Аутопсихологическая компетентность в системепрофессиональной компетентности специалиста
Видео: Тренинг «Коммуникативная и личностная компетентность руководителя»
Сравнительно-сопоставительный анализ результатов акмеологических исследований показал, что АК является важным компонентом психологической культуры и, в частности, профессиональной компетентности специалиста (постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющая выполнять профессиональную деятельность, круг решаемых проблем с высокой продуктивностью), в том числе и госслужащего. Компетентное поведение является предметом специальных исследований (Дж.Равен), актуальность этой темы определяется рядом факторов. По мнению Дж.Равена , высокая компетентность требуется от служащих и граждан на всех уровнях управления и во всех сферах нашего общества. Тремя важнейшими требованиями, предъявляемыми к эффективной деятельности в современном обществе являются: а) новое понимание природы общества и организаций, а также роли отдельных людей в данных организациях- б) предрасположенности человека к анализу работы этих институтов и своей личной роли в них- в) готовность к эффективному выполнению этой роли. Результатом данных исследований явилось выделение интегративных характеристик компетентного поведения, среди которых:1) мотивации и способность включаться в деятельность высокого уровня, например, проявлять инициативу, брать на себя ответственность, анализировать работу организаций или политических систем-
2) готовности включаться в субъективно значимые действия, например, стремиться влиять на происходящее в своей организации или на направление движения общества-
3) готовности и способности содействовать климату поддержки и поощрения тех, кто пытается вводить новшества или ищет способы более эффективной работы-
4) адекватного понимания того, как функционируют организация и общество, где человек живет и работает, и адекватного восприятия собственной роли и роли других людей в организации и в обществе в целом-
5) адекватного представления о роли понятий, связанных с управлением организациями. В число таких понятий входят: риск, эффективность, лидерство, ответственность, подотчетность, коммуникация, равенство, участие, и др.
Психологическая компетентность представляет собой структурированную систему знаний о человеке как индивиде, индивидуальности, субъекте труда и личности, включенном в индивидуальную или совместную деятельность, осуществляющем профессиональные и иные взаимодействия, и состоит из нескольких взаимосвязанных подсистем (по Н.В. Кузьминой): социально-перцептивной компетентности (знание людей, ее основу составляет наблюдательность и проницательность)- социально-психологической (закономерности поведения, деятельности и отношений человека, включенного в профессиональную группу)- ауто-психологической (самопознание, самооценка, самоконтроль, умение управлять своим состоянием и работоспособностью, самоэффективность)- коммуникативной (знания о различных стратегиях, методах эффективного общения)- психолого-педагогической (знания методов осуществления влияния).
Высокий уровень психологической компетентности означает успешное освоение психологических методов yправления "человеческой составляющей", в том числе и самим собой. Выдвинутая нами гипотеза о том, что АК является необходимым компонентом профессиональной компетентности может быть доказана с помощью акмеологического принципа инвариант. Переформулирование гипотезы привело к следующему положению: необходимым условием высокого уровня психологической компетентности является наличие аутопсихологических способностей, позволяющих интериоризировать полученные субъектом психологические знания и интегрировать их в Я-концепцию. Для подтверждения данной гипотезы была доказана включенность аутопсихологического компонента во все виды психологической компетентности: социально-перцептивной, социально-психологической, коммуникативной, рефлексивной, психолого-педагогической. Необходимо также разработать акмеологическую модель психологической компетентности (которая отражала бы процесс достижения личностью высокого уровня психологической компетентности) на уровне общего (общепрофессиональную) и частного (применимую для разных классов профессий) и показать наличие в ней аутопсихологической компетентности как общей инварианты.
С целью выделения общих и специальных инвариант психологической компетентности и реализуя принцип инвариантности, мы предприняли анализ научных работ по данной проблеме, который показал, что разработка психологической компетентности преимущественно велась в социально-психологической, социально-перцептивной, коммуникативной (различные подвиды социально-перцептивной компетентности, в том числе, например, компетентность субъекта оценки и подбора персонала) и интеллектуальной сферах личности (рефлексивная компетентность). В качестве инвариант психологической компетентности могут выступать психологические характеристики специалиста, позволяющие ему освоить необходимые для профессии психологические знания, умения, навыки, что в конечном итоге приведет к эффективному решению психологоемких проблем и вопросов его профессиональной деятельности.
Достаточное количественное накопление научных работ по данным видам компетентности, дает нам основания для выделения общих, специальных и единичных критериев компетентности и на этой основе создания ее модели. Разработка общей акмеологической модели компетентности является необходимым основанием для создания психолого-акмеологической модели развития и формирования АК.
