Методические основы организации групповых тренингов с сотрудниками специальных подразделений
Видео: МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМАНДНЫЙ ТУРНИР ПО ТАКТИЧЕСКОЙ И СНАЙПЕРСКОЙ СТРЕЛЬБЕ "ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА"
Тренинга - это специальным образом организованная групповая работа, направленная на достижения определенной цели. В самом общем смысле цель любого тренинга определяется, как развитие совокупности психологических характеристик личности и группы, повышающих эффективность решения ими жизненных задач.Работа психолога или преподавателя проводящего тренинг с сотрудниками специальных подразделений (тренера) является одновременно и искусством, и ремеслом. Она предъявляет к тренеру очень высокие требования. Но даже и профессионал не может гарантировать однозначный результат тренинга. Стремление тренера не причинить сотрудникам вреда гораздо важнее задуманного результата. Группа и тренер являются важнейшими инструментами воздействия на личность, потому тренер должен твердо стоять на гуманистических позициях и реализовывать их на всех этапах работы группы. Особенно значимым этот момент становится при проведении тренингов с сотрудниками органов внутренних дел. Тренер (преподаватель, инспектор-психолог, методист), ведущий подобные группы, должен знать юридической и социальной психологии, психологии развития, педагогической психологии, иметь опыт организации групповой работы, владеть методикой проведения тренинга.
Методические основы тренинга включают широкий круг вопросов.
Основные методы тренинга включают следующие виды групповой работы:
1. Упражнения:
• разминочные-
• этюдные-
• медитативные.
2. Дискуссии-беседы.
3. Игры:
• ролевые-
• симуляционные-
• деловые.
4. Ритуальные действия.
Кратко следует рассмотреть их содержание и методические особенности использования в тренинге.
Упражнения - это групповые или индивидуальные действия, выполняемые по определенной инструкции.
Упражнения направлены на решение конкретных задач, заложенных в программе тренинга, способствуют достижению целей тренинга. Информацию об упражнениях можно получить из методических и научных публикаций, либо придумать самостоятельно. Как правило, на практике для психологической подготовки сотрудников специальных подразделений приходится адаптировать известные упражнения к целям тренинга, конкретным задачам занятия, особенностям группы и техническим условиям проведения тренинга (например, площади помещения).
Разминочные упражнения, как правило, проводятся в качестве обязательных в начале занятий и при необходимости в процессе занятий. Иногда их называют «разогревом». Выбор разминочных упражнений определяется задачами конкретного этапа занятия и содержанием тех видов работ, которые запланированы после разминки. Если тренер (преподаватель, практический психолог) видит, что цель не достигнута, можно дать новое задание или продолжать выполняемое. В ситуациях, когда перед ним стоит задача активизировать группу, но при этом после разминки от участников потребуются внимание и сосредоточенность, целесообразно провести двигательную разминку, а затем упражнение на концентрации внимания. Разминочные упражнения выполняют не только функцию подготовки к работе, но и способствуют созданию позитивной групповой aтмосферы, групповой динамике. Кроме того, эти упражнения, как и любые другие, являются источником диагностической информации для проводящего тренинг.
Этюдные упражнения направлены на воспроизведение каких-либо ситуаций, фрагментов реальной жизни. Они имитируют действия, как правило, не слишком длительные, те, в которых отсутствуют ролевые предписания. Большую группу составляю этюды, ориентированные на развитие и понимание невербальных средств общения. При использовании в тренинге упражнений этой группы очень важен настрой, создаваемый тренером. Участники должны верить, что их игра будет восприниматься позитивно, а получаемая от группы обратная связь будет выражена в конструктивной форме. Тренеру следует специально уделить внимание безоценочному восприятию поведения участников группы и включать эти упражнения в занятия лишь тогда, когда группа и участники достигли определенного уровня развития и принятия друг друга, достаточной раскрепощенности.
Медитативные упражнения объединяют группу самых разных техник, основанных на методах релаксации, внушения, работы с образами, аутотренинга. Их использование в тренинге должно быть очень осторожным. Наименее безопасный вариант - групповая релаксация, ориентированная на образы разной модальности.
