Оценка нервно психического развития детей 2 года
Нервно-психическое развитие детей
Для оценки нервно-психического развития ребенка от 3 до 7 лет обычно пользуются данными наблюдений за его поведением во время различных режимных моментов. При этом учитываются следующие ведущие показатели:
* моторное развитие и зрительная координация (равновесие в ходьбе, статическое равновесие, прыжки и т. д.)
* развитие речи (звуковая культура речи, грамматически правильная речь, чтение стихов, пересказы и т. д.)
* познавательная деятельность (количество и счет, величина, ориентировка во времени и пространстве, конструирование, воспроизведение, ощущение цвета, формирование обобщений)
* социально-культурное развитие (культурно-гигиенические навыки, самостоятельность, трудолюбие, игровая деятельность, взаимоотношения с окружающими).
Для оценки нервно-психического развития дошкольников и школьников применяются специальные тесты, таблицы, шкалы и анкетирование.
Уровень нервно-психического развития принято оценивать по 4 группам развития, три из которых — варианты нормального развития, а четвертая — развитие, пограничное с нормой.
* 1 -я группа — дети с развитием в пределах нормы или опережающие развитие по одному или нескольким показателям.
* 2-я группа — дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок (до года — на 1 месяц, до 2 лет — на 3 месяца, до 3 лет — на 6 месяцев) и дети с негармоничным развитием по одному или нескольким показателям.
* 3-я группа — дети с задержкой на 2 эпикризных срока и дети с негармоничным развитием (часть показателей ниже на 1, а часто на 2 эпикризных срока).
* 4-я группа — дети с задержкой на 3 эпикризных срока. Кроме того, выделяют три степени задержки нервно-психического развития:
* I степень — по 1—2 показателям
* II — по 3—4 показателям
* III — по 5—7 показателям.
Таким образом, оценивать нервно-психическое развитие ребенка рекомендуется по следующей схеме:
* его уровень по ведущим линиям развития, характерным для данного возраста
* соответствие или несоответствие уровня нервно-психического развития ребенка данному возрасту с учетом групп развития и степени задержки
Приложение 2. Оценка нервно-психического развития.
Участковый врач-педиатр: Оценка нервно-психического развития. Определение нервно-психического развития ребенка 4-6 лет.
Определение соответствия нервно-психического развития возрасту ребенка проводится по 4 показателям, отражающим особенности социальных
контактов и развитие определенных психических функций. Показатели являются итогом взаимодействия биологических и длительно действующих социальных
факторов.
Мышление и речь - характеризуют развитие интеллекта ребенка и одновременно отражают общий уровень его психического развития.
Видео: Физическое и нервно психическое развитие детей 5 ти месяцев
Моторное развитие - характеризует развитие движений ребенка: общих (т.е. всего тела) и ручных. Косвенно моторное развитие отражает состояние
центральной нервной системы: дети, имеющие отклонения в поведении, нередко имеют отклонения в моторном развитии.
Внимание и память - характеризуют способность ребенка к сосредоточению внимания, устойчивость внимания, способность к запоминанию и
воспроизведению информации (кратковременная и долговременная память).
Социальные контакты - характеризуют способность ребенка к общению, умению согласовать свои желания и потребности с желаниями и
потребностями других детей способность к совместной деятельности с другими детьми.
Большинство показателей нервно-психического развития определяется по Анкете для выявления особенностей поведения детей 4-6 лет, кроме
определения развития мышления к речи и общей моторики. При необходимости развитие ручной моторики также может быть проверено медицинской
сестрой или врачом.
При наличии отклонений в разделе Нервно-психическое развитие напротив соответствующего показателя делается запись: с отклонением.
Медицинской сестрой и врачом определяются только отклонения в НПР, а их квалификация (задержка или нарушение) дается специалистом
психоневрологом.
Для оценки показателя Мышление медицинская сестра КЗР имеет: набор сюжетных картинок (2-3) из книжек для старшего дошкольного возраста,
для определения умения ребенка составить рассказ по картинке:
- набор карточек с изображением зверей, птиц, ягод, посуды, мебели одежды или др. (5-6) для определения умения классифицировать предметы.