Проблема компетентности и ее критериев в ее общем виде в настоящее время активно разрабатывается в акмеологии и находится на стадии количественного накопления знаний. Мы согласны с мнением И.Н. Семенова и С.Ю.Степанова, что в современной научной литературе нет единства в отношении содержания понятия "компетентность руководящего работника", а построение модели компетентности управляющего находится в начальной стадии проработки. Распространены определения компетентности как: "доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных средств и способов" достижения намеченных целей", а также: "наличие глубоких знаний в области экономики и науки управления, социальных закономерностей и законов психологии. Отдельные авторы, которые включают в содержание компетентности уровень базового и специального образования, стаж работы, умение аккумулировать широкий опыт в области руководства и т. д., т. е. компетентность в широком понимании определяется как осведомленность, авторитетность в какой-либо области.
Акмеологическими инвариантами психологической компетентности являются: гуманистическая направленность личности- осознание значимости психологической компоненты деятельности- умение вычленять психологическое содержание профессиональной деятельности (видеть психологические проблемы, задачи в отношении себя и других людей)- потребность в получении значимой психологической информации- психологическая "свобода", гибкость субъекта профессиональной деятельности, как показатель произвольного владения психологическим ресурсом (знаниями, умениями, навыками).
При разработке теоретической модели социально-психологической компетентности руководителя были выделены три компонента: деятельностно-процессуальный (прямое управленческой воздействие на подчиненных, лидерство как процесс личностного воздействия на подчиненных, диагностика и коррекция социальных процессов в коллективе, познание подчиненного и взаимодействие с ним, коммуникативные взаимодействия)- структурно-личностный (мотивация, стиль управленческой деятельности, установки, ролевые позиции, направленность личности) и функционально-личностный (совокупность коммуникативных способностей: гностических, проектировочных, конструктивных, организаторских, собственно коммуникативных- сформированность умений реализовывать эти способности в различных изменяющихся ситуациях деятельности).
Под руководством А.А.Деркача и А.А.Бодалева проведена активная разработка проблем социально-перцептивной компетентности руководителя, которая позволила дать ее определение как способности организовывать эффективное взаимодействие с подчиненными в системе деловых и личностных отношений и выделить ее существенные признаки: 1) полнота отображения психологических характеристик общности, возглавляемой руководителем, при ее функционировании в штатной ситуации- 2) способность руководителя спрогнозировать изменения, которые произойдут в общности при изменении ее жизнедеятельности- 3) точность (или степень объективности) отображения им психологических характеристик общности при протекании ее жизнедеятельности в привычном режиме, а также при возникновении нестандартных ситуаций, в которых она должна продемонстрировать способность действовать оптимально, выполняя задачи, для решения которых она создана- 4) полнота, характер и объективность отображения руководителем психических особенностей, которые присущи каждому из членов возглавляемой им общности- 5)способность руководителя предугадывать, как поведет себя каждый из его подчиненных при изменении задач, решаемых как им самим, так и общностью, членом которой он является, а также при изменении ситуации, в которой приходится действовать общности- 6) мера полноты (точности) и полноты фиксирования психических особенностей лиц, являющихся его начальниками или руководителями параллельных подразделений, с которыми ему приходится взаимодействовать- 7) полнота и точность отображения психических особенностей себя самого.
Очевидно, что второй, третий и пятый критерии социально-перцептивной компетентности, связанные со способностями творчески переосмысливать и преобразовывать стереотипы своего профессионального и личного опыта, подразумевают наличие рефлексивных способностей, а седьмое свойство – наличие аутопсихологических способностей.
Акмеологами было доказано, что коммуникативные способности не могут совершенствоваться в самой межличностной сфере – их совершенствование оказывается связанным с внутренними качественными превращениями, происходящими в личностном конструкте Я-профессионал. Одновременно было показано, что профессиональное мастерство педагога блокируется некоторыми личностными характеристиками и тревожностью как психофизиологической индивидуальной особенностью.
Исследование социально-перцептивной компетентности имеет важное значение для разработки концепции АК госслужащего. Выявленные интегративные свойства и умения – как проницательность и наблюдательность – применимы не только в сфере межличностных взаимодействий, но и в развитии АК. В процессуальном аспекте проницательность в сфере общения включает межличностное оценивание, стереотипизацию, классификацию, сравнение, сопоставление, анализ, рефлексию. В результате формируется образ другого человека, происходит понимание детерминант его поведения и отношений. Особое внимание в работах уделялось методам развития проницательности, базирующимся на фиксации и интерпретации неконтролируемых или слабо контролируемых форм поведения и различных индикаторов, отражающих внешний облик человека, его экспрессию, характеристики речи, цветопредпочтения, привычки, симпатии и пр. В работе дано системное структурно-функциональное описание проницательности как специального вида социально-перцептивной компетентности, что позволяет определить конструктивные пути ее развития до акмеологического уровня. Ниже будет показано, что аналогичные умения и навыки применимы для аутовзаимодействия, т. е. внутренней работы по самосовершенствованию. Поэтому, на наш взгляд, возможно отнести их к специальным инвариантам профессионализма госслужащих.
