Виды нарушения речи у детей дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ.
Полноценная речь – условие успешного обучения в школе. Дошкольный возраст- наиболее благоприятный период для формирования правильной речи и устранения их недостатков.
Сложное нарушение звукопроизношения влечет за собой и другие дефекты. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки. Его словарь не пополняется теми словами, в которых есть труднопроизносимые звуки. В дальнейшем ребенок начинает отставать.
А затем значительно отставать от возрастной нормы.
По той же причине не формируется т грамматический строй речи, поэтому у ребенка может появиться ОНР( общее недоразвитие речи).И если его не устранить в дошкольном возрасте, то у ребенка будут наслаиваться вторичные нарушения( нарушения письма и чтения- дисграфия, дислексия).
Чем раньше приступить к коррекции, тем лучше.
КАК ЖЕ ОПРЕДЕЛИТЬ. ЧТО РЕБЕНОК ОТСТАЕТ В РАЗВИТИИ.
Сейчас уже достаточно широко известно, что здоровье детей закладывается не только задолго до его появления на свет, но и за долго до зачатия. И вовсе не дело случая. каким он появится на свет: сильным или слабым, с хорошей или плохой сопротивляемостью, с большими или малыми возможностями после дующего интеллектуального развития.
Для нормального становления речевой деятельности необходимы определенные условия психического развития:
- Определенная степень зрелости различных структур головного мозга. Правильная и координированная работа голосовых, дыхательных систем, органов артикуляции. Развитие слуха и зрения, двигательных навыков и эмоций. Формирование потребности в общении
Овладение речевой деятельностью предполагает способность говорить и понимать сказанное. В большинстве случаев необходимо обращать внимание и на психо-физическое развитие ребенка от рождения. Поэтому даже небольшие отклонения от нормы развития в последствии могут влиять негативно на становление и развитие речи.(задержка лепета, гуления, проявления различной неврологической симптоматики- парезы,
Параличи речевого аппарата, нарушения в строении речевого аппарата и т.д.)Детям до 3 лет при наличии каких –либо нарушений ставят заключение- задержка речевого развития. После 3 лет по заключению ПМП консилиума направляют на ПМП Комиссию в городскую поликлинику с полным пакетом документов. Там детей обследуют специалисты и ставят окончательное заключение, с которым либо направляют в речевое ДОУ, либо определяют другой маршрут развития.
Отклонения в речевом развитии старших дошкольников проявляются на различных уровнях:
- фонетическом, фонематическом просодическом лексико- грамматическом нарушения общения.
Отклонения в речевом развитии могут иметь как ярко выраженные
внешние признаки, так и охватывающие системно различные уровни
речевой деятельности, которые в свою очередь могут и не иметь внешних
проявлений и являются стертыми. При работе с такими детьми очень
долго идет этап автоматизации полученных знаний.
Чтобы определить, что ребенок отстает в речевом развитии, родителям необходимо учитывать и обращать внимание на все важные факторы развития ребенка, критические периоды, не пускать на самотек какие-либо настораживающие факторы, всегда держать на контроле слух ребенка.
В периоды развития ребенка на формирование речи неблагоприятно влияет:
- травмы головы, сотрясения, ушибы головного мозга. Воспалительные заболевания головного мозга. Недолеченные воспалительные заболевания уха, приводящие к снижению или утрате слуха. Применение некоторых лекарств. Поврежденный речевой аппарат до появления речи( приобретенные аномалии в строении челюстей, зубов в результате травм, сосание пальца) Наличие дефектов речи у окружающих ребенка людей или недостаточное внимание к его речевому развитию.
Родителям очень важно понять, что речь ребенка усваивается по подражанию, поэтому он может овладеть лишь тем, что чаще всего слышит в речи окружающих. Поэтому ему необходимо обеспечить ПРАВИЛЬНЫЙ ОБРАЗЕЦ для подражания. Неблагоприятное влияние оказывает БЫСТРАЯ НЕРЯШЛИВАЯ РЕЧЬ ОКРУЖАЮЩИХ. Обычно в этом случае развитие речи у детей задерживается. К тому же ребенок невольно усваивает по подражанию и неряшливую манеру речи. В тех случаях, когда речь наиболее бедна по содержанию и неправильна грамматически, ребенку ничего не остается, как усваивать усеченный образец. В таких семьях на речь ребенка чаще не обращают внимания, не исправляют ее. Это пример ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ.
Неблагоприятный фактор оказывает и ДВУЯЗЫЧИЕ в семье, каждый язык имеет своеобразие артикуляции. Особенно неразумным является СЮСЮКАНИЕ, которое выражается в подлаживании взрослой под детскую речь с воспроизведением при этом всех имеющихся в ней неправильностей.