Примеры сюжетов: лес, вечер, мальчик сидит на дереве, внизу сидят волки.
Мальчик провалился в прорубь и зовет на помощь, другой протягивает ему палку.
Примерные схемы рассказов:
Сюжет 1. Мальчик пошел в лес (за хворостом, с другими детьми на прогулку) и отстал, заблудился. На него напали волки, и он залез на дерево. Окончание рассказа: волки убежали, и мальчик благополучно ушел домой, пришли взрослые и прогнали волков, мальчик сам справился с волками (неважно каким способом).
Сюжет 2. Мальчик пошел через речку (он очень спешил, шел в школу и др.) и случайно провалился в прорубь (лед провалился под ним и др.). Он зовет на помощь. Ему поможет его друг, который уже протягивает палку (лыжу), чтобы выручить его (или придут взрослые и вытащат мальчика).
Особое внимание следует обратить на детей, которые предпочитают рассказы с неблагоприятным окончанием (мальчик погибает), т.к. это является
существенным признаком негативных тенденций в развитии личности ребенка или о крайне неблагополучных условиях его воспитания. Наиболее
благоприятный ответ - когда в рассказе ребенка герой сам находит выход из бедственного положения или при минимальном участии других лиц.
Для проверки умения группировать предметы по классам ребенку предлагается набор карточек, относящихся к какому-то одному классу и туда
вкладывается одна карточка другого класса. Например, к 5 карточкам с изображением мебели добавляется карточка с изображением посуды и т.д.
Инструкция: посмотри, какая карточка лишняя?
Сначала ребенку предлагают наиболее сложный вариант: мебель-посуда или звери-птицы или одежда-посуда. Если он справился с заданием, на этом
тестирование заканчивается. Если нет - предлагается более легкий вариант: мебель - звери или посуда - птицы и т.д. В случае, если ребенок справился со
вторым заданием, считается, что функция развивается без отклонений.
Отклонения в моторном развитии фиксируются независимо от того, относятся они к общей или тонкой (ручной) моторике.
Для определения состояния внимания и памяти, а также социальных контактах вопросы для всех трех возрастов совпадают.
Рекомендации по коррекции выявленных отклонений даются в соответствии с приложением. В связи с тем, что показатели являются итогом
взаимодействия биологических и длительно действующих социальных факторов, характер рекомендаций зависит от фактора, определяющего то или иное
отклонение.
Медицинская сестра осуществляет контроль за выполнением в семье медико-педагогических рекомендаций по коррекции поведения и нервно-психического развития ребенка.
Наряду с рекомендациями по коррекции нервно-психического развития приложение включает рекомендации по коррекции поведения ребенка.
Особенности поведения определяются по первым 4 пунктам Анкеты для выявления особенностей поведения детей 4-6 лет. Считается, что ребенок развивается с отклонениями в вегетативном, эмоциональном или психомоторном статусе или формировании личности, если отмечен хотя бы один признак по
каждому из этих пунктов.
Оценка нервно-психического развития детей 4-6 лет
Нервно-психическое развитие детей раннего возраста
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Подобные работы
Этапы формирования психики, общих и специфических навыков ребенка. Показатели психического здоровья детей в возрасте от 3 до 5 лет: вегетативный статус, психомоторная стабильность, функции, социальное поведение формирование речи, особенности личности.
презентация [1,3 M], добавлена 18.05.2013
Понятие физического развития ребенка как динамического процесса роста в разные периоды детства. Особенности нервно-психического развития, его основные показатели у ребенка от рождения и до года. Физиологические рефлексы и эмоциональные реакции ребенка.
презентация [1,2 M], добавлена 05.05.2014
Характеристика особенностей физического развития человека, под которым понимают совокупность морфологических и функциональных признаков организма в их взаимосвязи. Морфологические и функциональные показатели. Нервно-психическое развитие ребенка в норме.