Рефлексивная компетентность состоит в осведомленности относительно процессов актуализации, разворачивания рефлексии и направленной реализации рефлексивной культуры в плане осмысления и преодоления стереотипов мышления и образования новых (креативно-инновационных) содержаний сознания с целью саморазвития и совершенствования профессиональной деятельности. Рефлексивная компетентность – это профессиональное качество личности, позволяющее наиболее эффективно и адекватно осуществлять рефлексивные процессы, реализацию рефлексивной способности, что обеспечивает процесс развития и саморазвития, способствует новому подходу к профессиональной деятельности, достижению ее максимальной эффективности и результативности.
Структурно рефлексивная компетентность состоит из: а) знания о ролевой структуре и позициональной организации коллективного взаимодействия – кооперативный тип рефлексии- б) представления о внутреннем мире другого человека и причинах тех или иных его поступков – коммуникативный тип рефлексии- в) представления своих поступков, поведения и образов собственного "Я" как индивидуальности – личностный тип рефлексии- г) знаний об объекте и способов действия с ним – интеллектуальный тип рефлексии. Очевидно, что личностный тип рефлексии необходим для развития аутопсихологической компетентности личности.
В плане соотношения рефлексивной компетентности с другими исследовавшимися в психологии видами компетентности (коммуникативная, социально-психологическая, профессионально-педагогическая и аутопсихологическая компетентности), по мнению И.Н.Семенова, С.Ю.Степанова, она представляет собой метапонятие, т. е. мета-компетентность, которая посредством механизма рефлексии (процесс осмысления и переосмысления содержаний профессиональной деятельности) обеспечивает своевременную корректировку и адекватное развитие всех остальных видов компетентности.
Как системное новообразование личности профессионала АК характеризуется интегративностью, многозначностью, многоуровневостью, полифункциональностью, динамичностью- обеспечивает все необходимые для госслужащего виды компетентности (психологическую, социально-психологическую, коммуникативную, социально-перцептивную и др.) и на основе этого образует обобщенный и интегративный уровень компетентности – метакомпетентность. В отличие от рефлексивной компетентности, обеспечивающей саморазвитие на уровне преимущественно когнитивных процессов (мышление, сознание), аутопсихологическая компетентность является интегральным показателем способности личности к самокоррекции, включающем психофизиологический, психический, социальный и духовный уровни психической жизни (см. сх. 10).
Видео: "КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ" отзыв о тренинге, Татьяна Орлова
Схема 10.
Аутопсихологическая компетентность как операционально-технологический вид психологической компетентности
Видео: Модель компетентности: Четыре уровня компетентности человека
К общим критериям компетентности относятся понятия "адекватность" и "личностная зрелость". Адекватность в современных условиях становится ключевым свойством профессионала в любом виде деятельности. Она предполагает компетентность, общий интеллект, эмоциональную зрелость и наличие эмоционального опыта и относится к возрастным понятиям. Адекватным человек становится, когда способен реалистично оценивать себя и окружающую социальную ситуацию- учиться на своих и чужих ошибках- когда умеет получать обратную связь, не боясь услышать в свой адрес нелицеприятные вещи, смело выражает свои негативные эмоции, конструктивно воспринимает критику. Адекватность – это конгруэнтность общения, оптимальность контактов, гармоничность самовыражения, диалектичность сознания и социальная гибкость. Адекватность – "золотая середина" в делах, познании, отношениях с окружающими, характеризующая социальную и личностную зрелость. Критериями адекватности являются: эффективность деятельности при минимизации энергетических затрат- отсутствие устойчивых отрицательных эмоций, негативного отношения к людям и самому себе. Адекватность, как умение видеть себя таким какой есть, с минимальной психологической защитой, в основе своей предполагает личностную силу и зрелость.
