lovmedgu.ru

Биографический метод

Видео: 2.1.2б Методы оценки персонала

Предметом биографического метода является жизненный путь человека, в процессе которого формируется личность, происходит сложный процесс становления индивида, его приобщение к общественным нормам, формирование готовности к выполнению различных ролевых функций, выработка индивидуальных ценностей, мировоззрения, характера и способностей человека.

Многомерность биографии человека, включающая в себя совокупность деятельностей и отношений, ролей и функций, определяет комплексность метода. Для того чтобы охватить все это многообразие и получить достоверную информацию, требуется система конкретных методов.

Основными источниками биографических данных являются:

официальные биографические документы (характеристики, автобиографии и др.)-

практические результаты деятельности (активность в общественной работе, успешность в выполнении различных нормативов и заданий и т.п.)-

автобиографические данные (автобиография, биографическая анкета, беседа).

Сбор биографического материала начинается с изучения официальных документов личного дела. Основную цель анализа документации можно определить как получение информации о биографических данных, состоянии здоровья, моральных и индивидуально-психологических качествах, военно-профессиональной направленности и подготовленности военнослужащего.

Работа с документами помогает составить предварительное, но довольно целостное представление об обследуемом. Анализ практических результатов его деятельности дает возможность получить информацию о степени сформированности изучаемых качеств. В автобиографии военнослужащего необходимо обратить внимание на характер его общения с окружающими, общественную активность, интересы и склонности, военно-профессиональную направленность. Автобиография позволяет проследить целостную картину жизненного пути, основанную на воспоминаниях.

Одним из основных методов сбора информации является биографическая анкета, которая в достаточно полном объеме позволяет получить точные даты и объективные факты жизни, оценить направленность, склонности, моральные и другие индивидуально-психологические качества военнослужащего, определить их соответствие содержанию профессиональной деятельности.

Расширить и уточнить полученный материал можно в ходе индивидуальной беседы.

Биографические данные, полученные с помощью различных методов, для облегчения их последующего анализа упорядочиваются в хронологической таблице.



Видео: 2.1.2 Методы оценки кадров



Используя хронологическую таблицу, проводят динамический анализ различных форм активности личности, развитие ее интересов и склонностей.

Качественная обработка всего биографического материала сводится к интерпретации и описанию личности по жизненным показателям, к оценке ее направленности, характера, способностей, склонностей и т.д. Основной задачей интерпретации жизненного пути является установление последовательности зарождения свойств и особенностей личности, их выраженности, обусловленности теми или иными факторами биографии.

Основными направлениями интерпретации биографического материала являются:

определение факторов развития данного военнослужащего (среды развития, собственной деятельности человека и др.)-

определение индивидуальных фаз жизненного пути-

анализ структуры факторов в каждой фазе-

выявление связей между фазами индивидуального развития.



Биографическая анкета (вариант)

Анкета направлена на выявление и оценку моральных качеств военнослужащего, его военной направленности, уровня подготовленности, склонности к организаторской деятельности и других индивидуально-психологических качеств личности, их соответствия содержанию профессиональной деятельности.

Оценку общественной активности, моральных качеств обследуемого, его информированности в вопросах политической жизни можно дать по вопросам 14, 15, 16, 29, 35 прилагаемой анкеты.

Уровень военной направленности оценивается по его мировоззренческой позиции в отношении военных профессий, представленности тех или иных мотивов и интересов, которыми руководствуется военнослужащий при выборе своей профессии (вопросы 8, 13, 16, 22, 23, 31, 37).

Изучение широты направленности, которая определяется объемом личных интересов и потребностей, обеспечивает анализ ответов на вопросы 15,19, 25, 26, 27, 28, 29, 38.

Осознанность направленности проявляется в точном знании требований военной службы к человеку и адекватном соотнесении этих требований с собственными возможностями и способностями (вопросы 31, 36, 37).

Об устойчивости профессиональной направленности можно судить по ответам на вопросы 4, 5, 6, 7, 12, 24.

Склонность к организаторской работе позволяют выявить вопросы 5, 14, 15, 16, 23, 30, ориентированные на анализ опыта организаторской работы, принципиальности во взаимоотношениях с товарищами, интереса к постоянным контактам с людьми, общественной активности.

Об индивидуально-психологических качествах личности можно судить по характеристике социально-психологической адаптации военнослужащего (вопросы 9, 10, 11, 30, 32, 33, 34) и познавательным интересам (вопросы 4, 12, 13, 17, 18, 19, 29).

