lovmedgu.ru

Модель убеждающего воздействия

Видео: Переговоры. Пресуппозиции переговоров. Часть 1

В основе убеждающего воздействия лежит рефлексивно- гуманистическая концепция и основанная на ней практика, которая успешно используется эффективными управленцами (менеджерами) в стране и за рубежом. Главный ее смысл состоит в культивировании неразрушительных способов взаимодействия, воздействия, развития и саморазвития. Сущность такого воздействия проявляется в стремлении командира к сотворчеству с подчиненными, которое обеспечивается постоянным развитием понимания им широты и увеличивающегося многообразия (полифонии) индивидуальных ценностей внутренней и внешней жизни каждого участника общения. И только на основе их видения, уважительного отношения к ним осуществляется активное влияние на помыслы и поступки военнослужащих.

В рамках такой модели проявляются способность командира (начальника) генерировать творческие основания в повседневных отношениях с военнослужащими и с их помощью эффективно воздействовать на подчиненных. При этом посредством убеждающего воздействия на созидательной основе обеспечивается включение в процесс управления и усвоение военнослужащими как необходимых нормативных регламентаций (законов, уставных требований, приказов и т.п.), так и сокровищ культуры (общечеловеческих, воинских ценностей, традиций и др.), вытесняя авторитарно-бюрократические стереотипы общения руководителя с подчиненным. Здесь вносимая ценность приобретает значимый смысл для каждого субъекта воинского труда.

Данная привлекательная идея может быть эффективно реализована с помощью самосовершенствования, рефлепрактики и других эффективных как традиционных, так и инновационных подходов к овладению современной культурой общения. Они обеспечивают сочетание продуктивного опыта с новыми решениями, взаимообогащение и взаимопонимание. В частности, представляется возможность бесконфликтно вытеснять стереотипы равнодушия, разобщенности, безответственности- осуществлять адаптацию военнослужащих к динамично меняющимся условиям военной службы, а их начальников - к новым подходам в управленческой деятельности- утверждать менталитет офицера как командира (начальника) новой формации и др.

Современная военная психология и педагогика, используя опыт решения данного вопроса в акмеологической практике, предлагает для повседневной деятельности офицера современные модель, алгоритм и технологию убеждающего воздействия. Исследования показали, что в армейских и флотских условиях они эффективны и доступны каждому офицеру, который творчески относится к выполнению своих обязанностей. Они выступает важным средством в решении задач военной службы, особенно, если их требования не совпадают с интересами и потребностями подчиненных.

Опираясь на концепцию убеждающего воздействия (А.Ю.Панасюк), отечественными военными психологами разработана модель убеждающего управленческого воздействия, которая представлена на схеме №2 (стр. 25). В рамках предложенной модели главная цель убеждающего воздействия состоит в образовании новой психологической позиции у подчиненного (суждения, взгляда, отношения, притязания, установки и т.д.) на решаемую проблему. Эта новая позиция, если она не совпадает с прежними стереотипами военнослужащего, может быть сформирована при участии его начальника, который овладел таким средством, как убеждающее воздействие.

Модель объединяет совокупность иерархически связанных элементов убеждающего воздействия, которые реализуются офицером в соответствии с отмеченным алгоритмом. Данная модель, как показали результаты эксперимента, позволяет командиру более продуктивно решать задачи не только чисто общенческого характера, но и самые сложные проблемы военной службы.

Важнейшей отличительной чертой убеждающего воздействия является исходная управленческая ситуация, которая содержит противоречие в позициях субъектов военной службы (начальника и подчиненного) по решаемому вопросу. Здесь командиру не надо добиваться, чтобы матрос, старшина или мичман отказался от собственной позиции или ценности. Напрасным и неэффективным может оказаться внушение, манипулирование, личный пример, просьба и даже приказ. В таких ситуациях целесообразно использовать убеждающее воздействие. Его основное предназначение заключается в образовании новой психической позиции у подчиненного (суждения, взгляда, отношения, притязания, установки и т.д.), которая характеризует его новое отно- шение к решаемой проблеме. Сложившаяся к моменту убеждающего воздействия позиция подчиненного отражает его внутренние цен- ности, потребности. Доказано, что этого психологического образова- ния достаточно для возникновения и проявления вполне определенного поведения.