Личностная зрелость – это способность к честным, открытым, взаимовыгодным отношениям. Социально зрелые люди имеют собственную "теорию мира", реалистическую систему ценностей, устойчивую и одновременно гибкую иерархию мотивов и целей, в меру индивидуалистичны, автономны и кооперативны, скорее интернальны, чем экстернальны, не фатальны и не суеверны, способны к саморазвитию, умеют различать в конфликтах свои и чужие проблемы и способны пойти на компромисс. Зрелые люди имеют свои критерии самооценки, оставляя за собой право иметь их, даже если они не разделяются кем-то. Они принимают все как есть, имеют адекватную самооценку, безусловное самопринятие. Зрелый человек не уходит от проблем, а решает их, доверяя своей интуиции, опыту, личной энергии. Он умеет выстроить иерархию целей и средств, перестроить систему приобретенных ценностей и отложить решение проблемы до вызревания необходимых для этого условий. Зрелость предполагает наличие творческих способностей, связанных с готовностью воспринимать и примирять явные противоречия и терпимостью к двусмысленным ситуациям. Зрелость – это организованность, самодостаточность, ответственность, богатый арсенал социальных навыков – это жизненная сила, позволяющая заменять вытеснение (забывание неприемлемых собственных мотивов поступков) сублимацией -преобразованием энергии недовольства собой в факторы личностного и профессионального развития. Обретя новый уровень самосознания, компетентности и духовности, человек становится уверенным в себе, привлекательным, чувствует себя на высоте.
Исходя из этого, необходимо выделить аутопсихологические критерии зрелости профессиональной личности, то есть те универсальные личностные новообразования, переводящие ее в статус личности профессионала. К таким личностным качествам относятся: мировоззренческие установки (смысложизненные, ценностные ориентации и т.п.)- личностные качества (адекватная самооценка, сочетающаяся с высоким уровнем самопринятия и самоуважения, высокая мотивация достижений, интернальность локуса контроля и т. д.)- социально-психологические качества (коммуникативная и социально-перцептивная компетентность, социальный интеллект и т. д.).
Наряду с адекватностью и личностной зрелостью АК как операционально-технологическая составляющая профессиональной компетентности госслужащего является значимым фактором успешности карьеры. Выявлена закономерная взаимозависимость эффективной профессиональной карьеры и совокупности личностных факторов (самоэффективности в сфере деятельности, интернального локуса контроля, эмоциональной стабильности, низкого уровня психотизма, мотивации к карьере). Эффективность карьерного продвижения повышается с усилением степени выраженности указанных личностных факторов. Психолого-акмеологическая модель влияния личностных факторов на профессиональную карьеру включает факторы, способствующие профессиональной карьере: 1) высокая самоэффективность в сфере деятельности – уверенность в возможности реализовать профессиональный, управленческий, карьерный потенциал- расширение возможности выбора тактики карьеры- способность построить позитивный сценарий карьерного продвижения- ориентация на эффективное разрешение проблемных ситуаций, связанных с карьерой- 2) интернальный локус контроля – ответственное отношение к работе, самостоятельность, повышение эффективности деятельности при отсутствии контроля- рассмотрение наиболее значимых карьерных событий в качестве результата собственных усилий- активный поиск информации относительно возможностей своего карьерного продвижения, устойчивость в ситуации информационной неопределенности- 3) эмоциональная стабильность – менее выраженная реакция на непривычные беспокоящие стимулы- внутреннее спокойствие, высокий уровень самоуважения- 4) низкий уровень психотизма – адекватная эмоциональная реакция, сдержанность, неконфликтность- умение быстро и эффективно использовать имеющиеся психоэмоциональные ресурсы в ходе адаптации к динамике современной рабочей среды- 5) развитый карьерный инсайт – осознание и активное использование своих сильных и нейтрализация влияния слабых сторон в отношении карьерного продвижения- наличие конкретных целей профессиональной карьеры и четких планов их реализации- реалистичный уровень карьерных ожиданий- 6) идентификация с карьерой – готовность работать с максимальной отдачей ради достижения цели организации- способность длительное время работать сверхурочно, нести любое бремя организации.
Востребованность АК как операционально-технологической составляющей профессиональной компетентности госслужащего определяется также наличием как универсальных профессионально-важных качеств (ПВК) (для любого вида профессиональной деятельности), так и специфических ПВК для разных категорий госслужащих. Это прежде всего ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка, как компонент профессионального самосознания, эмоциональная устойчивость, тревожность, отношение к риску. Показано, что наиболее благоприятными для профессионального роста государственных служащих являются следующие личностные особенности: высокая самоэффективность в сфере предметной деятельности, высокий уровень самоконтроля и личной ответственности, развитая способность к прогнозированию, низкий уровень нейротизма и психотизма, высокий уровень развития коммуникативных качеств. Данные профессионально-важные качества является критериями оценки аутопсихологической компетентности личности.
Для разработки интегральных критериев аутопсихологической компетентности нами было предпринято специальное исследование с применением математического аппарата факторного анализа, с помощью которого удалось интегрировать все отмеченные выше факторы (социально-психологический, профессиональный, рефлексивный, личностный) в систему комплексных критериев.
Поделиться в соцсетях:
Похожие