Интересы и возможности военнослужащего в сфере физической культуры и спорта характеризуют ответы на вопросы 20, 21, 25, 29.

Инструкция:

«Товарищи! Внимательно прочитайте каждый вопрос и запишите ответы на отдельном листе бумаги. Если вопрос имеет готовые варианты ответов, выберите тот из них, который наиболее полно и точно отражает Ваше мнение. Если ни один из предложенных вариантов Вам не подходит, напишите свой ответ. Если в ходе работы возникнут вопросы, поднимите руку - к Вам подойдут и помогут. Работайте самостоятельно, быстро и аккуратно».

1. Фамилия, имя, отчество.

2. Год, место рождения.

3. Социальное происхождение (из рабочих, служащих, военнослужащих, крестьян).

4. Образование (среднее, среднее специальное, незаконченное среднее, высшее), гражданская специальность.

5. Имеете ли трудовой стаж (сколько лет, по какой специальности)?

6. Сведения об отце и матери (Ф.И.О., возраст, образование, профессия).

7. Отношение родителей к Вашему призыву в армию (неодобрение, безразличие, одобрение).

8. Кто из родственников служил (служит) в армии?

9. Отношения с родителями (плохие, удовлетворительные, хорошие).

10. Как часто проводили свободное время всей семьей вместе (очень редко, довольно часто, почти всегда)?

11. Полностью ли Вас удовлетворила учеба в школе, взаимоотношения с товарищами (скорее нет, чем да- трудно определенно ответить- в общем, да)?

12. Делали ли Вы попытки поступить в учебное заведение (в какое, по какой специальности, в каком году)?

13. В работе каких кружков Вы участвовали (техническом, литературном, историческом, художественном, «умелые руки», математическом, авиамодельном, военно-прикладных, других)?

14. Какие постоянные общественные поручения выполняли? Когда?

15. Какие награды, поощрения Вы получали? За что?

16. Приходилось ли Вам выступать по радио, телевидению, в прессе, на митингах и собраниях? Как часто?

17. Перечислите 3 - 4 школьных предмета, которые Вам нравились и не нравились.

18. Укажите средний балл аттестата.

19. По каким предметам Вы посещали факультативные занятия по физике, математике, истории, литературе, другие)?

20. Занимались ли Вы в спортивной секции? По какому виду спорта?

21. Участвовали ли Вы в спортивных соревнованиях? Каких результатов добились?

22. Нравились ли Вам занятия по начальной военной подготовке?

23. Какие обязанности Вы выполняли, участвуя в военных играх?

24. Назовите известных Вам из истории Великой Отечественной войны полководцев, флотоводцев, военных летчиков, военных инженеров, конструкторов военной техники.

25. Перечислите Ваши увлечения и интересы.

26. Назовите Ваши любимые книги.

27. Назовите фильмы, которые произвели на Вас впечатление.

28. Какие телевизионные передачи Вы любите смотреть?

29. Чем Вы занимаетесь с большим интересом (точными науками, гуманитарными науками, спортом, общественной работой, оформительскими работами, другое)?

30. Были ли Вы лидером в группе и организатором коллективных мероприятий (нет, очень редко, иногда, довольно часто, часто)?

31. Хотите ли Вы служить в армии? Когда впервые возникло это чувство? В чем причина?

32. Часто ли Ваше мнение расходилось с мнением родителей (почти всегда, часто, иногда, никогда)?

33. Часто ли Ваше мнение расходилось с мнением учителей (почти всегда, часто, иногда, никогда)?

34. Если Ваше мнение расходится с мнением окружающих, поступаете ли Вы согласно Вашим взглядам (всегда делаю то, что сам думаю- когда как- всегда делаю то, что окружающие)?

35. Укажите 2 - 3 важнейших, на Ваш взгляд, события текущего года в международной жизни и во внутренней жизни страны.

36. Какие качества личности, по Вашему мнению, развиты у Вас хорошо, а какие еще следует развивать, чтобы стать хорошим военным специалистом?

37. Кто из известных Вам людей служит для Вас примером в жизни? Почему?

38. Что, по Вашему мнению, составит в ходе военной службы наибольшую трудность для Вас (беспрекословное подчинение, физические нагрузки, удаленность от дома, высокая личная ответственность, преодоление некоторых собственных отрицательных привычек наклонностей, другое)?<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Биографический метод