В настоящее время в отечественной логопедии в обращении находится 2 классификации речевых нарушений:
- Клинико- педагогическая Психолого- педагогическая (по Левиной)
В них одни и те же расстройства рассматриваются с разных точек зрения. В дошкольном возрасте имеют место следующие виды расстройств:
- ДИСФОНИЯ/ АФОНИЯ/ - отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляются в отсутствии, либо в нарушении силы, высоты, тембра голоса.
- БРАДИЛАЛИЯ- патологически замедленный темп речи.
- ТАХИЛАЛИЯ- патологически ускоренный темп речи.
- ЗАИКАНИЕ- нарушение темпо- ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
-ДИСЛАЛИЯ- нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
- ДИЗАРТРИЯ- нарушение звукопроизношения, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.(органика)
- РИНОЛАЛИЯ- нарушение звукопроизношения и тембра голоса, обусловленного анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
- АЛАЛИЯ- отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения коры головного мозга во внутриутробном или в раннем периодах развития.
- ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ( ЗРР )- наиболее медленный по сравнению с нормой темпом усвоения родного языка.
- ФОНЕТИКО- ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ (ФФН) – нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков.
- ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ ( ОНР) – это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи( лексики, грамматики, фонетики, семантики ) при нормальном слухе и интеллекте.
Каждая группа дефектов различается по форме. степени его выраженности. От этого и зависит характер коррекционной работы, формы и методы, а так же сроки.
Необходимо затронуть и такой важный элемент как профилактика речевых нарушений. Если ее не проводить, то возможны переходы определенных нарушений на письменную речь (ДИСГРАФИЯ, ДИСЛЕКСИЯ ) или наслоение вторичных нарушений на первичные .А это еще более сложный коррекционный процесс. Поэтому, все речевые нарушения желательно устранять в дошкольном возрасте.
Коррекцию всех этих нарушений проводит учитель- логопед. Родители (добросовестные )под руководством логопеда дома проводят мероприятия с целью закрепления того, что выполнялось в ДОУ. Им даются рекомендации. Что нужно выполнить, как нужно выполнить, на что больше обратить внимания. У нас в ДОУ с детьми принято заводить тетради. В них я (как учитель-логопед) пишу различные упражнения и задания различного характера на автоматизацию тех знаний. которые необходимо закрепить. Обязательно вписываю комплексы артикуляционной гимнастики, которые дети под руководством со взрослыми должны выполнять. Комплекс зависит от наличия дефектных звуков.
Необходимым компонентом в работе дома является пальчиковая гимнастика со своими направлениями. По мимо этого даются игры и упражнения, а также рекомендации в том направлении, что нужно корректировать. По своему опыту работы с детьми, как это банально не выглядит, родители, которые автоматизируют дома полученные знания вместе с детьми проигрывая и упражняясь, результата в работе добиваются быстрее, чем те, которые. наверное, не считают это нужным. И всю работу выполняет логопед. Поэтому, у таких детей результат в работе минимальный .А конечного результата приходится ждать долго.
Виды речевых нарушений у детей дошкольного возраста и их коррекция
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Подобные работы
Стертая дизартрия как распространенное речевое нарушение среди детей дошкольного возраста, основные причины его возникновения и диагностика. Классификации форм стертой дизартрии, особенности их проявления. Понятие и дифференциальная диагностика дислалии.
курсовая работа [32,5 K], добавлена 24.08.2009
Характеристика дефектов звукопроизношения: дислалии, ринолалии, ринофонии, дизартрии. Причины возникновения, формы их проявления. Диагноз, лечение и логопедическая коррекция. Нарушения голоса, устной и письменной речи. Факторы ее улучшения или ухудшения.
реферат [26,3 K], добавлена 15.12.2010
Дизартрия как нарушение произносительной стороны речи. Классификация дизартрий по степени выраженности и локализации поражения. Работа по преодолению нарушений голоса. Исследование возможности узнавания адекватных вариантов перенапряжения голоса.
дипломная работа [362,5 K], добавлена 19.08.2014
Биологические и социально-психологические причины речевых нарушений. Виды расстройств речи: дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия, дисграфия, дислексия. Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи.
презентация [62,8 K], добавлена 20.11.2011
Основные виды расстройства голоса при ринолалии. Нарушения фонационного дыхания и особенности поведения людей, страдающих ринолалией. Коррекция голоса в комплексе коррекционно-педагогической работы по исправлению ринолалии. Работа по коррекции дыхания.
