Функциональное расстройство жкт у детей клиника
Нарушения ЖКТ у детей грудного возраста
Анатомо-физиологические особенности пищеварительного тракта, характерные для детей первого года жизни, могут обусловливать развитие пограничных состояний, которые получили название «функциональных нарушений пищеварения».
Для них характерно наличие клинических симптомов при отсутствии органических изменений со стороны желудочно-кишечного тракта (ЖКТ): структурных аномалий, воспалительных изменений, опухолей, инфекции. Функциональные нарушения ЖКТ связаны с изменением моторной функции, иногда сопровождаются нарушениями секреции и всасывания. К наиболее распространенным функциональным нарушениям ЖКТ у детей первого года жизни относятся: синдром срыгиваний, кишечные колики и функциональные запоры.
Срыгивания (регургитация) у детей первого года жизни наиболее часто вызваны следующими причинами:
Срыгивания без органических изменений со стороны ЖКТ:
быстрое сосание, аэрофагия, перекорм, нарушение режима кормления, неадекватный подбор смесей, синдром вегето-висцеральных нарушений при церебральной ишемии (пилороспазм, халазия кардии), ранний переход к густой пище, наследственные заболевания, связанные с нарушением обмена веществ
Срыгивания и рвота вследствие органических нарушений:
врожденные пороки развития ЖКТ, пилоростеноз
Для клинической характеристики выраженности синдрома срыгиваний, согласно рекомендациям группы экспертов ESPGHAN, предложено оценивать интенсивность срыгиваний по пятибалльной шкале, отражающей совокупную характеристику частоты и объема срыгиваний (табл. 33).
Таблица 33.
Шкала оценки интенсивности срыгиваний ( Y. Vandenplas et al. 1993)
Бабаян М.Л. Функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта у детей: от общего к частному // Участковый Педиатр. 2013. №2.
Функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта у детей: от общего к частному
М.Л. Бабаян
Функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) у детей являются достаточно актуальной проблемой. Известно, что значительная часть желудочно-кишечных расстройств у детей связана не с так называемым органическим поражением того или иного органа пищеварения, а с нарушением регуляции той или иной его функции. Так, например, рекуррентные абдоминальные боли у 90-95% детей носят функциональный характер и лишь у 5-10% связаны с органической патологией.
Согласно определению ведущего американского специалиста Д.А. Дроссмана (1994 г.), функциональными нарушениями является разнообразная комбинация гастроинтестинальных симптомов без структурных или биохимических нарушений.
При этом причины функциональных нарушений лежат вне органа, функция которого нарушена, и связаны с нарушением его нервной и гуморальной регуляции. Наиболее часто функциональные нарушения возникают на фоне вегетативных дисфункций, связанных с психоэмоциональными и стрессовыми факторами.
Как правило, функциональные нарушения ЖКТ сводятся к моторным нарушениям. При этом замедление перемещения содержимого в прямом направлении может быть связано со снижением пропульсивной активности и/или повышением тонуса соответствующих сфинктеров, а ускорение - с повышением пропульсивной активности и/или сфинктерной гипотонией. В некоторых случаях наблюдается ретроградная дискинезия, что может быть связано со снижением тонуса сфинктера и наличием отрицательного градиента давлений между двумя отделами ЖКТ и/или ретроперистальтикой.
В 2006 г. состоялся Римский консенсус III, посвященный функциональным расстройствам ЖКТ. Надо отметить, что в последние годы несколько изменилось отношение к пониманию данной проблемы. В вводной главе Римского консенсуса III Д.А. Дроссман отмечает, что диагностика функциональной патологии осуществляется при отсутствии структурной патологии, которая могла бы объяснить имеющиеся у пациента симптомы. Например, наличие незначительных воспалительных изменений слизистой оболочки, которые не могут объяснить выраженность имеющихся у пациента симптомов, не исключает диагноз функционального нарушения ЖКТ. Исходя из этого было предложено исключить необходимость обязательного проведения эндоскопического исследования у детей для постановки диагноза, поскольку вероятность выявления изменений, способных объяснить имеющиеся у ребенка симптомы, меньше, чем у взрослых.
Главная особенность Римского консенсуса III - базирование классификации и критериев функциональных желудочно-кишечных расстройств на клинических симптомах, о которых могут сообщить ребенок или его родители. В результате комитет экспертов посчитал необходимым разделить их на 2 возрастные категории :
G. Функциональные расстройства: новорожденные и дети младшего возраста (до 4 лет).
Н. Функциональные расстройства: дети и подростки (от 4 до 18 лет) см. таблицу.
Классификация функциональных расстройств: дети и подростки
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА У ДЕТЕЙ
Мухина Ю.Г. Чубарова А.И. Гераськина В.П.
Кафедра детских болезней № 2 педиатрического факультета
с курсом гастроэнтерологии и диетологии ФУВ, РГМУ
Этиология и патогенез.