презентация [449,6 K], добавлена 04.03.2015
Физическое и нервно-психическое развитие детей грудного возраста. Особенности вскармливания детей грудного возраста. Главные задачи дородового патронажа. Требования к одежде, обуви беременной. Рекомендации по режиму дня для детей грудного возраста.
курсовая работа [41,7 K], добавлена 26.05.2010
Наследование признаков родителей. Влияние наследственности на психическое здоровье детей. Психологические особенности человека. Расстройства психического развития. Физическое развитие: морфологические и функциональные показатели, развитие мускулатуры.
курсовая работа [25,7 K], добавлена 24.05.2010
Правила проведения патронажа детей раннего возраста. Основные задачи патронажного наблюдения детей из группы риска. Наличие признаков, указывающих на жестокое обращение или насилие в отношении детей. Период ранней адаптации, проблемы в развитии ребенка.
презентация [791,0 K], добавлена 09.12.2013
Закономерности физического развития детского организма. Особенности совершенствования функций различных органов организма ребенка. Закономерности психического развития детей дошкольного возраста. Онтогенез моторики в различные возрастные периоды.
реферат [32,3 K], добавлена 26.12.2009
Развитие патологических состояний и заболеваний у детей. Экссудативно-катаральный, лимфатико-гипопластический и нервно-артритический диатезы, их клиническая картина. Повышение в крови уровня мочевой кислоты. Длительность ацетонемического криза.
презентация [728,4 K], добавлена 07.10.2013
Неотложные состояния в педиатрии. Симптомы аллергических состояний, требующих неотложной помощи. Показатели физического и нервно-психического развития детей до 7 летнего возраста. Рост, масса тела и окружность грудной клетки. Питание детей до 3 лет.
контрольная работа [29,8 K], добавлена 13.04.2010
Особенности диетотерапии у детей раннего возраста. Основные определения и классификация пищевой аллергии, распространенность, первые признаки и симптомы. Особенности работы медицинской сестры при профилактике пищевой аллергии детей раннего возраста.
дипломная работа [626,4 K], добавлена 16.04.2015
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
1. Анатомические, морфологические и функциональные особенности нервной системы у де;
ГОЛОВНОЙ МОЗГ. Головной мозг у новорожденных имеет относительно
большую величину. Масса мозга около 400 г (у ребенка — 10% от массы тела,
у взрослого — 2—2,5%). Наиболее интенсивный рост клеток и увеличение мас;
сы мозга происходит в первые месяцы после рождения. К 9 месяцам масса го;
ловного мозга удваивается, к 3 годам — утраивается, после 7 лет скорость на;
растания массы головного мозга замедляется. К 20 годам масса головного моз;
га увеличивается в 4-5 раз по сравнению с массой головного мозга ново;
рожденного.
У новорожденного сформированы полушария головного мозга, основные
борозды и крупные извилины, которые имеют малую высоту и глубину. Мел;
кие извилины формируются лишь к 5—6 годам. С увеличением полушарий,
утолщением коры меняются форма, глубина, высота борозд и извилин. Высот;
ная доля после рождения развита лучше, чем другие доли мозга, однако ее бо;
розды и извилины неглубоки, фрагментированы и окончательно оформляются
только к 7 годам. Затылогная доля на ранних этапах относительно мала, но
содержит все борозды и извилины. К 5—7 годам значительные изменения
У новорожденных недостаточно дифференцированы серое и белое вещест;
Паутинная обологка головного мозга до трех лет имеет два листка, разде;
ленных пространством. Грануляции паутинных оболочек развиваются пример;
но в 10 лет. Для детского возраста характерны относительная ширина цереб;
ральных и эластичность субарахноидальных пространств.
