Дислалия
Видео: Нарушение звукопроизношения
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.Неправильное произношение может фиксироваться родителями и окружающими довольно рано, поскольку артикуляцией звуков дети овладевают постепенно. Как правило, ошибки в произношении, проявляющиеся до 5 лет, являются физиологически обусловленными и преодолеваются спонтанно в тех случаях, когда у ребёнка нет отклонений в речедвигательном и слуховом анализаторе. Снижение слуха затрудняет своевременное и полноценное формирование звуковой стороны речи.Большое значение для развития полноценной речи имеет речевая среда, в которой воспитывается ребёнок.В зависимости от сохранности анатомического строения речевого аппарата выделяют два вида дислалии:• функциональную-
• механическую.
В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений (периферически или центрально обусловленных), говорят о функциональной дислалии. При отклонениях в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба) говорят о механической (органической) дислалии.
Функциональные дислалии возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения, а механические — в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата. При функциональных дислалиях может нарушаться воспроизведение одного или нескольких звуков, при механических обычно страдает группа звуков. В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты.
Причины функциональной дислалии.
1. общая физическая ослабленность, обусловленная частыми соматическими заболеваниями, протекающими в период наиболее интенсивного формирования речевой функции-
2. недостаточная степень развития фонематического слуха-3. неблагоприятные социальные и речевые условия, в которых воспитывается ребёнок-
4. двуязычие в семье.
Причины механической дислалии.
1. Недостатки строения челюстно-зубной системы:
а) дефекты в строении зубного ряда (отсутствие передних зубов, редкие передние зубы, двойной ряд зубов)-
б) дефекты в строении челюстей:
• прогнатия (верхняя челюсть резко выдвинута вперёд)-
• прогения (нижняя челюсть резко выдвинута вперёд)-
• передний открытый прикус-
• боковой, двусторонний прикус-
• укороченная или слишком массивная уздечка языка.
3. Патологические изменения величины и формы языка.3. Неправильное строение твёрдого и мягкого нёба.4. Атипичное строение губ.
Но необходимо обратить внимание, что не во всех случаях патологических отклонений в строении артикуляционного аппарата имеет место нарушение звукопроизношения.
Как проявляются нарушения звукопроизношения?
Нарушения звукопроизношения в речи ребёнка при дислалии могут проявляться по — разному:
• звук отсутствует: ампа (лампа), акета (ракета)-
• звук произносится искажённо, т.е. заменяется звуком, отсутствующим в фонетической системе русского языка: например, вместо р произносится «горловой»- вместо с — межзубный с-
• звук заменяется звуком, более простым по артикуляции (л > у).
В зависимости от того, какие звуки не сформированы или нарушены, выделяют следующие виды недостатков.Сигматизм — недостатки произношения свистящих (с, с`, з, з`, ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков. Это один из распространённых видов нарушений звукопроизношения.Ротацизм — недостатки произношения звуков р и р`.
Ламбдацизм — недостатки произношения звуков л и л`.Дефекты произношения нёбных звуков: каппацизм — звуков к и к`- гаммацизм — звуков г и г`- хитизм — звуков х и х`- йотацизм — звука й.
Дефекты озвончения — недостатки произношения звонких согласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими. Дефекты смягчения — недостатки произношения мягких согласных звуков, заключающиеся в основном в замене их парными твёрдыми звуками.
Поделиться в соцсетях:
Похожие