Основными физиологическими функциями желудочно-кишечного тракта являются секреция, переваривание, всасывание и моторика он является средой обитания симбионтной микрофлоры, влияет на становление функций иммунной системы. Перечисленные функции связаны между собой, вначале заболевания может иметь место нарушение только одной из функций, по мере развития болезни могут изменяться и другие. В настоящее время, если о функциональных нарушениях желудочно-кишечного тракта (ФН ЖКТ), то говорят как о нозологической форме, подразумеваются нарушения моторной функции и соматической чувствительности, однако к ним часто присоединяются изменения секреторной, всасывающей функций, микрофлоры пищеварительной системы и иммунного ответа.
Не вызывает сомнений полиэтиологичность возникновения ФН ЖКТ у детей. Пусковыми звеньями могут быть стрессорные факторы, влияющие на взаимоотношения ЖКТ и регулирующих его деятельность систем. Определенную роль может играть повышенная реактивность желудочно-кишечного тракта. Предрасположенность к ней нередко обусловлена генетическими факторами, однако, повышенная реактивность на различные стрессорные воздействия может быть следствием перинатальной патологии, при которой воздействие стрессорных факторов на пластичный мозг плода и новорожденного ребенка приводит к возникновению, закреплению и реализации в последующие возрастные периоды определенных реакций со стороны ЖКТ. Кроме того, дети могут предъявлять жалобы, копируя поведение родителей.
Для понимания патогенеза функциональных нарушений ЖКТ необходимо знать, как осуществляется регуляция его деятельности и каковы ее особенности в неонатальном периоде.
Желудочно-кишечный тракт обладает мощной системой саморегуляции, включающей собственную нервную и эндокринную систему. Центральная же нервная система и центральная эндокринная система играют роль «надстройки» (можно провести аналогию с тем, как политическое устройство общества – «надстройка», опосредованно влияет на состояние производства). Научные работы последнего десятилетия продемонстрировали, что ряд функциональных нарушений желудочно-кишечного тракта связан именно с нарушением систем саморегуляции кишечника. Схематично иерархия регуляции функций кишечника представлена на рисунке 1.
Основную роль в нервной регуляции функций желудочно-кишечного тракта играет собственная нервная система кишечника или висцеральная нервная система (НСК). Считалось, что нервная система кишки является частью вегетативной нервной системы, а нейроны в кишечной стенке являются постганглионарными парасимпатическими нейронами. В настоящее время ясно, что большинство рефлексов в кишечнике осуществляется независимо, без вовлечения аксонов парасимпатических центральных нейронов. Изучение функций и спектра нейромедиаторов собственной нервной системы кишки показало, что она напоминает центральную нервную систему. В состав НСК входит около 100 миллионов нейронов, что примерно равно числу нейронов в спинном мозге. НСК можно представить как часть ЦНС, вынесенной на периферию и связанную с ЦНС посредством симпатических и парасимпатических афферентных и эфферентных нейронов.
Нейроны НСК сгруппированы в ганглии, соединенные переплетениями нервных отростков в два главных сплетения – мезентериальное (Мейснеровское) и подслизистое (Ауэрбахово). Основные функции сплетений НСК представлены в таблице 1. Аналогичные ганглии имеются в желчном пузыре, пузырном протоке, общем желчном протоке и поджелудочной железе.
Таблица 1.
Сплетения висцеральной нервной системы кишечника
Функциональные нарушения ЖКТ у детей. Современные методы коррекции
С.К. Аршба, врач-педиатр, Консультативно-диагностический центр НЦЗД РАМН, канд. мед. наук
Функциональные нарушения ЖКТ – состояния, не связанные с воспалительными или структурными изменениями в органах. Они могут наблюдаться у детей разного возраста и характеризуются нарушениями моторики (дискинезии), секреции, переваривания (мальдигестии), всасывания (мальабсорбции), а также приводят к угнетению местного иммунитета.
Среди причин функциональных нарушений ЖКТ можно выделить три основные:
- анатомическая или функциональная незрелость органов пищеварения
- нарушение нервно-гуморальной регуляции деятельности органов пищеварения
- нарушения микробиоценоза кишечника.
Колики
Одним из вариантов функциональных нарушений ЖКТ, в особенности в неонатальном периоде, являются боли в животе (колики). Это наиболее частая причина обращений родителей к педиатрам на первом году жизни ребенка. Не вызывая тяжелых нарушений в состоянии здоровья, кишечные колики у младенцев приводят к снижению качества жизни семьи в целом, дискомфорту в состоянии младенца. Известно, что в основном причина колик – адаптационные механизмы незрелой пищеварительной системы младенца и гипоксическое поражение ЦНС, вызывающее дисбаланс в работе вегетативных центров. Однако, учитывая, что заболевания кишечника в этом возрасте носят функциональный характер, зачастую им сопутствует дисбактериоз.