СИСТЕМА КРОВЕНОСНЫХ СОСУДОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА оформляется
на 3-м месяце внутриутробного периода. Особенность у плодов и новорожден;
ных — большое количество анастомозов по мере роста ребенка происходит их
уменьшение. Наличием экстра-интракраниальных сосудистых анастомозов в
области мембранных соединений незаращенных швов обеспечиваются допол;
Спинной мозг новорожденного относительно длиннее, чем у взрослого, и
доходит до нижнего края 111 поясничного позвонка. В дальнейшем рост спин;
как бы перемешается кверху. Быстрее растет грудной отдел, затем шейный, и
медленнее всех поясничный и крестцовый отделы. Располагаясь в спинномоз;
говом канале, спинной мозг оканчивается у 5-летнего ребенка на уровне
I—II поясничных позвонков в виде конуса, от которого далее вниз тянутся
Видео: ЗАДЕРЖКА психического и речевого РАЗВИТИЯ. ЗПР у ДЕТЕЙ. Лечение. Нарушение речи. У ребенка. Дети
нити конского хвоста. К 5—6 годам соотношение спинного мозга и позвоноч;
ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. Периферическая нерв;
ная система новорожденного недостаточно миелинизирована процессы миели;
низации происходят неравномерно в различных отделах и идут от центра к
Вегетативная нервная система включает сегментарные аппараты (спинной
мозг, вегетативные узлы, симпатический ствол), а также надсегментарные ап;
Периферигеские волокна симпатигескои гасти в составе передних корешков
отходят от боковых рогов спинного мозга на уровне от Су. до L„ включитель;
но и подходят к узлам симпатического ствола. Симпатический ствол распола;
гается вдоль боковой поверхности позвоночника и имеет 24 пары симпатиче;
ских узлов. Из верхнего шейного симпатического узла формируется симпати;
ческое сплетение сонной артерии, из нижнего — верхний сердечный нерв,
Образования парасимпатигеской гасти вегетативной нервной системы на;
чинаются от структур головного мозга (в основном это лимбико-ретикуляр;
Все органы находятся под влиянием как симпатической, так и парасимпа;
вается состояние с и м п а т и к о т о н и и. парасимпатической части — вагото;
н и и.
Вегетативная нервная система функционирует у ребенка с момента рожде;
ния. У детей раннего возраста физиологичной является симпатикотония, на
3—4-м году сменяющаяся ваготониен. Далее устанавливается равновесие двух
систем с некоторым преобладанием ваготонии, а в пубертатном возрасте не;
редко отмечают дисфункцию вегетативной нервной системы на фоне активного
роста и гормональной перестройки (см. раздел 4.14).
Зрение. Для новорожденного характерна умеренная фотофобия, его глаза почти постоянно закрыты, зрачки сужены, слезные железы не функционируют.
С 3 недель ребенок устойчиво бинокулярно фиксирует взгляд на неподвижных предметах и короткое время следит за движущимися.
В 6 месяцев ребенок воспринимает яркие желтые и красные тона, устойчиво координирует движения глаз.
К 9 месяцу устанавливается способность стереоскопического восприятия пространства, возникает представление о глубине и отдаленности расположения предметов.
Слух. Ухо новорожденного морфологически достаточно развито.
Новорожденный слышит, и реакция его на звук выражается в общих двигательных реакциях, крике, изменении частоты и ритма сердцебиений или дыхания, ЭКГ и ЭЭГ.
Обоняние. Периферическая часть обонятельного анализатора развивается в период со 2 по 7 месяц внутриутробного развития.
Рецепторные клетки располагаются в слизистой оболочке носовой перегородки и верхней носовой раковине.
Вкус. Вкусовые луковицы формируются в последние месяцы внутриутробного развития.
Вкусовые рецепторы новорожденного занимают большую площадь, чем у взрослого, в частности, они захватывают почти весь язык, губы, твердое небо и щечные поверхности ротовой полости.
Порог вкусового ощущения у новорожденного выше, чем у взрослого человека.
Чувствительность кожи. Тактильная чувствительность кожи возникает очень рано (уже на 5-6-й неделе внутриутробного развития), причем сначала она локализована исключительно в периоральной области, а затем быстро распространяется, и к 11– 12-й неделе вся поверхность кожи плода становится рефлексогенной зоной.
2. Оценка психомоторного развития детей первого года жизни по основным линиям разви;
Видео: Физическое и нервно психическое развитие детей 6 ти месяцев
тия. Фото ниже, не по порядку.