Стиль управления воинским коллективом
Видео: Трансляция прямого эфира телевизионного канала "112 Украина"
Несомненно, что руководителю требуются официальные полномочия для управления людьми (подчиненными), а также возможность влиять на их поведение и служебную деятельность, используя, например, права, определяемые Общевоинскими уставами. К тому же к его компетенции относятся ряд управленческих функций: планирование, организация, мотивация и контроль деятельности как каждого подчиненного в отдельности, так и коллектива подразделения в целом. В результате формальная власть, предоставляемая офицеру, с учетом его многих личностных особенностей (прежде всего, акцентуированных черт характера и направленности личности) может формировать у его тот или иной стиль управления. В отечественной военной психологии здесь также используется определенная классификация.1. Авторитарный. Наилучший с точки зрения администратора стиль, позволяющий ему в полной мере использовать возможности единоначалия, игнорируя внутриколлективные социально-психологические ценности.
2. Авральный. Стиль, подходящий для исключительной ситуации. Однако, став системой, дезорганизует нормальную работу подразделения, ведет к конфликтам, проявлению недовольства в коллективе.
3. Деловой. Предполагает работу командира (начальника) по рассчитанным и оптимальным схемам. Такой стиль можно было предпочесть всем прочим, если только служба не содержит неожиданностей и поддается хотя бы некоторому прогнозированию.
4. Демократический. Именно такой стиль способен давать наилучшие результаты (руководитель считает свою точку зрения одной из возможных), но до известных пределов, когда обсуждение деятельности заменяет саму профессиональную деятельность.
5. Либеральный. С точки зрения психологической науки, он вполне применим в сплоченном коллективе. Большинством же войсковых практиков он считается неприемлемым для офицеров войскового (флотского) звена.
6. Компромиссный. В его основе - способность офицера, уступая в непринципиальных вопросах подчиненным с различными интересами, добиваться своих, в том числе служебных, целей.
В отечественной психологической литературе также встречается еще ряд классификаций стилей управления коллективами (например, либерально- демократический, непоследовательный, ситуативный и др.), которые по своей сути лишь конкретизируют содержание ранее изложенных и делают их сложными для понимания.
Рассмотренное содержание работы военного руководителя (командира, начальника) по изучению и управлению социально-психологическими явлениями подчиненных коллективов создает психолого-педагогические основы для успешной учебной и воспитательной работы с подчиненными. Однако только одного знания методов диагностики и управления социально- психологическими явлениями подразделений недостаточно. Приступая к реализации своих управленческих функций, офицер должен творчески подходить к подбору тех из них, которые наиболее полно соответствуют конкретным условиям боевой, вахтенной, служебной и другой деятельности, содержанию уже сложившейся психологии коллектива, а также собственным личностным особенностям. Только в этом случае можно рассчитывать на формирование у него эффективной методики управления подчиненным под- разделением, направления его потенциала на успешное решение стоящих перед ним задач.
Поделиться в соцсетях:
Похожие