lovmedgu.ru

Непараметрические методы оценки достоверности результатов статистического исследования. Критерий соответствия (хи- квадрат)

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Освоить методику вычисления и использования критерия соответствия для определения достоверности расхождения между несколькими сравниваемыми группами изучаемых явлений

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: Студенты самостоятельно готовятся к практическому занятию по рекомендованной литературе и выполняют индивидуальное домашнее задание. Преподаватель в течение 10 минут проверяет правильность выполнения домашнего задания и указывает на допущенные ошибки, проверяет степень подготовки с использованием тестирования и устного опроса. Затем студенты самостоятельно вычисляют критерий соответствия для определения достоверности расхождения между несколькими сравниваемыми группами изучаемых явлений, оценивают полученные данные и формулируют заключение. В конце занятия преподаватель проверяет самостоятельную работу студентов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Когда применяется показатель соответствия «хи-квадрат»?

2. На чем основан расчет показателя ?2?

3. Что такое «нулевая гипотеза»?

4. Из каких этапов складывается исчисление критерия соответствия «хи-квадрат»?

5. Как определяется число степеней свободы при расчете критерия соответствия?

6. Как оценивается полученный результат показателя соответствия?

7. Когда различия между несколькими сравниваемыми группами оцениваются как существенные?

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ:

Достоверность различий и взаимосвязь явлений с факторами можно определять при расчете критерия соответствия. Критерий соответствия ?2 применяется для статистической оценки закона распределения эмпирических вариационных рядов и для доказательства достоверности различий между двумя или несколькими выборочными совокупностями. Критерий соответствия применяется когда результаты исследования представлены абсолютными величинами и результат исхода имеет много градаций (выздоровел, выписан с улучшением, с ухудшением, умер), а также если в подлежащем имеется несколько признаков (несколько возрастных групп, несколько методов лечения). Критерий основан на предположении (нулевой гипотезе) об отсутствии разницы между величинами, полученными в результате выборочного наблюдения и теоретически вычисленными. Чем больше фактические величины отличаются от ожидаемых, тем больше уверенность, что изучаемый фактор оказывает существенное влияние.

Вычисляется критерий соответствия по формуле

?2 =



Первым этапом в вычислении критерия соответствия является формулировка нулевой гипотезы и исчисление ожидаемых величин. При определении ожидаемых чисел рекомендуется для большей точности расчета ?2 вычислять их до десятых. На следующем этапе определяется разность между фактическими и ожидаемыми числами по всем группам (? – ?1). Затем определяют квадрат разностей (? – ?1)2 и делят его на ожидаемое число в каждой группе

. Критерий соответствия определяется путем суммирования всех предыдущих результатов по всем группам. Полученную величину ?2 оцениваем по таблице критических значений (приложение 3), для чего определяют число степеней свободы n = (S – 1)(R – 1), где S – число строк, R – число рядов. Нулевая гипотеза подтверждается, если ?2 меньше критического (табличного значения) и опровергается, если полученная величина ?2 равна или больше табличного значения (приложение, табл. 3).

Пример расчета критерия соответствия. 1 этап – формулируем нулевую гипотезу – введение противогриппозной вакцины не повлияло на заболеваемость гриппом. В этом случае распределение на заболевших и не заболевших в двух группах наблюдения должно быть одинаковым и соответствовать итоговому распределению.

Влияет ли введение противогриппозной вакцины на заболеваемость гриппом

Из 94 человек независимо от проведенной вакцинации не заболели – 61, а из 73 вакцинированных сколько могло быть не заболевших, если бы вакцинация не влияла на заболеваемость?

=47,4 Ожидаемое число заболевших среди вакцинированных будет определяться по пропорции:



Так же вычисляются ожидаемые величины для заболевших и не заболевших гриппом из числа не вакцинированных.

Затем определяется разность между фактическими и ожидаемыми числами, результаты возводятся в квадрат и каждый из них делится на ожидаемое число в группе. ?2 определяется путем суммирования полученных результатов. Поскольку ?2 в нашем примере равен 11,7, что больше табличного значения при числе степеней свободы n = (2-1)х(2-1)=1, то нулевая гипотеза оказалась несостоятельна, следовательно, введение противогриппозной вакцины оказывает влияние на уровень заболеваемости гриппом.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание №1. Вычислить критерий соответствия ?2 и определить, существенна или несущественна разность между числами, полученными в процессе статистического исследования и «ожидаемыми величинами».

Задача 1.

Установить, влияет ли семейное положение на успеваемость студентов



Задача 2.

Установить, влияет ли участие в военных действиях на частоту возникновения посттравматических стрессовых расстройств у военнослужащих



Задача 3.

Установить, влияют ли рекламные средства на решение пациентов обратиться к стоматологу



Задача 4.

Установить, влияет ли наличие инфекции Helicobacter pylori на частоту предопухолевой патологии и злокачественных новообразований желудка



Задача 5.

Установить, влияет ли сезон на характер изменения веса у детей



Задача 6.

Установить влияет ли профессия на уровень распространенности клинических форм пограничных психических расстройств (ППР)



Задача 7.

Установить, влияет ли возраст на прием успокаивающих и снотворных средств



Задача 8.

Установить, влияет ли нозологическая форма заболевания на эффективность использования деминерализованных костных имплантатов в детской травматологии и ортопедии



Задача 9.

Установить, влияет ли стаж работы на частоту возникновения гипертонической болезни у учителей



Задача 10.

Установить, отличается ли состояние здоровья студентов, обучающихся на различных факультетах медицинских вузов



Задача 11.

Установить, влияет ли семейное состояние на уровень физического развития детей младшего школьного возраста



Задача 12.

Установить, влияет ли на характер течения язвенной болезни желудка тщательность выполнения пациентом рекомендаций врача



Задача 13.

Установить, влияет ли кислотность желудочного сока на состояние крови у больных раком желудка



Задача 14.

Установить, влияет ли упитанность на умственное развитие ребенка



Рекомендуемая литература для студентов:

• Лисицын Ю.П. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения. Казань, 1999, с. 307 - 308

• Серенко А.Ф., Ермаков В.В. Социальная гигиена и организация здравоохранения, М, 1984, с.139 - 149.

• Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение. С-П, 2000, с. 197 - 199.

• Общественное здоровье и здравоохранение. Под ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова М. «МЕДпресс-информ»., 2002. – с. 108-109, 113-114.

• Зайцев В.М., Лифляндский В.Г., Маринкин В.И. Прикладная медицинская статистика. С.-П. «Фолиант», 2003.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Непараметрические методы оценки достоверности результатов статистического исследования. Критерий соответствия (хи- квадрат)