Динамические ряды
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Овладеть методикой составления и обработки динамических рядов.МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: Студенты самостоятельно готовятся к практическому занятию по рекомендованной литературе и выполняют индивидуальное домашнее задание. Преподаватель в течение 10 минут проверяет правильность выполнения домашнего задания и указывает на допущенные ошибки, проверяет степень подготовки с использованием тестирования и устного опроса. Затем студенты самостоятельно преобразуют динамические ряды с целью выявления особенностей изучаемого процесса и достижения наглядности в характеристике того или иного явления, графически изображают полученные данные Для определения тенденции изучаемого явления рассчитывают показатели динамического ряда. Оценивают полученные данные и формулируют заключение. В конце занятия преподаватель проверяет самостоятельную работу студентов.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. В каких случаях обработки и анализа статистического материала прибегают к составлению динамических рядов? Что представляет собой динамический ряд?
2. Что такое уровни динамического ряда?
3. Какой динамический ряд называется простым и какой производным?
4. Что такое моментный динамический ряд?
5. Перечислите основные приемы выравнивания динамического ряда. Назовите составляющие анализа динамического ряда.
6. Какие показатели рассчитывают для анализа динамического ряда?
7. Почему для анализа динамического ряда его изображают графически?
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ:
В практическом здравоохранении или проведении медико-социальных исследований и в клинических работах часто требуется выявить основную закономерность изучаемого явления. В таких случаях, как правило, составляют динамический ряд. Динамический ряд — это ряд однородных статистических величин, показывающих изменение явления во времени. Динамический ряд может быть представлен абсолютными числами (изменение числа больных), средними величинами (среднее число лабораторных анализов за неделю) и относительными показателями (изменение рождаемости, заболеваемости, травматизма, обеспеченности врачами). Числа, из которых состоит динамический ряд, называются уровнями ряда. Если колебания уровней значительные и выявить закономерность затруднительно, динамический ряд выравнивают. Существуют различные методы выравнивания динамического ряда: укрупнение интервалов, расчет скользящей средней и другие, позволяющие устранить влияние случайных колебаний на уровни динамического ряда. Анализ динамического (временного) ряда сводится к вычислению следующих показателей: абсолютного прироста (или снижения)- темпа роста (или снижения)- темпа прироста- значения 1% прироста, показателей наглядности. Абсолютный прирост представляет собой разность между последующим и предыдущим уровнем. Темп роста — это отношение последующего уровня к предыдущему, умноженное на 100%. Темп прироста является отношением абсолютного прироста (снижения) к предыдущему уровню, умноженным на 100%. Значение 1% прироста определяется отношением абсолютного прироста к темпу прироста. Показатель наглядности показывает отношение каждого уровня ряда к одному из них (чаще начальному), принятому за 100%.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
1. Провести выравнивание динамического ряда по способу скользящей средней, изобразить графически полученные данные.
2. Вычислите показатели динамического ряда – абсолютный прирост, показатели роста, темп прироста, показатели наглядности.
Задача 1.
Заболеваемость туберкулезом на 100 тысяч населения в Российской Федерации
Задача 2.
Динамика количества детей с осложненными формами пневмоний (ателектазы, деструкция), лечившихся в пульмонологическом отделении
Видео: Лекция 20: Ряды динамики
Задача 3.
Динамика общей смертности населения Ставропольского края
Задача 4.
Динамика сети самостоятельных детских больниц в РФ
Задача 5.
Динамика развития дневных стационаров в системе педиатрической помощи детям
Задача 6.
Динамика показателя младенческой смертности в Российской Федерации
Задача 7.
Доля затрат на здравоохранение в структуре расходов городского бюджета
Задача 8.
Динамика общей заболеваемости новорожденных в Ставропольском крае
Задача 9.
Динамика показателя материнской смертности в РФ на 100 тысяч родившихся живыми
Задача 10.
Динамика первичной инвалидности (на 100 тысяч населения трудоспособного возраста) в Ставропольском крае
Задача 11.
Динамика распространенности анемии на 10 тысяч детского населения города Ставрополя
Видео: Как Создать Свой Личный Бизнес
Задача 12.
Динамика уровня смертности от рака молочной железы (на 100 тысяч женщин)
Рекомендуемая литература
• В.К. Юрьев, Г.И. Куценко. Общественное здоровье и здравоохранение. (Учебник для студентов, интернов, аспирантов, ординаторов педиатрических факультетов), Санкт-Петербург. 2000. –с. 204-212.
• Ю.П. Лисицын. Социальная медицина и организация здравоохранения. Казань, 1999.
• Руководство к практическим занятиям по социальной гигиене и организации здравоохранения. Под ред. Ю.П. Лисицына. М. Медицина, 1984. –с.65-72.
• Серенко А.Ф., Ермаков В.В. Социальная гигиена и организация здравоохранения. М. 1984. –с.160-164.
• Общественное здоровье и здравоохранение. Под ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова. М. «МЕДпресс-информ», 2002. –с. 92-97.
Поделиться в соцсетях:
Похожие