язык на нижнюю, верхнюю губу, показать язык "жалом" при открытом рте, узким языком коснуться правого-левого углов рта, показать язык "чашечкой", показать язык на верхних зубах при открытом рте и растянутых в улыбке губах, показать лакательные движения языком при открытом рте

обследование детей с дизартрией схема

серии движений языком: показать широкий язык на нижнюю губу, поднять на верхнюю губу, перевести на верхние зубы, убрать за зубы, рот открыт. Показать попеременно (5-6 раз) узкий язык, широкий язык, рот открыт. Облизать узким (затем широким) языком губы вкруговую (слева направо и наоборот).

Отметить: точность, объем движений, равномерность работы мышц языка, способность к переключению и удержанию позы: отклонение в сторону кончика языка при показе, тремор кончика языка при повторных движениях и при удержании позы, увеличение гиперкинеза или замедление темпа движения при повторных движениях, посинение кончика языка, замена движений языка, слюнотечение

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

уздечка языка: показать широкий (узкий) язык на нижнюю губу, дотронуться до подбородка поднять широкий язык на верхнюю губу, тянуться языком к носу.

Отметить: состояние подъязычной связки: норма, укороченная, с послеоперационным узлом

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

мягкое небо: обследовать визуально, предложить покашлять с открытым ртом, язык – на нижней губе.

Отметить: плоское, округлое, гиперкинез, отклонение маленького язычка в сторону, расщелины

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

твердое небо: нормальное, готическое, куполообразное, расщелины

губы: тонкие, толстые, укороченная верхняя губа, расщелина верхн губы.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Обследование детей с дизартрией схема