Дискуссия-беседа является основным методом обсуждения всех вопросов и проблем в группе. Беседа, понимаемая как обмен мнениями, в тренинге в чистом виде занимает очень мало времени. В задачи тренера входит обязанность переводить беседу в дискуссионное русло, поскольку в дискуссиях при столкновении разных точек зрения быстрее происходит прояснение позиции, взглядов, активное развитие социального мышления и овладение искусством полемики. Не останавливаясь подробно на этой сложной задаче, стоящей перед тренером, следует иметь ввиду, что тренер в процессе дискуссии должен отслеживать и регулировать множество показателей: ход дискуссии, содержание высказываний, степень включенности в работу всех участников, реакции участников на выступления и т.п.
Игры. В современной психотерапевтической и психолого-педагогической литературе существует обширный круг публикаций о сущности игры, применении ее для реабилитации, психотерапии, психодиагностики, обучения. Игра как моделирование поведения человека в разных ситуациях, как реализация ролевых предписаний (спонтанных и заданных) является в тренинге значимым элементом. Известно, что игры можно дифференцировать по самым разным основаниям: степени активности, количеству участников, сюжету, набору ролей, целям и т.п. В тренинге межкультурного взаимодействия эффективными являются ролевые игры, которые можно назвать и сюжетно-ролевыми. Обобщая опыт использования игр в тренинге, следует отметить, что игры не следует ставить в программу первых занятий, а также не стоит начинать именно с них любое занятие. Это связано с тем, что игровое поведение требует от личности свободы, раскованности, доверия к участникам группы. Именно поэтому игры следует вводить постепенно, начиная с их элементов, накапливая опыт разнообразного публичного поведения членов группы.
Ритуалы как совокупность повторяющихся действий используются и тренинге на разных этапах занятий. Но чаще всего имеются в виду ритуалы приветствия и прощания. Ритуальные действия становятся частью группового сознания, способствуют развитию групповых традиций и выполняют функцию завершающего или начинающего работу действия. По усмотрению тренера ритуалы прощания могут быть одинаковыми и течение всего тренинга. Это усиливает элемент традиционности..
Эффективность ритуала определяется во многом соблюдением следующих методических моментов:
1. Группа должна стоять в круге.
2. Выполняемые действия должны сплачивать группу эмоционально.
3. Целесообразно использованы хоровое проговаривание.
4. Тренер выполняет все действия вместе с участниками группы.
Структура основных упражнений, игр, ритуалов тренинга включает инструкцию, выполнение задания, обсуждение. В играх и некоторых упражнениях добавляется распределение ролей.
Следует отметить некоторые особенности проведения инструкций.
Инструкция является важным инструментом работы тренера. Поэтому ее надо тщательно продумывать. Грамотно составленная и четко изложенная инструкция во многом определяет успешность выполнения работы. Ее составление является трудной задачей для начинающего тренера.
Давая инструкцию, тренер должен находиться в периметре круга. Если группа расположена иначе в момент получения задания, то тренер должен обязательно стоять ко всем лицом, видеть реакцию всех участников группы. Нельзя переходить к выполнению работы, не убедившись в том, что все поняли инструкцию правильно. Не следует задавать такие вопросы, как: «Все ли понятно? Все ли все поняли?» Нужно формулировать открытые вопросы, требующие развернутого ответа. Например: «Что должен делать водящий?» Подобные вопросы лучше адресовать к самым невнимательным членам группы.
Произнося инструкцию, тренеру следует избегать употребления оборотов авторитарного стиля. Кроме того, используемые в инструкции местоимения должны подчеркивать единение тренера с группой. Так, например, следует говорить: «Сейчас нам предстоит выполнить упражнение». Не рекомендуется употреблять такие обороты как «вы у меня сейчас...», «вы будете делать..» и т.п. Если группа не понимает инструкцию, не следует раздражаться. Ведь это проблема тренера. Следует скорректировать текст инструкции вместе с группой, привлекая ее в соавторы.
Важным методическим моментом тренинга являются процедуры разделения группы на пары, тройки (подгруппы) и подбор состава их участников. Существует очень незначительное количество упражнений, в которых важен произвольный выбор партнеров. В остальных случаях подгруппы следует сознательно комплектовать. Для тренинга этнической толерантности это особенно важно, поскольку есть задания как для моноэтнических, так и для полиэтнических групп. Комплектация групп должна происходить на основе целей выполняемых заданий, статусной, тендерной, этнической, конфессиональной, социально-психологической и личностной характеристик участников тренинга.
