Дизартрия у детей лечение прогноз
Дизартрия у ребенка: причины, симптомы, лечение
Дизартрия – нарушение произношения слов по причине недостаточной иннервации речевого аппарата, то есть из-за плохой связи тканей и клеток с нервными окончаниями. Достаточно часто такой диагноз ставят детям. При этом у больных дизартрией малышей наблюдается ограниченная подвижность, мягкого неба, губ, языка и других органов речи, что собственно и затрудняет произношение.
Содержание статьи
Виды заболевания
Достаточно много причин могут вызвать данное заболевание, поэтому при появлении первых же симптомов рекомендуется обратиться к врачу, так как при своевременной диагностике и лечении можно надеяться на хороший прогноз.
Дизартрия у детей разделяется на несколько видов в зависимости от пораженного места:
Каждая из форм заболевания по-разному себя проявляет, требует индивидуального подхода в каждом конкретном случае. С помощью ряда анализов и исследований, проводят тщательную диагностику в условиях стационара. Кроме того, составляется речевая карта для ребенка с дизартрией, которая позволит логопеду определить курс терапии.
Если стертая или холодовая формы хорошо поддаются коррекции у логопеда, то бульбарная и псевдобульбарная часто остаются навсегда. В первом случае ребенок может нормально посещать детский сад и школу, во втором – специальные учебные учреждения. Кроме того, большую роль играет и причина, вызвавшая нарушение.
Причины дизартрии:
Данное заболевание требует тщательного обследования в условиях стационара, так как патология связана с головным мозгом и ЦНС. Врачи должны осуществить системный подход, разработанный логопедами, при котором учитывают как специфику речевых, так и других нарушений, общее психоневрологическое состояние малыша и его возраст. Логопедом составляет индивидуальная речевая карта.
Сегодня в медицине разработаны эффективные методы ранней диагностики. В обследование включается посещение таких врачей как психолог, логопед, терапевт, психоневролог, психотерапевт, дефектолог и многие другие – в зависимости от вида патологии.
Признаки и симптомы дизартрии у детей
Существует ряд характерных явлений, благодаря которым можно выявить наличие заболевания, когда оно еще на ранней стадии. Полная характеристика, конечно же, составляется докторами, но некоторые признаки родители могут увидеть сами.
Главным симптомом является нарушение звукопроизношения. Также сбивается речевое дыхание, голос, ритм, темп, мелодичность речи.
Если обращать внимание на эти явления, то нарушения будут заметными еще в раннем возрасте. Своевременное обращение к специалистам в некоторых случаях позволит подготовить ребенка к обучению в обычной школе.
Многие больные, страдающие дизартрией, учатся в обычных школах, но только если было проведено лечение. Если форма заболевания не поддается коррекции, то ребенок должен будет обучаться в специализированных заведениях, так как нарушения речевого аппарата не позволят полноценно овладеть навыками письма и чтения.
Лечение дизартрии у детей
Такая патология требует комплексного подхода. Логопедическая коррекция сочетается с ЛФК и медикаментозным лечением.
Профилактика
Дети, имеющие предрасположенность к дизартрии (патологии внутриутробного развития, родовые травмы, нейроинфекции и пр.), должны находиться под пристальным вниманием родителей в плане психофизиологического развития.
Ухаживая за крохой, необходимо следить за его ритмом жизни, то есть сном и бодрствованием, не допускать воздействия неблагоприятных психологических и физических факторов. Возможно, составленная речевая карта, которую обычно необходима логопедам, позволит родителям следить за развитием ребенка.
Такие малыши нуждаются в постоянном общении, с ними нужно больше разговаривать, поддерживать их гуление и лепет в раннем возрасте. Много внимания также уделяется развитию хватательного рефлекса, поощрению исследования разных поверхностей и форм вещей.
Необходимо раньше начать читать им книги, описывать и показывать картинки, стараясь получить ответную реакцию.