Видео: 3.Правила переговоров. Жесткие переговоры Эксперимент



Схема № 2. Модель убеждающего управленческого воздействия



Новая психологическая позиция подчиненного отличается от прежней. Она может быть сформирована в результате осуществления убеждающего воздействия в соответствии с наиболее приемлемым алгоритмом. Его реализация командиром в процессе общения позволяет последовательно достичь:

- восприятия подчиненным убеждающего воздействия и той информации, которую оно несет, т.е. формирования у него первичного образа сообщенной ценности отдаваемого распоряжения (приказа), наряду с имеющимися собственными ценностными оценками-

- понимания подчиненным информации убеждающего воздействия, предполагающего действительное постижение смысла и значения полученного распоряжения (приказа). Результатом такого понимания должно явиться приобретение знания о распоряжении (приказе), которое содержится в убеждающем воздействия. В сознании военнослужащего это знание приобретает характер убеждения-

- принятия содержания информации убеждающего воздействия (интериоризации внешних ценностей). Оно выступает как процесс включения ценности полученного от командира распоряжения (приказа) в структуру личностных ценностей. В связи с исключительным местом и ролью «принятия» в достижении успешности убеждающего воздействия важно его рассмотреть более детально.

Феномен «принятия» (акцепция) предполагает учет и использование всех его условий, факторов и механизмов в контексте целостного убеждающего воздействия. Они охватывают следующий круг вопросов. Военнослужащий включает в собственную систему ценностей приказ (распоряжение) начальника, если он отвечает следующим условиям: приказ (распоряжение) не противоречит уже существующим у него ценностям- возникшая в результате новая ориентация позволяет лучше удовлетворить его интересы и потребности- образование аттракции (притяжения, привлечения) между командиром и подчиненным. Отмеченные условия реально действуют в виде факторов принятия приказа (распоряжения): синергизм (вместе действующих) внешних и внутренних ценностей- стимулирование результатом принятия предъявляемых требований собственной удовлетворенности (удовольствия, комфортности)- формирование действенной зависимой связи между начальником и подчиненным в его интересах.

Отмеченные условия и факторы «принятия» детерминируют психологический механизм военнослужащего: соотнесение ценностей приказа с собственной системой ценностей вызывает либо его блокирование (защиту, непринятие приказа или распоряжения), либо акцентирует его, образуя необходимую ценностную ориентацию на выполнение приказа.

Этот механизм идентификации обеспечивает трансформацию внешних ценностей, содержащихся в приказе, в структуру личностных ценностей. Если результат выполнения приказа явится реальным удовлетворением собственных потребностей, то военнослужащий проявит к нему особый интерес.

Итак, механизм принятия приказа во многом определяется искусством командира донести до подчиненного положительную для него установку, которая усилит аттракцию между ними Это приводит к возникновению новых ценностных ориентации военнослужащего в сторону задач, решаемых в процессе воинского труда, и усиливает конгруэнтность (совмещение) задач военной службы и личных интере- сов В результате принятия подчиненным ценности, содержащейся в убеждающем воздействии, достигается цель управленческого воздействия. Таким образом, восприятие, понимание и принятие убеждающего воздействия — это составляющие его алгоритма.

Технология убеждающего воздействия по своей сущности выражает системное управленческое воздействие одного военнослужащего на другого, которое достигается применением взаимосвязанной последовательности приемов, техник, методов непосредственного и опосредованного влияния для обеспечения наиболее эффективного решения задач военной службы. Такая технология должна отвечать требованиям высокой унифицированности, экспансивности (быстрая и широкая распространяемость), продуктивности, практической целесо- образности и доступности.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Модель убеждающего воздействия