lovmedgu.ru

Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста

Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста

Много полезностей для развития детей: веселые детские игры, потешки, считалки, скороговорки, подвижные игры, развивающие игры, пальчиковая гимнастика, развивающие занятия для обучения чтению и т.д.

Профилактика нарушения речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей и родителей.

профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста

Учитель – дефектолог высшей категории

ГКУЗ «ПНДР №9» города Санкт - Петербурга

Современный ребенок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно полно излагать свои мысли, легко строя развернутые предложения без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от 4-5 тысяч слов.

Иную картину можно наблюдать у отдельных детей: от полной невозможности соединять слова во фразы или произнесения отдельных звукокомплексов до развернутой речи элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Такие дети испытывают трудности в назывании частей предметов и объектов (кабина, сиденье и т.д.) глаголов, обозначающих уточненность действий (лакает, лижет, грызет – ест) антонимов (гладкий - шершавый, глубокий – мелкий), относительных прилагательных(шерстяной, глиняный, песчаный и т. д.). В грамматическом строе речи наблюдаются ошибки в употреблении предлогов, согласовании частей речи, построении предложений. Неверно произносят от 10 до 20 звуков, искажают слоговую структуру слова, не могут воспроизвести слова, близкие по звучанию (кот – кит – ток). В связной речи труднее всего даются все виды творческого рассказывания. Отсутствие чувства рифмы и ритма мешает заучиванию ими стихов.

Наряду с этим проявляются нарушения внимания, памяти – малыши с трудом восстанавливают порядок расположения предметов не могут воспринимать неконкретные объяснения, длинные инструкции педагога.

Неточность и слабость движений подвижных органов артикуляции приводит к общей невнятности и смазанности речи у детей.

Движения пальцев рук малоподвижны, отличаются неточностью, несогласованностью: дети не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки.

В процессе общения они обнаруживают повышенную возбудимость, или наоборот – вялость, апатию, склонны к проявлению негативизма, излишней агрессивности или ранимости.

Предупредить отдельные речевые расстройства у детей возможно, оказывая развивающее воздействие в раннем и младшем дошкольном возрасте.

Психическое и речевое развитие взаимосвязаны. Задержка одного процесса ведет к замедленному развитию другого. До 3-х лет психическое развитие влияет на речевое, после 3-х лет полноценная речь активно стимулирует психическое развитие ребенка.

профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста

В настоящее время доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи, влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга, позволяет совершенствовать внимание, память тесно связанные с речью.

Работу по развитию мелких мышц пальцев и кистей рук необходимо проводить систематически, несколько минут ежедневно: на занятиях, в режимные моменты, в комплексе с артикуляционной и утренней гимнастикой. Это массаж кистей рук (у маленьких детей проводит взрослый), упражнения для пальчиковой гимнастики, пальчиковые игры.

Такая деятельность вызывает у детей ярко выраженный интерес, эмоциональный настрой, помогает мобилизовать внимание, стимулирует запоминание.

Помимо этого, необходимо пополнять, уточнять, активизировать словарный запас детей в процессе всех режимных моментов (Какое небо? Какие листья лежат на земле? Что делает дождь? снег?) контролировать грамматически правильную речь, исправлять ошибки в согласовании (Как лучше сказать? Подумай, скажи правильно.) развивать зрительное, слуховое внимание, восприятие, память (Назови все зеленое, деревянное, металлическое и т. д. Что изменилось? Что прибавилось? Разложи, как я скажу).

Таким образом, сочетание комплексного воздействия на становление речи и индивидуальной работы дает возможность предупредить речевые нарушения у малышей.

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста

Если рассмотреть наиболее часто встречаемые дефекты произношения звуков у детей, различные виды сигматизма — межзубный, боковой, губно-зубной варианты ротацизма — боковой, одноударный, можно выявить ряд общих причин в их возникновении:

нарушения в строении артикуляционного аппарата (увеличенный язык укороченная, массивная подъязычная уздечка аномалии прикуса и др.)

недоразвитие артикуляционной моторики (мышцы губ и языка недостаточно развиты, их движения замедленны и однотипны, плохо дифференцируются, быстро утомляются при однообразных движениях и т.д.)

недоразвитие речевого дыхания. Почему у детей возникают данные нарушения? И возможно ли предупредить их возникновение в условиях дошкольного учреждения? Ведь, как известно, любое нарушение легче предупредить, чем исправить.

Поговорим о наиболее целесообразных направлениях в профилактике нарушений звукопроизношения для детей младшего дошкольного возраста.

Организация полноценной речевой среды

Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (в основном, взрослых — родителей, членов семьи, педагогов дошкольного учреждения и др.), сначала механического (рефлекторного), а затем все более и более осознанного, необходимо целенаправленно влиять на этот процесс. Влияние прежде всего выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых чтение произведений художественной литературы

посещение театральных представлений, выставок, концертов и т.д. В условиях дошкольного учреждения педагоги умело привлекают и акцентируют внимание детей на образцах правильной речи при помощи разнообразных дидактических игр и пособий ведут просветительную работу с родителями воспитанников, так как некоторые из них в своей речи стремятся приноровиться к языку ребенка и сознательно искажают слова — сюсюкают другие недостаточно обращают внимание на общение с ребенком и заменяют его просмотром телевизионных программ, фильмов, играми на компьютере и т.д. что также не способствует формированию правильного звукопроизношения.