Заключение
Прогноз исхода заболевания до конца остается неопределенным, потому что дизартрия в процессе прогрессирования предполагает необратимые нарушения разных отделов мозга и ЦНС. В основном целью лечения патологии является формирование у ребенка речи, не мешающей усвоению навыков письма и чтения и понятной окружающим.
Например, легкая стадия (стертая) при раннем начале реабилитации предполагает положительный результат лечения. Большая часть успеха зависит и от усилий самого больного, поддержки близких и родных, благоприятного психосоциального фона.
Если своевременно начать лечение тяжелой формы, то при активной логопедической работе, помещении в специальную школу, можно добиться значительных успехов, заметно улучшив речи.
Причины и симптомы дизартрии у детей
Симптомы дизартрии развиваются из-за дезорганизованной работы мышц голосового аппарата. В некоторых особо тяжелых случаях у детей может наблюдаться полный паралич голосовых мышц. Помимо симптомов дизартрии детей беспокоит нарушение процессов глотания, они «поперхиваются» при употреблении жидкой и твердой пищи. Паралич мышц может быть не только голосового аппарата, но и мышц лица. В этом случае у детей наблюдается кукольное выражение лица, отвисшая нижняя челюсть, повышенное слюнотечение, невозможность вытянуть губы в трубочку, свернуть язык в трубочку, высунуть язык, происходит сглаживание носогубного треугольника.
Особенностью дизартрии является то, что дети не только не могут правильно произносить слова, но им так же тяжело воспринимать слова. В услышанных словах дети, так же как и при разговоре, производят замену трудно произносимых для них букв. Так если ребенка попросить выбрать из предложенных картинок стол, он выбирает картинку, на которой изображен стул. Это очень затрудняет процесс обучения таких детей в школе, так как они не могут правильно воспринимать школьную программу.
Развитие дизартрии у детей происходит из-за поражения определенных структур головного мозга. Подобное состояние развивается вследствие поражения головного мозга во время беременности или в раннем возрасте. Во время беременности к развитию дизартрии чаще всего приводят внутриутробные инфекции, хроническая гипоксия плода вследствие маточно-плацентарной недостаточности, курение матери, резус-конфликт крови матери и ребенка. В раннем детском возрасте данное состояние развивается из-за поражения головного мозга различными инфекционными агентами.
В зависимости от того, какие структурные элементы головного мозга поражаются, принято выделять бульбарную, подкорковую, мозжечковую, корковую и псевдобульбарную дизартрию. При каждом из этих видов нарушения речи наблюдаются свои определенные симптомы.
Так при бульбарной форме дизартрии наблюдаются явления паралича мышц лица и голосового аппарата. Это связано с тем, что именно в этой зоне (продолговатый мозг) располагаются центры языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов, которые отвечают за иннервацию данного типа мышц. У детей с подобным нарушением речи наблюдается невнятная речь, при разговоре воздух свободно проходит в полость носа, так как мягкое небо из-за пареза не способно этому препятствовать. Вследствие этого дети говорят как бы в нос. Данная форма дизартрии очень часто развивается при опухолевых поражениях головного мозга.
При подкорковой форме нарушения речи у детей будут наблюдаться явления гиперкинезов. Гиперкинезы – это непроизвольные насильственные сокращения отдельных групп мышц. При дизартрии этими мышцами являются мимические мышцы лица и мышцы голосового аппарата. В данном случае у ребенка наблюдается спокойная правильная речь, которая «срывается» при появлении подобных всплесков гиперкинезов. Чаще всего это происходит при волнении ребенка. В некоторых случаях могут наблюдаться непроизвольные выкрики. Нарушение восприятия речи наблюдается из-за отсутствия плавности в повествовании, постоянно меняющегося тембра и силы голоса. Иногда у детей с подобным нарушением речи может наблюдаться снижение слуха, что еще больше усугубляет проявление дизартрии.
Мозжечковая форма дизартрии в самостоятельном виде встречается довольно редко, чаще всего она сопровождает какую-нибудь другую форму нарушения речи. В изолированной форме она проявляется в виде скандированной речи, которая как бы «разрублена», сопровождается выкриками.