Бесспорным остается поступательный подход в терапии кишечных колик у младенцев:
- коррекция рациона мамы (при грудном вскармливании), исключающая продукты, вызывающие брожение и повышенный метеоризм (свежий хлеб, газированные напитки, бобовые, виноград, огурцы)
- коррекция и рациональные адаптированные смеси, содержащие загустители (для детей, находящихся на искусственном вскармливании).
С целью лекарственной коррекции применяются препараты, устраняющие кишечные колики различной этиологии. К таким препаратам относится симетикон (активированный диметикон) он представляет собой комбинацию метилированных линейных силоксановых полимеров. Снижая поверхностное натяжение на границе раздела фаз, симетикон затрудняет образование и способствует разрушению газовых пузырьков в содержимом кишечника. Высвобождаемые при этом газы могут поглощаться в кишечнике или выводиться благодаря перистальтике. Симетикон не всасывается из ЖКТ, не влияет на процесс пищеварения. Привыкание к нему не развивается. Препараты симетикона применяются во время возникновения болевого синдрома, и, как правило, он купируется в течение нескольких минут.
Боботик – препарат, содержащий симетикон и предназначенный для лечения кишечных колик, начиная с грудного возраста (на прием нужно всего 8 капель). В составе препарата Боботик отсутствует лактоза, что особенно важно для детей, у которых пищеварительные дисфункции сочетаются с гиполактазией.
Результаты клинического исследования эффективности и безопасности лекарственного препарата Боботик, проведенные в НЦЗД РАМН, выявили его положительный клинический эффект.
Препарат обладает хорошей переносимостью не было выявлено неблагоприятных побочных эффектов. Это дает основание рекомендовать Боботик для лечения кишечных колик у грудных детей [3].
Дисбактериоз
Согласно отраслевому стандарту, под дисбактериозом кишечника понимают клиниколабораторный синдром, возникающий при ряде заболеваний и характеризующийся:Ведущая роль в формировании дисбактериоза принадлежит нарушению популяционного уровня бифидо- и лактобактерий. Условно-патогенные бактерии, колонизирующие слизистую оболочку кишечника, вызывают нарушение всасывания углеводов, жирных кислот, аминокислот, азота, витаминов, конкурируют с микроорганизмами полезной флоры за участие в ферментации и усвоении питательных веществ, поступающих с пищей. Продукты метаболизма (индол, скатол, сероводород) и токсины, продуцируемые условнопатогенными бактериями, снижают детоксикационную способность печени, усугубляют симптомы интоксикации, подавляют регенерацию слизистой оболочки, способствуют образованию опухолей, угнетают перистальтику и обусловливают развитие диспепсического синдрома [2, 4, 5].
В настоящее время для коррекции дисбактериоза наиболее широко применяются пробиотики – живые микроорганизмы, которые благоприятно влияют на здоровье человека, нормализуя его кишечную микрофлору. Пробиотики могут включаться в питание в качестве диетических добавок в виде лиофилизированных порошков, содержащих бифидобактерии, лактобактерии и их комбинации [1, 6]. Бифидо- и лактобактерии, применяемые в составе пробиотиков, обеспечивают стабилизацию микрофлоры организма человека, восстанавливают ее нарушенный баланс, а также целостность эпителиальных клеточных образований и стимулируют иммунологические функции слизистой оболочки пищеварительного тракта.
Пребиотиками считаются пищевые ингредиенты, которые не перевариваются ферментами человека и не усваиваются в верхних отделах пищеварительного тракта, стимулирующие рост и развитие микроорганизмов (МО). К ним относятся фруктоолигосахариды, инулин, пищевые волокна, лактулоза.
Оптимальным является использование синбиотиков (например, препарата Нормобакт). Синбиотики представляют собой комбинацию пробиотиков и пребиотиков, которая оказывает положительный эффект на здоровье человека, способствуя росту и размножению в кишечнике живых бактериальных добавок, избирательно стимулируя рост и активацию метаболизма лакто- и бифидобактерий. Сочетание пробиотика с пребиотиком в препарате Нормобакт продлевает период жизни «хороших» бактерий, значительно увеличивает количество собственных полезных бактерий, позволяя сократить срок коррекции дисбактериоза до 10 дней. Нормобакт содержит штаммы двух живых бактерий Lactobacillus acidophilus LA-5 и Bifidobacterium lactis BB-12 в соотношении 1:1.
Нормобакт устойчив к широкому кругу антибактериальных средств, поэтому в профилактических целях его можно применять в один период с курсом антибиотикотерапии. После завершения приема антибактериального препарата или их комбинации прием препарата Нормобакт необходимо продолжить еще в течение 3–4 дней. При этом достаточно провести общий десятидневный курс коррекции дисбактериоза. Рациональным будет повторение курса через 30 дней (см. табл.).
Таблица
Расчет дозы препарата Нормобакт