Поэтому рекомендации родителям могут быть такого рода:

- обращаясь к ребенку, следует не торопясь, достаточно громко и отчетливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией, четко выделять ударный слог

- каждое новое слово должно быть понятным ребенку, т.е. произнося его, одновременно надо обратить внимание ребенка на соответствующий предмет, явление или действие неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести два-три раза.

Правильное добровольное повторение слова ребенком следует поощрять. Излишне настойчивое требование верного произношения, которое ему еще не по силам, вместо желания говорить может вызвать у него отвращение к речи.

Как уже отмечалось, основной причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения — работа по подготовке артикуляционного аппарата.

Организация работы по развитию артикуляционного аппарата

В младшем дошкольном возрасте целесообразнее использовать не артикуляционные упражнения для постановки отдельных звуков, а универсальный пропедевтический комплекс упражнений.

Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции. Продолжительность занятий составляет 3—5 минут. Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме и повторяется 6— 8 раз.

— «Лопаточка» . рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.

— «Чашечка» . рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык в таком положении удерживать 5—10 секунд.

— «Иголочка»: рот открыт, узкий длинный язык выдвинут вперед. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.

— «Горка» . рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Язык в таком положении удерживать не менее 10 секунд.

— «Трубочка» . рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх и образуют узкий желобок. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.

— «Качели» . рот открыт. Напряженным языком попеременно тянуться сначала к носу, затем к подбородку.

— «Катушка »: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта.

— «Лошадка» . присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, постепенно убыстряя темп упражнения.

— «Маляр» . рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба. Проследить, чтобы подбородок при этом не шевелился (можно придерживать его рукой).

— «Вкусное варенье» . рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

— «Автомат» . рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося: [т-т-т-т-т-т-т] [д-д-д-д-д-д-д]. Постепенно убыстрять темп.

— «Фокус» . рот приоткрыть, язык в форме «чашечки» высунуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на кончик носа.

Опыт работы показал, что выполнение данного комплекса упражнений в течение 2—3 месяцев способствует, помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.

Не менее важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания.

Организация работы по развитию речевого дыхания

Педагогам дошкольного учреждения следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но всей речи в целом. Полезно ежедневно выполнять с воспитанниками (в зависимости от возраста, от 3 до 6 минут) дыхательные упражнения и игры:

профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста

— дуть на легкие шарики, бумажные полоски играть на детских музыкальных духовых инструментах

- дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки

— надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри

— сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении (игра в «Футбол»)

— дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику и т.д.

Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов.

Профилактика заболеваний ЛОР-органов: острый и хронический ринит, риносинусит, искривление носовой перегородки, полипы носовой полости, увеличение аденоидов и т.д. — важнейший компонент работы по развитию звукопроизношения дошкольников. Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются именно эти заболевания. Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, нёба. Так, например: хронический ринит приводит к постоянной заложенности носа, затрудняет дыхание. Со временем ребенок привыкает дышать ртом, вследствие чего у него может увеличиться размер языка, что приводит к возникновению интердентального (межзубного) сигматизма и т.д.

Дыхательная гимнастика

Для профилактики и лечения этих заболеваний, а также формирования правильного носового дыхания необходимо ежедневно проводить следующую дыхательную гимнастику:

— Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице — сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5—6 раз).

— Сделать по 8—10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем — через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.

— Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

— При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.

— Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести звуки «ба-бо-бу» и «г-м-м-м».

— Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3—4 раз).

— Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка. Беззвучно произнести звук [а-а-а-а] (5—6 раз).

— Полоскать горло 1,5%-ным раствором морской (поваренной) соли

Статья по логопедии (младшая группа) по теме:

Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8— 1 года до 3—4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. А речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает влияние на всю его последующую жизнь.

К сожалению, уровень речевого развития детей младшего дошкольного возраста, поступающих в детский сад, в большинстве случаев не соответствует возрастной норме. Многие дети первой младшей группы, имеют проблемы в развитии. Действительно, в последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы. По данным разных авторов, ППЦНС встречается в 83,3% случаев и является фактором риска возникновения у ребенка психической (в том числе речевой) и двигательной патологии. Такой неврологический фон, несомненно, сказывается на развитии ребенка в целом, и на речевом, в частности.

При ежегодном логопедическом обследовании речи детей средних групп, обнаруживаются нарушения речи у 70-80% обследованных, то есть к 5 годам речь детей не соответствует возрастной норме. А специализированная логопедическая помощь в системе образования оказывается детям с патологией речи после 5 лет, когда речевой дефект уже закрепился. С возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребенка, ухудшаются условия для компенсации и коррекции.

Поэтому сегодня остается актуальной проблема раннего выявления и профилактики нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста (с момента поступления в ДОУ) и организации своевременной коррекционно-развивающей помощи.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста