lovmedgu.ru

Общепсихологические критерии аутопсихологической компетентности в сфере самосознания

Как указывалось выше, овладение процессами самопознания, самоконтроля, саморегуляции, саморазвития, самореализации является необходимым условием развития аутопсихологической компетентности. Данные процессы являются средствами управления внутренним миром человека, обеспечивают понимание своих индивидуально-типологических особенностей на уровне бессознательного, сознания, личности, помогают ориентироваться в интраиндивидном и внутриличностном пространстве. Овладение и управление внутренним ресурсом необходимо как для оптимизации профессиональной самореализации, так и для совершенствования жизнеосуществления личности в целом. Некоторые ученые относят процессы самосознания, самоопределения, самоактуализации, саморегуляции, самостроительства, самоидентификации, самооценки к числу механизмов, обеспечивающих профессиональное саморазвитие специалиста (учителя). В частности, он указывает, что в каждом из этих процессов "само", которое обозначает личность человека, его "Я", выступает в трех качествах:

? как субъект процесса, то есть тот, кто его организует, управляет им, сопоставляет цель и результат-

? как объект процесса, "материал", на котором и по отношению к которому этот процесс осуществляется-

? как средство организации, осуществления и обеспечения этого процесса.

Самосознание является одним из главных факторов самодвижения личности в профессиональной деятельности, "ядром" личности, осуществляющем взаимосвязь и согласованность ее ведущих структурных образований (мотивов, установок, ценностей, убеждений, идеалов), внутриличностным процессом, отражающем личностно значимый способ профессиональной деятельности. Овладение и управление процессами самосознания на различных структурных уровнях (самопонимания, самооценки, интегрированности, диалогичности) является важным элементом развития аутопсихологической компетентности.

Самосознание определяется как высшая форма развития сознания, основанная на способности человека отличать себя от своей собственной жизнедеятельности, возникающей в общении, и приводящей к формированию субъективного образа "Я". Для большинства западных исследователей самосознания характерна абсолютизация одного из компонентов самосознания: когнитивного или аффективного. Психоаналитическое направление делает акцент на изучении аффективных детерминант самосознания, выражающихся в переживаниях удовлетворенности, гордости собой, или вины, стыда, унижения. В этом контексте осуществляется изучение защитных механизмов "Я", направленных на контроль и трансформацию негативных чувств в адрес "Я" (Дж. Боулби, Г.Д. Винникот, Х.Кохут, О.Корнберг, М.Малер, Дж.Мастерсон, А.Моделл, П.Тисон и др.). Когнитивистская ориентация, оперируя понятиями Я-схема, Я-модель, стиль самоатрибуции и др., фокусирует внимание на ментальных, внутренних процессах и способах построения и функционирования Я-концепции, но аффективное содержание Я-образа при этом не принимается во внимание.

Разработки отечественных исследователей самосознания исходят из понимания самосознания как продукта аффективно-когнитивного взаимодействия, основываясь на формуле Л.С.Выготского о единстве аффекта и интеллекта (смысл-пристрастность) как системообразующей единице самосознания.

Анализ работ по исследованию самосознания проводился нами с целью вычленения наиболее важных аспектов этой проблемы, позволяющих конкретизировать и операционально обогатить понятие АК личности. Конечной целью предпринятого нами теоретического анализа самосознания является выделение категорий, теоретических конструктов и положений, связанных с дальнейшей разработкой теоретической модели АК.

Наиболее общими положениями, выделяемыми при изучении самосознания, являются следующие: самосознание – это отношение индивида к своим физиологическим и психологическим особенностям, социальным качествам, к своей социальной роли. Это реагирование человека на процессы, происходящие в нем самом. Структура самосознания определяется как единство самопознания, самоотношения и самоосуществления. Самосознание рассматривается как процесс или совокупность процессов, где выстраивается определенная последовательность этапов действия, например, вначале получение знаний о себе, на основе которого формируется образ "Я", далее формируется отношение к себе, оценка себя, что соотносится с образом других и имеющимися идеалами, далее человек пытается изменить или выразить себя, самоосуществить или самореализовать. Этот процесс может рассматриваться как особого рода деятельность, в которой все процессы взаимообусловлены, но первичным является самопознание. Кроме этого самосознание рассматривается как результат, что определяется как уровень сознания субъекта, степень осознания им своих особенностей.

В.В.Столин единицей самосознания считает конфликтный смысл "Я", отражающий столкновение разных жизненных отношений субъекта, столкновение его мотивов и деятельностей, запускающих дальнейшую работу самосознания, проходящую в когнитивной и эмоциональной сферах, что указывает на непосредственную связь между когнитивным и эмоциональным компонентами самосознания. Конфликтный смысл проецируется при отсутствии внутренней цели поиска позитивного отношения к себе (позитивного самоотношения), что инициирует либо поступки, с помощью которых снимается конфликтность Я-образа, либо положительное отношение к себе сохраняется посредством изоляции себя от собственных поступков.

Не менее значимым для целей нашего исследования является изучение образной сферы (вторичных образов) самосознания, которая является эффективным психологическим инструментом личностного развития, помогающим находить и раскрывать скрытые измерения внутреннего мира.

В этом контексте важным представляется анализ проблемы осознания внутреннего опыта в образной форме и выделенная типологизация внутренних образов: 1) невротические тревожная погруженность в фантазию (с представленностью чувства вины, страха, враждебности, амбиций и т. д.)- 2) конструктивное использование фантазии для решения проблем, саморегуляции и преднастройки к будущему- 3) адекватность фантазии "земным вещам" (в противоположность ее экстцентричности).

При рассмотрении проблемы осознания внутреннего опыта в образной форме указывается также на значение взаимодействия содержаний сознания и защитных механизмов, призванных препятствовать выражению неосознаваемой информации, особенно в связи со стрессогенными впечатлениями прошлого опыта, с системой потребностей, индивидуально-типологическими и личностными особенностями, с нравственно-духовным опытом человека. Подчеркнута роль защитной трансформации образа как позитивной, так и деструктивной- двойственность функционирования психологических защит в порождении и осознании образного опыта: "положительно-охранительной" и "негативно-маскирующей". Показано, что образы способны маскировать какой-то внутренний конфликт человека, значимый для самопознания, поднимая общий уровень тревожности, усиливая эмоциональное напряжение посредством, например, порождения агрессивных и эротических тенденций.

Глубинное самопознание и изменение внутреннего мира личности происходит в процессе имагопрактики, где используются имаготехники "активного воображения", психоимажинативный и кататимно-имагинативный подходы, творческая визуализация, творческая образность.

Наиболее полное в теоретическом и концептуальном отношениях рассмотрение проблема самосознания получила, на наш взгляд, в рамках личностной парадигмы изучения самосознания. В данном исследовании получены важные эмпирические и теоретические результаты, способные существенно дополнить и усовершенствовать теоретическую модель АК. Например, вводится понятие пристрастности (мир в присутствии "Я") – опосредованности самосознания системой потребностей, мотивов и ценностей личности, анализируются процессы дифференциации и интеграции личностной структуры, как источник формирования и движущих сил его внутренних трансформаций. Факт пристрастности самосознания не вызывает сомнения у исследователей разных школ и направлений и выражается в выделении двух компонентов самосознания: самопознания и самоотношения. Введено также понятие "стиль личности" в качестве структурно-процессуальной характеристики уровня личностного развития, в основе которого лежит определенный принцип организации аффективно-когнитивных взаимодействий. Необходимо отметить слишком широкую и неопределенную трактовку стиля личности как систематически организованного, относительно стабильного на значительных отрезках времени, индивидуально очерченного у каждого человека паттерна взаимодействия обобщенных и генерализированных стратегий конструирования субъектно-пристрастной картины мира и образа "Я". При этом категория стиля позволяет отразить уровень развития личности и качественное своеобразие ее жизненного пути, способа ее самореализации. Операциональной составляющей стиля личности является когнитивный стиль как мера когнитивной дифференцированности и полезависимости личности.

Делая акцент на изучении невротического самосознания, удалось проследить патологический путь развития личности, когда целостная интеграция самосознания разрушается и отдельные его образующие, начинают приобретать относительную самостоятельность, трансформируясь или в автономные и конфронтирующие уровни функционирования, либо в сцепленные и слитные, монолитные структуры. Первый тип функциональных связей порождает множественность, фрагментарность "Я", сосуществование в самосознании жестко очерченных и некоммуницируемых частных и обобщенных образов "Я", обусловливающих в силу сегментарного характера внутренней структуры самосознания нестабильность целостной системы во времени (изменчивое, альтерирующее "Я"). Монолитная структура самосознания подразумевает сцепленность, слитность (а потому и бедность) отражаемых качеств "Я" с их аффективной оценкой, недостаточное развитие, специализацию и автономизацию образов "Я" от разного рода интерферирующих аффективных воздействий, что служит источником повышенной хрупкости образа "Я" и самоотношения.

Выделение критерия интегративности самосознания, выражаемого в показателях фрагментарности-монолитности, является, на наш взгляд, весьма важным для анализа АК личности. Важным положением является также выделение стилей защиты и поддержания субъективно-выгодного комфортного самоотношения и их связи с целостным личностным стилем. Под стилем защиты в поддержании позитивного самоотношения понимается относительно постоянная на длительных отрезках времени и индивидуально очерченная у каждого человека система внутренних и внешних "психотехнических" действий, нацеленных на "снятие" конфликта в сфере самосознания таким образом, чтобы обеспечить сохранение (частичное или полное) позитивной установки в адрес "Я". Развитое и дифференцированное позитивное самоотношение предполагает самоприятие одновременно в двух ценностно-смысловых позициях модусах личности: в модусе спонтанного, любящего, "теплого" "Я". Напротив, парциальное или фрагментарное позитивное самоотношение реализуется посредством усечения одной из осей целостного самоотношения – аутосимпатии или самоуважения.

Одной из особенностей "примитивной" малодифференцированной организации сознания является непереносимость амбивалентности и противоречия, невозможность сосуществования в субъективной картине мира и образа "Я" "хорошего" и "плохого". Эта особенность человеческого сознания нашла отражение в фольклорных и литературных произведениях в существовании парных персонажей, один из которых олицетворяет Добро, другой Зло. С психологической точки зрения подобный литературный прием опирается на механизм проективной идентификации, позволяющий снять неопределенность приписыванием другому полностью отвергаемых или желаемых, но недостижимых качеств. Архитипические образы Тени и Двойника (Г.Юнг) иллюстрируют более глубокое и тонкое понимание душевной жизни, где Добро и Зло как части единого целого проникают друг в друга, не могут существовать один без другого, а иногда просто меняются местами. Таковы, например, герои Достоевского, данные в одновременности, в сосуществовании и взаимодействии своих внутренних противоречий, выступающих в форме внешнего диалога между персонажами-двойниками. Каждый из персонажей служит зеркалом для героя, помогает проявить и опознать какую-то неизвестную ранее потаенную грань его души. Вскрыть специфику, индивидуальные особенности диалога – значит понять внутренний мир человека, его нравственное и мировоззренческое отношение к другим людям и собственной личности. Согласно развиваемой Е.Т.Соколовой концепции, психологические конфликты тогда становятся препятствием личностному росту и самоактуализации, когда прерывается, "расщепляется" взаимодействие, диалог Я-образов, каждый из которых, являясь существенной частью Я-концепции, силится "заявить о себе", "заговорить" и "быть услышанным", но не принимается за "свой", отторгается или защитно трансформируется. Наиболее известен невротический конфликт между "Детским" и "Родительским" Я-образами, хотя в принципе ими могут быть любые, образовавшиеся в результате дихотомического противопоставления, аспекты личности, втянутые в реципрокные отношения. Иначе их можно назвать стереотипными ролями, идентификационными клише, представляющими искажение некоторых спонтанно и естественно функционирующих частей "Я" (например, компьютер против творчества и спонтанности) (Э.Берн, Ф.Перлс, Дж.Рэйнуотер, В.Сатир и др.). (Понятие субличностей было введено в психологию позже цитируемых работ Е.Т.Соколовой).

В процессе психологической коррекции благодаря вынесению вовне внутреннего диалога удается восстановить разрушенные связи между отвергнутыми или навязанными извне "хорошими" или "плохими" Я-образами. Удается также очистить внутренний диалог от вмешательства "чужого голоса" (затверженных родительских наставлений, например), идентифицировать свой внутренний голос и обнаружить его истинного "адресата". Признание и приятие всех аспектов своего аутентичного "Я" в противоположность "условному приятию" обеспечивает интегрированность Я-концепции, утверждает "Я" в качестве мерила самого себя и своей позиции в жизненном пространстве. Внутренний диалог здесь выполняет функции прояснения и утверждения самоидентичности, а его конкретные формы, причины возникновения и мотивы указывают на степень гармоничности-противоречивости и зрелости самосознания.

Таким образом, в работах по самосознанию личности были выделены ряд важных категорий, стержнем которых является анализ процессов самоидентификации: интеграции – дезинтеграции целостного и позитивного Я-образа, достижение личностью самоидентичности. В качестве конкретных психологических механизмов, задействованных в этих процессах, выступают понятия: личностного стиля как индивидуальных, стабильных на определенных временных отрезках паттернов выстраивания образов окружающего мира и самого себя- внутреннего диалога, как средства прояснения и утверждения самоидентичности и "чужого голоса", мешающего самоинтеграции- аутентичного "Я" (интегрированного, целостного) и условного самопринятия и др. Данные механизмы отражают общее направление (достижение позитивной интегрированной самоидентичности) и технологический алгоритм развития самосознания – через стадии внутреннего конфликта, посредством внутреннего диалога самопринятие различных ипостасей "Я" (в том числе и негативных). Выход на технологический алгоритм является важным с точки зрения выделения общеличностных инвариант развития аутопсихологический компетентности, к которым можно отнести достижение целостного аутотентичного "Я" (см. сх. 4).

Общепсихологические критерии аутопсихологической КОМПЕТЕНТНОСТИ В СФЕРЕ САМОСОЗНАНИЯ



Схема 4.

Общепсихологические критерии аутопсихологической КОМПЕТЕНТНОСТИ В СФЕРЕ САМОСОЗНАНИЯ







Существенно важным для нашего анализа является изучение самосознания в качестве профессионального свойства личности, определяющего целый ряд представлений о себе как профессионале, например, учителя (Е.А.Климов, А.К.Маркова, В.А.Сластенин, В.Н.Козиев, С.Б.Елканов, Л.М.Митина, Н.С.Глуханюк и др.). В этом комплексе представлений учителя о себе можно выделить несколько оснований: понимание и осознание самого себя, своей профессиональной деятельности, то есть когнитивный компонент самосознания- эмоциональное отношение и оценивание самого себя, проявленное в самооценке профессионала – эмоциональный компонент- способность действовать на основе профессионального самоанализа и самооценки – поведенческий компонент. Е.А.Климов выделяет следующие базовые характеристики профессионального самосознания: сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности- мнение о степени своего соответствия профессиональным эталонам- знание человека о степени его признания в профессиональной группе- знание о своих сильных и слабых сторонах- представление о себе и о своей работе в будущем.

В работах В.А.Сластенина категория профессионального самосознания описывается в терминах: педагогическая рефлексия, самоанализ, самокритичность, профессиональная ответственность, педагогическая направленность, образ "Я", самооценка и др. Выделяются три основных функции профессионального самосознания: отражающе-регулирующая (запечатление профессионально-значимых способов и нормативов деятельности, выработка собственной ориентировочно-регулирующей системы действий)- конституирующая (выработка личностных критериев и норм профессиональной деятельности)- конструирующая (выход за рамки нормативной деятельности, независимость мышления, способность личностного проектирования и осуществления педагогического процесса).

На основе выделения наиболее значимых трудностей процесса самореализации в педагогической деятельности описаны три типа профессионального самосознания: операциональный (направленность на осознание профессиональных умений, навыков, дидактической компетентности, методической и технологической подготовленности)- коммуникативный (направленность на осознание проблем отношенческого характера как основных в профессиональной самореализации)- интраиндивидный (усмотрение большинства затруднений в педагогической работе как производных от личностных специфических индивидуальных проблем).

Обобщение существующих представлений по проблеме профессионального самосознания позволяет выделить специальный критерий аутопсихологической компетентности в сфере профессионального самосознания – осознанность профессиональных трудностей как производных от индивидуально – личностных проблем.

Профессиональный аспект самосознания при условии выделения его как составляющей АК, должен быть дополнен социальным самосознанием, которое включало бы социальный самоконтроль, систему ожиданий, осмысление своих социальных ролей, осознание системы межличностных отношений и др. Такой подход позволит нам углубить понимание модели АК, увидеть ее не только как уровень профессиональных достижений, но и как уровень социальной адаптации личности, осознание своего профессионального назначения в социокультурном плане.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Общепсихологические критерии аутопсихологической компетентности в сфере самосознания