При корковой форме нарушения речи дети способны без проблем произносить отдельные звуки, но когда речь заходит о произношении какого-нибудь слова, особенно если в нем есть сочетание согласных звуков, то в этом случае возникают проблемы с произношением. Дети запинаются, речь останавливается, начинают выпадать звуки в словах, происходит замена одних звуков другими. В некоторых случаях данная форма дизартрии может напоминать заикание.
Псевдобульбарная форма дизартрии – это наиболее часто встречающееся нарушение речи. Это состояние развивается вследствие поражения головного мозга инфекцией, гипоксией в период беременности или в раннем детском возрасте. В этом случае происходит органическое поражение структур головного мозга. По своим проявлением эта форма дизартрии очень близка к бульбарной, но отличается тем, что намного легче поддается коррекции и лечению. Дети сохраняют структуру слова, правильно выставляют ударение, но при сочетании нескольких гласных или согласных букв подряд, происходит их выпадение или замена. Например, стол – ол, лента – лета, духи – дюхи. В некоторых случаях происходит замена одного слова другим, сходным по значению: парта – стол, ветка – палка, ваза – кувшин. Принято различать три степени тяжести псевдобульбарной формы дизартрии.
1. Легкая степень тяжести характеризуется незначительными нарушениями в произношении звуков. Детям с трудом даются только сложные звуки, такие как ж, ш, р, ц, ч. Остальные звуки произносятся с недостаточным участием голоса. При письме у таких детей очень часто происходит замена одних букв на другие. Дети с данным типом заболевания имеют хороший слух, при правильном лечении без каких-либо проблем посещают общеобразовательную школу.
2. Средняя степень тяжести дизартрии встречаются чаще всего. Для детей с данной степенью нарушения речи характерно отсутствие движений мимической мускулатуры лица. Язык очень плохо двигается. Ребенок не может его свернуть в трубочку, поднять вверх и удержать в данном положении. Очень часто дети «поперхиваются» при еде. Затруднено жевание и глотание. Речь очень невнятная, имеет «носовой» оттенок из-за паралича мягкого неба. При произношении звуки в конце слова и при сочетании нескольких согласных подряд теряются и выпадают. Дети с подобными нарушениями речи не могут обучаться в общеобразовательных школах, так как не способны правильно воспринимать школьный материал. Обучение должно проводиться в специализированных логопедических школах.
3. При тяжелой степени нарушения речи у детей наблюдается состояние, которое носит название анартрия. Это состояние характеризуется полным отсутствием движений мимической мускулатуры лица и мышц речевого аппарата. Язык у таких детей неподвижно лежит на дне ротовой полости, нижняя челюсть отвисшая. Речь при таком состоянии полностью отсутствует или наблюдаются отдельные нечленораздельные звуки. Дети с тяжелой формой дизартрии могут обучаться в специализированных логопедических школах только при сохранении умственной способности.
Лечение дизартрии у детей
При лечении очень важно, чтобы в этом были заинтересованы родители, так как лечебные методики рассчитаны не только на время занятия в логопедическом кабинете, но и в домашних условиях. Для детей с дизартрией основным направлением в лечении является развитие речевой мускулатуры (губы, язык, мягкое небо). Для этих целей целесообразно проводит постепенно усложняющиеся упражнения. Это можно сравнить с обучением ребенка ходьба: сначала ползаем, затем сидим, потом учимся вставать, ходит за ручку и наконец самостоятельная ходьба.
Первое, что необходимо делать ежедневно – это массаж мышц лица. Необходимо слегка поглаживать, затем пощипывать мышцы щек, губ, нижней челюсти. Так же необходимо производить сближение пальцами губ в горизонтальном и вертикальном направлении. Массажировать можно и мягкое небо, но не более 2-х минут. Для этого его поглаживают подушечками указательного и среднего пальца в направлении спереди назад. Очень хороший эффект достигается при самостоятельных занятиях ребенка перед зеркалом, когда он видит, как расположены его губы и язык и старается самостоятельно придать им форму, которую видел ранее при разговоре с взрослыми.