Анализируя значимость конкретных занятий для достижения целей тренинга, трудно расставить приоритеты: каждое занятие вносит свой важный вклад. Однако первое и последнее занятия играют особую роль и отличаются от других занятий своей структурой. Остановимся подробнее на их содержании.
Первое занятие является стартовым. От его успешности во многом зависит эффективность всего тренинга. Традиционно оно начинается со знакомства. Однако, если члены группы уже знают друг друга, следует начать с разминки. Главной целью первого занятия является создание групповой атмосферы, чувства безопасности у каждого участника и опыта доверительного общения. Кроме того, на первом занятии закладываются основы групповой и индивидуальной мотивации, направленные на достижение целей тренинга. Участники группы должны понимать цель работы, не чувствовать себя объектами, которыми тренер манипулирует для достижения собственных целей. Все эти аспекты групповой работы обсуждаются во время дискуссии и закрепляются в созданной группой «групповой конвенции». Конвенция включает правила поведения в группе, условия эффективной работы (например, активность каждого участника), регламент и особые условия для тренера (например, право перебивать говорящего): Каждый участник группы подтверждает свое принятие конвенции, и поэтому в процессе работы тренер и группа вправе требовать от всех выполнения ее условий.
Примерный список правил, которые нужны для успешного тренинга:
Правило 1. Равенство. Уважительное общение в группе осуществляется на «ты». В ходу только непосредственное общение, разговоры о других участниках в третьем лице не ведутся. Все должностные регалии остаются за пределами пространства, в котором происходит тренинговое действо.
Правило 2. Активность. Предлагается активно принимать участие во всех упражнениях и высказывать свое мнение при обсуждении, ибо успех тренинга на 50% зависит от тренера, а на 50% — от участников!
Правило 3. Толерантность (терпимость). На тренинге собираются разные люди, и они не обязаны мыслить одинаково: каждый имеет право высказать свою точку зрения согласно своим убеждениям, но необходимо соблюдать терпимость и лояльность к высказываниям, не совпадающим с вашей точкой зрения.
Правило 4. Отказ от ярлыков. На тренингах принято высказывать свое мнение в форме обратной связи, т. е. говорить не о Личности в целом, а об отдельных ее аспектах, о поведении. Таким образом мы избежим оскорблений и унижений достоинства другого человека- назвать человека «дураком» или сказать ему, что он поступил неразумно, — не одно и то же. Конструктивная обратная связь выражается в передаче своих чувств, пусть даже негативных, но по отношению к какому-то конкретному поступку или действию. Недопустимо давать глобальную оценку человеку, озвучивать отношение к личности в целом: «Мне было неприятно видеть тебя в таком свете», а не: «Ты поступил как полный идиот».
Правило 5. Конфиденциальность. Недопустимо выносить на обсуждение личную информацию об участниках группы за пределами тренинговой территории.
Правило 6. Правило «стоп». Каждый участник имеет право, ничего не объясняя, не принимать участия в каком-либо упражнении, остановить разговор, касающийся его личности.
На первом занятии тренеру важно получить диагностическую информацию о членах группы. Поэтому предлагаемые группе виды работы должны быть разнообразными, а тренер должен создавать ситуации, в которых могли бы наиболее ярко проявиться качества участников, их ценности, установки, модели поведения и т.п.
В первый день занятий целесообразно обсуждать все выполняемые упражнения, в том числе, разминочные. Это позволяет «разговорить» группу на нейтральном материале, постепенно переходя к более глубинной рефлексии (если это входит в задачи тренинга).
Полезно на этом занятии спланировать работу в парах, подгруппах, постоянно меняя их состав. Это позволит каждому участнику получить максимально возможное число контактов с членами группы. Особенно важно учитывать этот момент в группах, численность которых превышает 12-14 человек.
Тренеру важно контролировать время выполнения всех видов работ и выделить время на итоговое обсуждение. При подведении итогов, впечатлений дня тренер должен получить ответы на вопросы, которые он сформулировал заранее для группы и для себя. Важно, чтобы возможность высказаться получили все члены группы. Если группа большая, можно ограничить время выступления, четко контролировать следование теме.