реферат [25,4 K], добавлена 25.07.2013
Стертая дизартрия (речевая патология): последствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга. Основы формирования фонетико-фонематической стороны речи при стертой форме дизартрии. Методика обследования речи детей, направления коррекции.
курсовая работа [85,9 K], добавлена 15.09.2009
Понятия "общение", "коммуникация", "компоненты речевого общения". Научно-теоретические основы проблемы коррекции нарушений устной речи у детей старшего дошкольного возраста. Психологическое исследование детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
курсовая работа [219,5 K], добавлена 21.01.2015
Характеристика развития речи у детей дошкольного возраста в онтогенезе, основные причины речевых нарушений. Особенности коррекционной работы при речевой и неречевой симптоматике дизартрии, комплексный логопедический подход по преодолению нарушения.
курсовая работа [56,4 K], добавлена 24.07.2011
Характеристика основных речевых нарушений, встречающихся в младшем школьном возрасте. Коррекция речевых нарушений детей в процессе обучения. Психические отклонения школьников. Критерии речи по М.Р. Львову. Упражнения для развития языковой правильности.
дипломная работа [89,3 K], добавлена 21.12.2012
Особенности механизмов нарушения произносительной стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией. Содержание работы по коррекции нарушений и развитию фонетической системы языка. Индивидуальная работа с детьми по коррекции нарушений звукопроизношения.
дипломная работа [104,1 K], добавлена 14.10.2013
Описание симптомов
Нарушение речи: причины, виды и лечение
Речь выступает основным элементом общения между людьми. Нарушение развития речи у человека вызывает сложности не только с общением, но и с самореализацией его личности. Общее нарушение речи ограничивает круг общения человека и затрудняет выбор профессии.
Таким образом, нарушения устной речи сильно влияют на жизнедеятельность человека, поэтому являются серьезным поводом для обращения к специалисту. Только квалифицированный специалист сможет выявить причины, которые вызвали речевой дефект, и определить методы его устранения.
Нарушения формирования речи чаще всего наблюдаются в детстве. Подобный диагноз ставится ребенку, который имеет нормальный интеллект и слух. Во взрослом возрасте речевые нарушения являются следствием неврологических отклонений.
Причины нарушения речи
Нарушение речи может быть вызвано рядом факторов и их сочетанием:
Существование трудностей в различении на слух звуков. Повреждение речевой зоны, которая расположена на макушке, во время родов. Дефекты строения речевых органов - зубов, губ, языка, неба. Это может быть короткая уздечка, волчья пасть, неправильный прикус. Недостаточная подвижность языка и губ. Следствие отставания в психическом развитии. Неграмотная речь, звучащая в окружении ребенка. Другое.Причины нарушения речи могут быть разные, но все они делятся на 2 основные группы: носящие функциональный характер и обусловленные органическим генезом.
Возникновение первой группы причин характерно для раннего детства, а вторая группа обусловлена наличием пороков в развитии речевого аппарата или поражениями мозга.
Виды нарушений речи
Заикание. Сегодня еще не совсем определены причины и суть заикания. Это нарушение выгляди как повторение звуков, слогов, остановки речи, растягивание гласных. Оно связывается с испугом, страхом, сильным волнением, когда нарушается дыхание, а также координация движений аппарата речи. Логоневроз - вид заикания, проявляется при стрессовых ситуациях. Дислалия - это нарушения при произношении отдельных звуков. Может быть вызвана неправильным прикусом и прочими дефектами, повреждением отделов мозга, которые ответственны за речь, подражанием окружающим. Это нарушение развития речи у детей до 4-х лет не нуждается во вмешательстве специалистов, если позже оно не исправляется само собой, потребуется обращение к логопеду. Мутизм. Так называется ситуация, когда пациент отказывается вести беседу, отвечать на поставленные вопросы. Частые причины мутизма - ушиб головного мозга, психическая травма. Афония - речь шепотом. Вызывается переутомлением голоса, волнением, болью в голосовых связках при туберкулезе, катаре, сифилисе и опухолях. Ринолалия - гнусавость, речь в нос. Причины - физиологические дефекты речевого аппарата. Устраняется терапевтически, иногда хирургически. Дизартрия. Возникает из-за органических поражений нервной системы. Алалия - невозможность нормально общаться из-за поражения речевых областей до рождения. Если малыш не понимает речь - это сенсорная алалия, если понимает, но испытывает сложности с воспроизведением, - моторная. Потребуется участие психолога и логопеда. Нарушения речи, проявляемые задержкой речевого развития, что обусловлено социальными условиями жизни ребенка. Речь идет о педагогической запущенности.Диагностика нарушений речи и их лечение
Дети с тяжелыми нарушениями речи должны проходить лечение у соответствующих специалистов. Метод лечения будет зависеть от причин, вызвавших имеющееся нарушение. Так, задержка речевого развития потребует работы детского психолога. Дефекты строения речевого аппарата - хирургического вмешательства. Часто, чтобы исправить недостатки в речи, достаточно бывает занятий с логопедом. Коррекция нарушений речи - это профиль данного специалиста, главное вовремя обратиться за помощью.