Следующим этапом в лечении дизартрии у детей является применения активной гимнастики речевого аппарата. Для этих целей необходимо производить открывание и закрывание рта, удержание рта открытым или полуоткрытым. Можно производить выдергивание изо рта ребенка прикушенной марлевой повязки. Для гимнастики губ необходимо производить оскал зубов, вытягивание губ в хоботок. Очень хорошо для подобной гимнастики использовать леденец на палочки, который ребенок должен зажимать губами, а вы стараться достать его. Это упражнение очень эффективно, так как при уменьшении диаметра леденца необходимо прикладывать больше усилий.
«Сладкую» гимнастику так же можно использовать и для тренировки языка. В этом случае сладким леденцом производят смазывание попеременно то одного угла рта, то другого, которые ребенок в последствии должен облизать языком. Чтобы способствовать поднятию языка вверх, можно сладкой конфетой смазывать верхнюю губу.
Все эти упражнения можно легко проводить в домашних условиях. Задача логопеда сводится к постепенной постановки произношения различных звуков. Проводится это постепенно, так как есть звуки, которые легко можно поставить (а, п, у, м, к, ы, н и др) и которые очень сложно (р, ш, ж, с, з, ч, щ, т и другие).
Постоянно проводят закрепление ранее изученных звуков. На фоне проводимого лечения дети начинают лучше воспринимать письменные слова, способны усваивать письменный материал. Это является хорошим прогностическим показателем для посещения ребенком общеобразовательной школы.
Помимо тренировки мышц речевого аппарата необходимо проводит гимнастику для пальцев, развивать мелкую моторику пальцев рук. Для этих целей можно применять игры с соломинками и счетными палочками, собирание паззлов, конструкторов.
При раннем начале лечения прогноз у данного заболевания благоприятный. Дети довольно быстро овладевают навыками правильной речи, способны к письму и чтению и успешно обучаются в общеобразовательной школе.
Врач педиатр Литашов М.В.
Дизартрия у детей: виды, симптомы, обследование, лечение
В последнее время дизартрия у детей — диагноз не редкий, но неизменно пугающий родителей. Это нарушения в произношении слов из-за недостаточной иннервации (связь тканей и клеток с нервными окончаниями) речевого аппарата. При этом наблюдается ограниченная подвижность губ, языка, мягкого нёба и других органов речи, что затрудняет артикуляцию (произношение).
Причины дефекта могут быть разными, поэтому при первых же симптомах требуется пройти соответствующее обследование и начать лечение. Итак, детская дизартрия: что это такое, какие формы она может приобретать и каков предполагаемый прогноз на будущее?
Виды дизартрии
Виды детской дизартрии зависят от поражённого места:
Различные формы дизартрии проявляют себя по-разному, требуют индивидуального подхода в каждом конкретном случае, особого лечения. На специальном обследовании диагноз уточняется, и только после этого назначается курс терапии и намечаются прогнозы.
Если, например, холодовая или стёртая дизартрия у детей легко подвергается лёгкой коррекции у логопеда, позволяет детям учиться в обычной школе, то бульбарная и псевдобульбарная могут остаться на всю жизнь даже при самой интенсивной терапии. Многое зависит от того, почему были поражены те или иные участки головного мозга.
Причины заболевания
Вполне логично желание родителей понять, почему именно их ребёнок оказался подверженным дизартрии. Причин заболевания не так много. Это могут быть:
Из-за того, что заболевание связано с нарушениями центральной нервной системы и головного мозга, требуется тщательное обследование детей с дизартрией в условиях стационара. Оно основывается на системном подходе, разработанном отечественными логопедами, при котором учитывается специфика речевых и других нарушений в развитии ребёнка, его общее психоневрологическое состояние и возраст.
На сегодняшний день разработаны различные эффективные приёмы ранней диагностики заболевания. В обследование вовлекаются самые разные специалисты: логопеды, психологи, терапевты, психотерапевты, психоневрологи, дефектологи и многие другие — в зависимости от формы дизартрии.
В каких случаях родителям нужно обращаться к врачам за такой комплексной помощью? Существуют определённые симптомы, по которым можно заподозрить заболевание на ранних стадиях.
Симптомы и признаки дизартрии у детей
Полная характеристика детей с дизартрией составляется специалистами, но ряд симптомов родители могут увидеть самостоятельно и предпринять необходимые меры для лечения заболевания. Помимо нарушений звукопроизношения сбиваются голос, речевое дыхание, темп, ритм, мелодичность речи. К признакам дизартрии относятся:
Внимательные родители могут заметить нарушение речи у своих детей уже в раннем возрасте. Это позволит своевременно обратиться к нужным специалистам и по возможности подготовить ребёнка к школе. При некоторых формах дизартрии и успешном лечении такие детки вполне обучаемы в обычных школах. Для всех остальных существуют специальные коррекционные программы обучения, так как нарушения речевого аппарата не позволяет полноценно сформироваться навыкам чтения и письма.
Лечение дизартрии в детском возрасте
Заболевание требует лечебно-педагогического комплексного воздействия. Медикаментозное лечение дизартрии у детей сочетается с логопедической коррекцией и ЛФК.
Логопеды, занимаясь с такими детьми, обращают внимание на общее развитие всех сторон детской речи: словаря, фонетического слуха, грамматического строя. Для этого создаются специальные логопедические группы в детских садах и коррекционные речевые школы. Специалисты используют преимущественно игровые методы коррекции, применяя компьютерные тренажёры и программы, которые позволяют быстро справиться с обнаруженными проблемами.
Медикаментозное лечение дизартрии предполагает назначение таких препаратов, как ноотропы. Они оказывают специфическое влияние на высшие функции мозга, улучшают память и умственную деятельность, облегчают процесс обучения, стимулируют познавательные функции и интеллектуальную деятельность ребёнка. Среди них могут быть: энцефабол, пантогам (другое название — гопантеновая кислота), глицин, фенибут, семакс, церебролизин, кортексин, церепро.
С ребёнком занимаются специальной гимнастикой — артикуляционной, цель которой — укрепить лицевые мышцы. Проводятся также логопедический и точечный массаж, выполняются упражнения с пальчиками.
Прогноз при дизартрии в детском возрасте всегда остаётся неопределённым, так как болезнь предполагает необратимые нарушения ЦНС и отделов головного мозга. Цель лечения данного заболевания — формирование у ребёнка речи, понятной окружающим и не мешающей дальнейшему усвоению элементарных навыков чтения и письма.
Дизартрия у детей
Дизартрия – это нарушение речи, вызванное изменением нервной регуляции речевого аппарата при котором страдает произношение. Учитывая то, что в последние годы увеличивается доля патологических беременностей, снижается общий уровень здоровья матерей и их детей, проблема нарушений речи становится все актуальнее.
Причины
Причинами дизартрии являются:
Классификация
Логопеды определяют виды дизартрии по степени выраженности симптомов:
Неврологи классифицируют дизартрию по локализации очага поражения в головном мозге. При этом существуют 5 форм:
Симптомы
При дизартрии страдает произношение как согласных, так и гласных звуков. Нарушения могут проявляться в виде отсутствия звуков, замены их на другие, искажения и смешения их. Изменяется моторика мышц, ответственных за образование речи - нарушается их тонус, который проявляется как в повышенной спастичности мышц языка, лица, губ, шеи, так и гипотонией (снижением тонуса).
Дистония проявляется тем, что в покое тонус мышц снижен, при попытке разговора (речи, произнесения слов) – резко повышается. Могут быть ограничения подвижности мышц за счет изменений тонуса и гиперкинезов (непроизвольных движений), тремора (дрожи).
Нарушения речевого дыхания проявляются изменением тонуса дыхательных мышц, нарушениями движения, изменяется голос, мелодика, интонации. Может страдать сила голоса, который становится слабым, тихим, будто иссякают силы. Тембр глухой, тусклый, возникают трудности в смене тона.
Дизартрия часто сопровождается симптомами, не связанными с речью – это могут быть нарушения жевания, глотания, сосания, изменения эмоционально-волевой сферы, отсутствие интереса к окружающему миру и получению новых знаний.
