Как помочь ребенку говорить правильно
Как научить ребёнка 4, 5 лет говорить правильно
Как научить детей говорить правильно
Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок научился говорить четко, внятно и красиво. Для этого нужно потрудиться. Не забывайте хвалить ребенка, отмечать его успехи и обращать внимание, когда у него получается чистое произношение. Также следите за тем, чтобы ваша собственная речь была правильной и выразительной.
Игры для развития речи
Игра Поймай звук
В эту игру вы можете играть по пути из дома в детский сад и обратно. Например, вы говорите: Поймай звук м в слове машина, поймай звук с в слове слон, звук р в слове дерево, звук м в слове сом и т. д. Ребенок должен определить, где он слышит звук: в начале, середине или в конце слова. К 4-5 годам легче всего дети различают звуки в начале и конце слов, сложнее им даются звуки в середине слов.
Игры на развитие правильной артикуляции, фонетического слуха и речевого дыхания (по А. С. Галанову).
Смешные рожицы. Наверняка это упражнение понравится ребенку. Ведь можно покривляться в свое удовольствие. Сядьте друг напротив друга. Описывайте, что нужно делать и показывайте, как. Например, вы говорите: Высунь язык, попробуй дотянуться до кончика носа, выдвинь нижнюю челюсть вперед, подвигай ею в стороны, надуй щеки. Ребенок должен все повторять за вами.
Кораблик. Вам понадобится тазик с водой и бумажный кораблик. Усадите капитана на стульчике рядом с тазиком и попросите подуть на кораблик, чтобы он поплыл. Дуть надо с произнесением звуков ф и п. Следите за тем, чтобы малыш не надувал щеки, чтобы звук п произносился на выдохе 2-3 раза, а ф - непрерывно. Попробуйте подуть сильнее, слабее, прерывисто. Что происходит с корабликом?
Радист. Скажите ребенку: Представь, что ты радист и тебе нужно принять и передать важное сообщение. Я буду хлопать в ладоши, а ты в ответ - стучать ребром ладони по столу, я буду говорить хлоп, а ты будешь говорить тук. И покажите на примере, если ребенок сразу не понял, что от него требуется. Начинайте с одного хлопка, затем делайте два, три, четыре. Это будет выглядеть так: хлоп - тук хлоп- хлоп - тук-тук хлоп-хлоп-хлоп - тук-тук-тук. Хлопайте тише и громче, чаще и реже. Ребенок должен вас отзеркаливать, обратите его внимание на то, чтобы он стучал с такой же частотой и интенсивностью. Эта игра отлично формирует чувство ритма у ребенка.
Лиса-Патрикеевна . Для этой игры вам понадобится узкая полоска ткани, круглое печенье небольшого размера. Положите на пол ткань - это будет мост. Ребенок будет лисой, которая идет по мосту. Но она не просто идет: плутовка обхитрила Колобка, положила его на язык и съест только тогда, когда убежит на другую сторону реки. Малыш должен идти с высунутым языком, на котором лежит печенье. Пройдет - съест! Сильная мотивация, ничего не скажешь.
Жираф и мышонок . Предложите малышу изобразить жирафа: нужно встать на колени, сложить ладони, поднять руки и потянуться вверх, делая вдох. Теперь пусть покажет мышонка. На выдохе нужно произнести звук ш-ш-ш-ш, присесть, опустить голову и обхватить колени руками. Пока малыш изображает жирафа, вы произносите: У жирафа рост большой. , когда показывает мышонка, говорите: А мышонок маленький. Это упражнение нужно повторить 5-6 раз.
Часики. Скажите: Представь, что твой язычок - это стрелка часов, которая бегает или медленно ходит по кругу. Чтобы выполнить это упражнение, нужно открыть рот и водить языком по внутренней поверхности губ быстро и медленно.
ОТ ЧЕГО ЗВУКОВ? ЗАВИСИТ ЧИСТОТА ПРОИЗНОШЕНИЯ
❀ Язык - главный инструмент для звукопроизношения. От того, насколько развиты его мышцы, зависит внятность речи ребенка.
❀ От состояния зубов, носоглотки, развитости челюсти. Также нужно знать, что если прикус у ребенка формируется неправильно, у него могут возникнуть дефекты речи.
❀ От развитости речевого дыхания, которое создает непрерывность речи. Чем оно мощнее, тем лучше и красивее звучит голос ребенка.