Конечно, самыми сложными являются проблемы с речью, которые вызваны неврологическими причинами.
Помощь невролога потребуется, когда дети с нарушением речи имеют следующие особенности поведения:
Непослушание и непоседливость. Частые капризы и перемены настроения. Неловкость. Регулярные головные боли. Плохое самочувствие при магнитных бурях, изменениях погодных условий. Навязчивые движение: раскачивание, обкусывание ногтей и др.Если особенности нарушения речи связаны с неврологией, больной должен будет пройти курс лечения. Каждый отдельный случай нарушения речи требует детального изучения врачом. Только после тщательного медицинского обследования будет назначено правильное лечение. Не стоит тянуть с обращением к врачу, так как сложности в общении могут привести к стрессу и отложить отпечаток на всю дальнейшую жизнь маленького человека.
Виды нарушения речи: таблица
Речевой аппарат человека состоит из нескольких уровней. Первоначально речь формируется в речевом центре в височной доле доминантного полушария головного мозга. Затем в дело вступают мозговые центры, отвечающие за произвольные движения. После этого возбуждение передается из центральной нервной системы по нервным волокнам к мышцам гортани, глотки, небной занавески, языка, губ, щек. И с помощью движений этих мышц и потока воздуха в верхних дыхательных путях осуществляется речь. В результате различных заболеваний на каждом описанном этапе формирования речи может произойти поломка. Нарушения речи проявляются по-разному в зависимости от уровня поражения.
Причины возникновения речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Денисова Алла Анатольевна
Учитель-логопед
Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние и внутренние условия. У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям.
Основные причины патологии детской речи:
- Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.
- Родовая травма и асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания) во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.
- Различные заболевания в первые годы жизни ребенка. В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго- энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства. Нередко, например, глисты и коклюш вызывают заикание, а рахит - задержку в развитии речи и косноязычие. Глисты вредно действуют на высшую нервную деятельность путем выделения токсинов, механическими же раздражениями кишечника они повышают возбудимость нервной системы. Коклюш нарушает дыхательную и голосовую функции (судорожные спазмы) и создает невротическое состояние (чувство страха перед припадком). И то. и другое приводит к расстройству речи. Рахит, являясь одним из видов нарушения обмена веществ, в тяжелых случаях вызывает резкие деформации костей органов артикуляции, а также черепной коробки, в связи с чем деформируется и сам мозг, нарушаются условия его питания. В результате чего у ребенка может возникнуть косноязычие, запоздалость развития речи и психики в целом.
Особенно вредно отражается на развитии речи ребенка - расстройство пищеварения и питания, т.к. при этом резко падает образование условных рефлексов. В этих случаях новые речевые рефлексы (звуки, слова, фразы) образуются медленно, отличаются неустойчивостью, часто надолго пропадают, а затем медленно восстанавливаются звуки и слова плохо дифференцируются и поэтому долго смешиваются, речь становится невнятной, нечленораздельной.
- Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга. Наследственные факторы. Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.
Каждая из названных причин, а нередко и их сочетание, могут обусловить нарушения различных сторон речи. Раннее выявление детей с отклонениями в развитии (а оно необходимо для полноценного обучения в школе) в первую очередь проводится в семьях с повышенным риском. К таким относятся:
а) семьи, где уже имеется ребенок с тем или иным дефектом
б) семьи с умственной отсталостью, заболеванием шизофренией, нарушением слуха (у одного или обоих родителей)
в) семьи, где матери перенесли во время беременности острое инфекционное заболевание, тяжелый токсикоз
г) семьи, где имеются дети, перенесшие внутриутробную гипоксию (кислородное голодание), природовую асфиксию, травму или же нейроинфекцию, черепно-мозговые травмы в первые месяцы жизни.
В профилактике аномалий речевого развития большую роль играет периодическая госпитализация женщин с отрицательным резус-фактором, диспансеризация женщин, страдающих хроническими заболеваниями, диспансеризация детей, перенесших родовые травмы.