Стёртая дизартрия
Это наиболее часто встречающийся вид. Дети говорят в нос, может нарушаться интонация. При разговоре артикуляция не выражена, движения губ минимальны. Проблемой является сложить трубочку из губ. У больных плохая дикция, нечеткая, невнятная и смазанная речь, замена или искажение звуков в многосложных словах. Стихотворения рассказывают монотонно, голос постепенно угасает. При просьбе изобразить звуки животных попытки неудачные.
В общем развитии можно отметить неловкость в движениях, такие дети позже здоровых хватают и удерживают предметы, неуклюже ходят, бегают, для них затруднены прыжки на одной или двух ногах. Ребёнок тяжело учится кататься на коньках и лыжах, ездить на велосипеде. По причине нарушения мелкой моторики пальцев он плохо лепит, рисует, складывает мозаику, не любит мелкие игрушки и не играют в конструкторы. У детей со стёртой формой дизартрии письмо и чтение затруднено, плохой почерк.
Диагностика
Установить диагноз дизартрии можно по нескольким симптомам или синдромам. Это может быть изменение тонуса мышц, ответственных за произношение и образование речи – амимичность лица, вялость или спастичность языка, дрожание в языке, невозможность выполнить такие движения, как сворачивание губ трубочкой, поднятие языка вверх – вниз. Наблюдается носовой оттенок речи, слюнотечение.
Характерным является затруднение в произношении не одного, а нескольких звуков, затухание и замедление речи к концу фразы, становится неразборчиво произношение. Изменяется интонация, которая становится неестественная. Дети говорят монотонно и медленно.
Важным является оценка анамнеза – наличие перенесенной внутриутробной патологии или осложнений в родах, неврологическое и электрофизиологическое обследование (электронейрография, электроэнцефалография).
Коррекция
Обязательно лечение у невролога – медикаментозное и восстановительное, которое назначается после установления точного диагноза и вида заболевания. В дополнение к медикаментам используют рефлексотерапию, массаж, физиотерапевтические методы, психотерапию. Широко применяют нетрадиционные формы воздействия – дельфинотерапию, игротерапию.
Работа с логопедом
Дети с дизартрией нуждаются в постоянной работе с логопедом.
Специалист делит занятия с детьми на своеобразные блоки. Вначале проводится логопедический массаж, который призван нормализовать тонус речевых мышц. Далее занятия артикуляционной гимнастикой, тренировка дыхания, интонаций. Детей обучают самоконтролю своего произношения. Упражнения усложняются по мере освоения.
Обязательны занятия, направленные на развитие мелкой моторики рук, поскольку мышцы, ответственные за точные мелкие движения связаны с артикуляционным аппаратом.
В тяжелых случаях показано обучение в специальных школах для коррекции речи.
Материал об особенностях дизартрии у взрослых читайте здесь .
Профилактика
Дети, имеющие повышенный риск развития дизартрии (патология внутриутробного развития, травмы в родах, перенесенные нейроинфекции) нуждаются в постоянном внимании с акцентом на психофизиологическое развитие. Необходимо следить за режимом, не допускать влияния неблагоприятных физических и психологических факторов.
Эти дети нуждаются в постоянном общении, разговоре, нужно поддерживать гуление в раннем возрасте, стимулировать лепет. Уделяется внимание развитию хватательных движений, поощрению исследования игрушек разнообразной формы и поверхности.
Детям как можно раньше начинают читать книги, показывать и описывать картинки, стараясь получать ответную реакцию.
При максимально раннем начале коррекции и реабилитации в случае стёртой формы дизартрии прогноз благоприятный. Успех зависит от усердия самого пациента, благоприятного психосоциального фона, поддержки родителей и близких.
В случае тяжелых форм при своевременном лечении, активной работе с логопедом, помещении детей в специальные школы можно добиться значительного улучшения речи.
В видео учитель-логопед рассказывает об играх и приемах, которые могут использовать родители для развития речи своих детей: