Психическое развитие ребенка: влияние среды
Социолог и этнопсихолог М. Мид стремилась показать ведущую роль социокультурных факторов в психическом развитии детей. Сравнивая особенности полового созревания, формирования структуры самосознания, самооценки у представителей разных народностей, она подчеркивала зависимость этих процессов в первую очередь от культурных традиций, особенностей воспитания и обучения детей, доминирующего стиля общения в семье. Введенное ею понятие инкулътурации как процесса научения в условиях специфической культуры обогащает общее понятие социализации.Мид выделила три типа культур в истории человечества — постфигуративные (дети учатся у своих предшественников), кофигуративные (дети и взрослые учатся в основном у сверстников, современников) и префигуративные (взрослые могут учиться и у своих детей) 1 . Ее взгляды оказали большое влияние на концепции психологии личности и возрастной психологии- она наглядно показала роль социального окружения, культуры в формировании психики ребенка.
Таким образом, мы проследили постановку проблемы детермипсихического развития в теоретических положениях и эмпирических исследованиях ряда крупнейших психологов.
Поделиться в соцсетях:
Похожие