❀ От фонематического слуха. Некоторые дети не могут различить слова, близкие по звучанию. Например: мал - мул, мял - мел. Они не слышат разницы между фонемами (речевыми звуками), заменяют один звук другим.
Развитие речи ребенка. Как научить ребенка говорить.
Мария Евгеньевна Баулина, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии психолого-социального факультета Российского государственного медицинского университета, член экспертного совета JOHNSON’S ® BABY: «Нередко родители думают, что в первые месяцы жизни ребенка говорить о развитии его речи рано. Но формирование языковых навыков у крохи начинается в раннем возрасте и имеет значительное влияние на развитие его личностных качеств в будущем. Поэтому мамам и папам следует знать, как помочь малышу правильно и своевременно научиться говорить».
Общайтесь с ребенком
Гуление и агуканье крохи – это ранние признаки формирования у него речевых навыков. Скорей всего, Вы много раз замечали, что в Ваше отсутствие малыш не столь активен, а когда Вы рядом активно издает звуки и старается привлечь Ваше внимание. Кроме того, присмотревшись, Вы поймете, что ребенок пытается Вам что-то сказать и надеется на Ваш ответ. Необходимо поддерживать диалог, ведь таким образом малыш учится координировать одновременно голос и взгляд. Поэтому реагируйте на инициативу крохи, разговаривайте с ним, но произносите слова четко и понятно, давая ребенку возможность уловить звуки, тон говорящего, и, возможно, настроение.
Называйте вещи
К годику малыш начинает пользоваться указательным жестом – показывая на предметы вокруг, кроха пытается обратить на себя внимание родителей. Тогда маме и папе необходимо называть вещи или действия: «это стул», «кошка прыгнула» и т.д. Первые слова ребенка будут состоять из ударных слогов («ама» - «мама») или из начальных букв («па» - «папа») – таким образом начнет формироваться словарный запас. Бывает, что родители волнуются, когда малыш не произносит полных слов, и ошибочно полагают, что кроха еще не заговорил. Но это совсем не повод для беспокойства, ведь скоро слоги дополнятся звуками и станут более различимыми.
Читайте больше
В два годика речь малыша пополняется простыми словосочетаниями, и тогда немаловажную роль играют книги. Читая крохе интересные рассказы или сказки с яркими иллюстрациями к ним, Вы увеличиваете словарный запас ребенка и помогаете запомнить предложения полностью. Если малышу понравилась книга, и он просит прочитать ее снова, не отказывайте ему. Возможно, кроха не до конца разобрался в содержании и ему требуется больше времени, чтобы понять диалоги персонажей или усвоить сюжет. Вы также можете спеть песенку или прочитать потешку, предлагая малышу закончить знакомую фразу. Например, Вы начинаете: «Ладушки, ладушки! – Где были?», а ребенок продолжает – «У бабушки!»
Развивайте артикуляцию
Для того чтобы кроха выговаривал слова правильно, необходимо регулярно заниматься с ним и хорошо разрабатывать язык. Попробуйте нехитрые упражнения, например, назовите предмет, а затем объясните малышу, как правильно произнести его по буквам. Так, буква «м» тренируется следующими движениями: вытянуть губы «хоботком» и покрутить им вправо – влево, упражнение следует повторить 5-6 раз. Делать это лучше перед зеркалом – ребенок быстрее запомнит необходимые действия, и, к тому же, процесс станет увлекательней, ведь так забавно «строить гримасы». Не забывайте развивать моторику рук крохи, так как это играет немаловажную роль в совершенствовании речевых зон, связанных с произношением. Поэтому во время общения предлагайте малышу сортировать мелкие предметы, перебирать кубики или рисовать на бумаге.
Уделяйте как можно больше внимания крохе и старайтесь наполнить время, проведенное вместе, интересными и занимательными занятиями. Ведь именно благодаря Вам малыш учится одному из самых важных навыков – общению с окружающими.
Как научить ребенка говорить правильно в домашних условиях?
Oksana Kuzmina, Shutterstock.com
Занятия могут проводиться с любым малышом дошкольного возраста, меняется лишь подход: игровая форма, тональность, время и т.п. Каждая мама знает своего малыша и легко сможет применить все задания на практике.
Несколько советов перед началом занятий:
Становитесь на уровень малыша, чтобы он с легкостью мог смотреть вам в глаза и следить за вашими действиями.
Самых маленьких можно брать на колени и самим делать массаж лица, а остальные задания – не больше пяти-семи минут в игровой форме.
Занятия желательно проводить ежедневно, затрачивая не более 15 минут, в зависимости от возраста ребенка.
В любом возрасте применяйте игровую форму, иначе даже самый спокойный ребенок перестанет вас слушать.
Не старайтесь выполнить за один раз все нижеперечисленное: массаж, артикуляционную гимнастику обычно делают полностью (но на свое усмотрение, чтобы занятие не наскучило ребенку), а произношение букв и скороговорок можно разделить по дням.
Массаж лица
Массаж лица сам по себе, конечно, большой роли не сыграет, но при совмещении с артикуляционной гимнастикой и голосо-речевыми тренингами очень полезен для чистоты нашей речи.
Поставьте ребеночка перед собой и, показывая и озвучивая свои действия, делайте вместе с ним массаж лица.
1. Подушечками пальцев нежно поглаживаем надбровные части лба, приговаривая: «Вот как мы себя любим, вот как мы себя голубим. » Переходим к крыльям носа и гайморовым пазухам, не забывая приговаривать: «А вот какой у нас носик, вот какой у нас курносик. » Затем разглаживаем область вокруг губ, скулы до ушей и обратно: «Ротик наш роток, ты совсем не молчунок! Ушки наши ушки, ушки на макушке!»
2. Легкое постукивание подушечками пальцев в тех же зонах. Как поглаживание, так и постукивание осуществляется двумя руками, движения идут то навстречу друг другу, то в противоположную сторону. Не забывайте все время разговаривать с ребеночком: «Вот какие мы красивые! Вот какие мы послушные! Вот как мы себя погладили!»
Артикуляционная гимнастика
1. Воздушный шарик.
«А какой бывает воздушный шарик? Ну-ка, надуем щечки! Вот так!» Надуваем щеки, как воздушный шарик, и в той же последовательности, теми же движениями делаем массаж.
2. Паровозик.
«А как у нас паровозики дудят? Ту-ту, вот так губки в трубочку сложим! Вот какие молодцы!» Вытягиваем губы трубочкой, делаем ими вращение по часовой, затем против часовой стрелки. Затрачивая одну-две минуты в одну сторону, столько же – в другую.
3. Улыбка.
«А как мой малыш улыбается? Как он маме улыбается? Вот как он улыбается!» Растягиваем губы в улыбку и стягиваем трубочкой, примерно одну-две минуты.
4. Поцелуйчик.
«А теперь давай поцелуемся с мамочкой вот так!» Имитация поцелуя: губы вытягиваются в трубочку, становятся упругими, раздается звук поцелуя и губы расслабляются. Также примерно одну-две минуты.
5. Лошадка.
«А как мы говорим лошадке «Стой»? «Тфпр – тфпр!» – Вот как мы говорим лошадке!». Расслабляем губы и произносим звук, похожий на тот, которым останавливают лошадь – тфпр-тфпр, только без перерыва и забора дыхания. Упражнение очень сильно раздражает губы, поэтому со временем его выполнения определитесь сами.
6. Ротик.
«А теперь давай себя погладим язычком, вот так!» Погладьте губы языком, по часовой стрелке и против.
7. Язычок.
«А давай посмотрим, у кого язычок длинней, у мамы или у тебя, ну-ка, повторяй за мамой!» Дотрагиваетесь языком сначала до верхней губы, потом до нижней, затем уголок левой стороны и уголок правой стороны рта.
И напоследок, двумя руками имитируя умывание, погладьте свое лицо и шею, аккуратно, подольше, растирая от лба, по гайморовым пазухам, к шее.
После артикуляционной гимнастики произносим гласные звуки. Чаще всего, гласные произносятся детками гораздо правильнее и учатся без особых проблем. Но и над ними не мешает поработать.
А – а – а – первый раз произносим коротко и отрывисто. Очень аккуратно, не напрягая челюсть, дабы не получить вывих челюсти!
Аааааа – длинный звук на одном дыхании, не повышая и не понижая интонации.
Проговариваем точно так же и остальные буквы – «о-о-о», «у-у-у», «ы-ы-ы», «э-э-э», «е-е-е», «ё-ё-ё», «и-и-и», «ю-ю-ю».
Тренинг на парные согласные (произносить несколько минут, как скороговорку, для разнообразия можно чередовать скороговорку с напевностью). После каждой буквы желательно проговорить скороговорку с наличием этой буквы.
Б – Бу-бо-ба-бэ-би-бы
П – Пу-По-па-пэ-пи-пы
В – Ву-во-ва-вэ-ви-вы
Ф – Фу-фо-фа-фэ-фи-фы
Г – Гу-го-га-гэ-ги-бы
К – Ку-ко-ка-кэ-ки-бы
С – Су-со-са-сэ-си-сы
Чем хороши эти и подобные занятия – их можно проводить в игровой форме, где угодно: в поликлинике, в самолете, идя по улице.
Мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, поэтому не забывайте массировать ладошки ребеночка, т.к. в них находятся точки, отвечающие за это. Можно брать не очень жесткие щетки, массировать по часовой стрелке и обратно, приговаривая:
Ёжики-ёжики
гладят ручки.
Маленькую девочку (маленького мальчика)
Проблемы с речью: как научить ребенка правильно разговаривать
На вопросы Мамы.ру ответила Татьяна Ткаченко - логопед, заслуженный учитель России, методист, автор более 70 книг о детской речи и раннем развитии.
Более 25 лет Татьяна Ткаченко преподаёт в Московском институте открытого образования на различных курсах повышения квалификации для логопедов, воспитателей и учителей, она написала более 70 книг и развивающих пособий для детей, в которых представлены инновационные, наиболее эффективные педагогические технологии.
От редакции
Мама.ру собрала вопросы читателей и поговорила с Татьяной о том, как помочь ребенку научиться разговаривать чисто и правильно.
Когда в норме ребенок должен начать говорить слоги, слова, предложения? С чем может быть связана задержка речи, и какие надо принимать меры?
К 6ти месячному возрасту младенец начинает лепетать - повторять отдельные слоги (БА-БА-БА, МА-МА-МА). С каждой неделей этот лепет становится более разнообразным, малыш удлиняет звуки, изменяет их громкость, темп, эмоциональную окраску, по-своему комбинирует. Так готовится к речи его звуковосприятие и артикуляционный аппарат. Вскоре набор слогов напоминает контуры слов. Отдельные слова (названия предметов или действий) ребёнок говорит ближе к году. В полтора -два года появляются первые фразы.
Задержка речи вызывается биологическими (наследственные факторы, заболевания, травмы) и социальными причинами (недостаток общения, эмоциональный дискомфорт). Чтобы малыш не молчал, активнее набирал словарь, показывайте ему яркие, привлекательные игрушки, доставайте их из мешочка, прячьте за спину, пусть они скатываются с горки, падают в кроватку, подпрыгивают и пр. Эмоционально называйте игрушки и все действия с ними. Полезно одно слово произносить в разных комбинация. Например: вот какая УТОЧКА! УТОЧКА идёт топ-топ. Ой, упала УТОЧКА. Нету УТОЧКИ, спряталась! А где наша УТОЧКА? и пр.
Играйте и общайтесь с малышом в манеже, в кроватке, в ванночке, но проговаривайте ситуацию, объясняйте происходящее, чтобы слово имело конкретную привязку. Во время слушания стихов и песенок годовалый малыш улавливает интонацию, мелодику, но не содержание речи.
А когда ребенок должен говорить чисто и внятно? Сколько это обычно занимает времени - между тем, что понимают только родители и членораздельной речью?
В русском языке 42 звука, неодинаковых по сложности их восприятия и произнесения. Правильным произношением малыши овладевают постепенно, в течение 2х-4х лет. Вначале заменяют «трудные» звуки (Р,С,З,Ц,Ш,Ж,Ч) более простыми (М,Н,Т,ЛЬ,К,СЬ,Й), сокращают количество слогов в слове и т.п. До 3-4 лет эти явления нормальны. Но примерно к 4,5 годам все звуки родного языка ребёнок может произносить правильно. Для этого необходимы следующие условия: психологическая зрелость (внимание, память, логическое мышление и пр.), способность различать все звуки речи на слух (фонематическое восприятие), слаженная работа мышц артикуляционного аппарата. Если в любом из указанных направлений имеются сбои, то дефекты произношения сохранятся дольше обычного, и для их исправления потребуется помощь логопеда.
Родители часто сюсюкают с детьми, влияет ли это на развитие их речи?
Как бы забавно и трогательно не сюсюкал малыш, от родителей он должен слышать только правильные, произносительно чёткие образцы речи: МАШИНА, а не БИ-БИКА, ШОКОЛАДКА а не СЯКАЯКА и пр. В противном случае можно не только задержать, но и нарушить речевое развитие ребёнка.
А что значит, когда ребенок может говорить хорошо, но иногда начинает коверкать слова или путать звуки?
Возможно это не случайные ошибки, а сознательная игра. Поиграйте и вы с ребёнком. Например, показывая на вешалку, спросите с хитрой интонацией: это ВЕСАЛКА? ВЕШАРКА? Или ВЕШАЛКА? И т.п. Пристальное внимание к звуковому составу слова в любом случае пойдёт на пользу малышу.
Что такое заикание? Почему оно появляется неожиданно и нужно ли лечить, если оно проявляется непостоянно?
Заикание – это нарушение темпа и ритма речи, вызываемое судорожным состоянием мышц речевого аппарата (дыхательных, голосовых, артикуляционных). Появляется заикание не сразу, а на стадии формирования фразовой речи, то есть от 2х до 4х лет. Проявляется заикание волнообразно: то усиливается, то затихает. Если появившиеся запинки в течение 2х месяцев не исчезли, да ещё усилились, то, не теряя времени, обращайтесь к психоневрологу, Помните, что одними занятиями с логопедом, без медицинского воздействия, этот стойкий, рецидивирующий дефект исправить очень сложно.
Какие звуки самые сложные и когда надо обращаться к специалистам за помощью?
Самыми произносительно сложными в русском языке являются шипящие звуки ( Ш,Ж, Ч, Щ) и звуки Р, РЬ. Если к 4-5 годам малыш всё ещё неверно их говорит, пора обращаться к логопеду. Затяжки с исправлением произношения помешают усвоению ребёнком чтения и письма. Говоря СТОЛА вместо ШТОРА, ребёнок так и напишет!
Что делать, если ребенок в разговоре очень торопится и проглатывает слоги или слова?
В таких случаях постарайтесь доступно объяснить малышу, что его быструю речь вы не понимаете. Вот когда он говорит не торопясь, громко, чётко, тогда вам всё понятно!
Мешает ли соска развитию речи?
Когда малыш в течение дня подолгу сосёт соску и продолжается это после 6ти месячного возраста, у него формируются дефекты прикуса. Они, в свою очередь, искажают произношение звуков. Продолжительное (около года) использование соски тормозит психическое развитие ребёнка, мешает его полноценному дыханию и, что очень важно, общению с родителями. Когда малыш беспокоен или плачет, поговорите с ним ласково, отвлеките, спойте песенку, постарайтесь вызвать его ответную реакцию: улыбку, движения рук, лепетание. Для общего, для речевого развития малыша это гораздо лучше, чем занимать его рот и внимание пустышкой.
Есть ли какие-то врождённые препятствия для нормального произношения, например, короткая уздечка языка?
Да, таких «механических» препятствий немало: укороченная уздечка, расщепление твёрдого нёба, утолщенный язык, высокое (готическое) небо, дефекты прикуса и др. Некоторые можно исправить с помощью упражнений, для других потребуется специальные устройства (брекеты, обтураторы), возможно и хирургическое вмешательство. Целесообразность и степень воздействия должен определять только специалист.
Как по развитию речи можно заподозрить аутизм, как развивать речь таким детям?
Прежде всего, нужно знать, что аутизм – это полное погружение в мир собственных переживаний, потеря контакта с действительностью, утрата интереса к реальности, то есть серьёзное нервно- психическое расстройство. Поэтому, прежде, чем ставить такой диагноз самостоятельно, обязательно сходите к специалистам, лучше к нескольким. Выслушайте и суммируйте их мнение. Помните, что недостаточная речевая активность ребёнка или даже серьёзные затруднения в общении - далеко недостаточные признаки! В том случае, если диагноз сомнению не подлежит, советую пользоваться рекомендациями узкого специалиста в этой области, а не обычного логопеда.
Почему некоторые близнецы начинают говорить в разное время?
Близнецы могут быть как однояйцевыми (развившимися из общей яйцеклетки), так и разнояйцевыми (выросшими из разных яйцеклеток). В последнем случае количество общих генов не превышает 50%, а значит, дети могут быть разными внешне, по полу и характеру, а также заметно отличаться по срокам речевого развития.