lovmedgu.ru

Социально-психологический тренинг

Видео: Социально-психологический тренинг

Как показали исследования отечественных военных психологов, социально-психологический тренинг выступает эффективным средством коррекции (перевода социально-психологических явлений на необходимый уровень или наполнение нужным содержанием) психологии коллектива. Он имеет выраженную практическую направленность и позволяет в довольно короткие сроки решить целый комплекс задач. К тому же его можно рассматривать в качестве эффективной формы психологического обучения подчиненных или средства развития характеристик коллективной или групповой психологии.

По своей сути социально-психологический тренинг представляет собой особым образом организованное взаимодействие членов малой группы (например, коллектива медицинского пункта), в процессе которого осуществляется воздействие, направленное на формирование социально- психологической компетентности ее членов в общении, совершенствовании внутри коллективных связей и отношений. При этом под социально- психологической компетентностью понимается способность человека адекватно оценивать себя, свое место среди других людей, эффективно взаимодействовать в системе межличностных отношений, прогнозировать коммуникативные события и выбирать адекватные средства самореализации в социальных ситуациях профессиональной деятельности.

Успешное использование тренинга в интересах развития коллективной психологии предполагает соблюдение ряда принципов, к основным из которых военные психологи относят следующие.

Принцип равенства позиций. Он обеспечивает не только то, что руководитель не стремиться навязать подчиненным свое видение проблемы и действует вместе с ними, но и то, что каждый военнослужащий, как бы становится лидером, лицом, принимающим решение и отвечающим за его последствия.

Принцип активности. Основное содержание этого принципа можно изложить двумя тезисами: "будь активен, ибо, делясь своим опытом, ты обогащаешь знаниями и умениями других"- "будь активен, ибо, представив свой опыт общения и взаимодействия в конкретных ситуациях для обсуждения, ты узнаешь его плюсы и минусы, получишь возможность для его коррекции".

Принцип обратной связи предполагает открытое, аргументированное и конструктивное высказывание суждений, отражающих их видение и понимание различных ситуаций общения и взаимодействия, которые возникают в ходе общения участников тренинга.

Принцип "здесь и теперь" требует от военнослужащих обсуждения только того, что явилось предметом непосредственного восприятия, т.е. ситуация общения и взаимодействия, смоделированная на занятии. Это позволяет избежать рассмотрения эпизодов, очевидцами которых были не все участники тренинга.

Принцип доверительности требует от руководителя формирования доверительной, доброжелательной атмосферы для того, чтобы создать возможность для искренних высказываний участниками тренинга по всем обсуждаемым проблемам.

Принцип исследовательской позиции ориентирует участников на то, чтобы они самостоятельно находили решение проблем, выявляли уже известные психологии закономерности взаимодействия, общения и группового развития.

И, наконец, принцип конфиденциальности требует недопустимости разглашения вне ситуации тренинга проблем, выносимых для обсуждения участниками тренинга, а также мнений, высказанных при их обсуждении.

Офицеру следует учитывать, что для проведения тренинга требуется желание и скоординированная работа всего коллектива. Ведь совместно решая конкретную задачу, его участники должны стремиться к взаимопониманию и согласованию своих действий. Найдя принципы своего объединения, они начинают что-то создавать, придумывать. Живое и полноценное участие в совместном творчестве всегда связано с положительными эмоциями, что сближает и раскрепощает его участников, создает в коллективе ощущение психологического комфорта.

Социально-психологический тренинг можно рассматривать как эффективное средство воздействия командира (начальника) подразделения на психологию подчиненного коллектива. Однако, как считают отечественные

военные психологи, соблюдение перечисленных принципов лишь создает

предпосылки для успешного решения военным руководителем своих управленческих задач. Эта работа будет еще более эффективна, если офицер выступает полноценным (формальным и неформальным) лидером возглавляемого им коллектива, реализует свой собственный стиль управленческой деятельности.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Социально-психологический тренинг