К концу занятия тренеру необходимо сделать для себя вывод, все ли задачи занятия решены, над чем следует продолжить работу на следующем занятии.
Последнее занятие отличается тем, что, как правило, к этому моменту уровень сплоченности группы достигает своего пика. Это ведет к развитию эмоционального благодушия в группе. С другой стороны, формируются «чемоданные настроения», «любовь ко всем» перед разлукой. Несмотря на то, что это занятие последнее, задача тренера - сделать его рабочим и эффективным. Достичь этого помогает четкая инструкция в начале занятия и поддержание внимания и ответственности участников на протяжении всей работы. Рекомендуется использовать в эти дни задания и упражнения в форме ролевых и деловых игр, соответствующие эмоциональному настрою группы. Не следует делать длительных обсуждений. В этот день самым длительным по времени должно быть подведение итогов. Тренеру необходимо хорошо подготовиться к этой процедуре. Следует соотнести цель тренинга и получение содержательной обратной связи от участников. Очень важно, чтобы разговор в группе не свернул в сторону «раздачи благодарностей» и прощальной эйфории. Мы считаем, что удержать подведение итогов в нужном русле позволяет разделение его на две части, о которых сообщается группе.
Первая часть состоит из устного самоотчета каждого члена группы, включающего три составляющие: новые знания, изменение представлений- чувства, связанные с собственными переживаниями и с группой- готовность и намерение изменить поведение. Эти традиционные элементы психологической установки должны быть соотнесены с целью тренинга.
Вторая часть может проходить в форме свободных высказываний, содержательных оценок и пожеланий участникам, группе, тренеру. Целесообразно попросить участников написать свои впечатления о тренинге, либо заполнить заранее приготовленную анкету.
Тренеру также следует подготовить краткое итоговое сообщение. Ритуал прощания на последнем занятии должен быть подобран специально. Желательно, чтобы он был новым для группы.
Использование изложенных методических основ тренинга предполагает наличие у тренера представлений о групповых процессах и умений управления ими, понимания своей роли в группе, опыта групповой работы. Кратко следует остановиться на некоторых значимых моментах работы тренера с группой.
1. Тренеру необходимо иметь равную дистанцию со всеми членами группы: все участники должны понимать и чувствовать равноудаленность тренера от всех, видеть, что симпатий и личных предпочтений у тренера нет, т.е. нет любимчиков. Кроме того, ведущему примером своего поведения необходимо демонстрировать важнейшую черту тренера, которую он и развивает в участниках: безоценочное принятие людей.
2. Важно всегда помнить, что тренинг - это активная форма обучения, и максимально наполнять занятия именно тренинговыми методами, избегая соблазна превратить занятия с группой лишь в лекцию, в урок, транслирование информации. Но при этом тренеру важно помнить, что одной из важнейших целей тренинга межкультурного взаимодействия является усвоение новых знаний, развитие когнитивного компонента сознания. Поэтому следует тщательно продумывать, в какой форме должен осуществляться в группе этот процесс, сочетая дидактические и интерактивные формы групповой работы.
Целесообразно проводить в группе дискуссию на заданную тему таким образом, чтобы участники пришли к осознанию как самой проблемы, так и недостаточности имеющихся у них знаний для ее решения. Это создаст мотивационную основу усвоения знаний и внимание к той научно-практической информации, которую тренеру необходимо передать группе.
При отсутствии времени на дискуссию в большой группе можно сформулировать вопросы для подгрупп, а затем обсуждать варианты решений, выработанные в них. При такой форме проведения работы тренеру необходимо грамотно резюмировать итоги дискуссий, подводя группу к формулировке нужных вопросов, формируя мотивационную основу познавательной деятельности. Очень важно в конце занятия, при подведении итогов проконтролировать усвоение новых знаний
3. Тренер должен уметь включать в работу всех участников группы. Иногда тренеры непроизвольно начинают опираться в своей работе с группой на «удобных» для них людей. Причем это происходит порой неосознанно. В результате работает только часть группы. Конечно, разговорить говорливого легче, чем молчуна. Но тренер всегда должен помнить, что его важнейшая задача - внимание к каждому человеку. Из-за сложности выполнения этой задачи в больших группах эффективность тренинга в них существенно снижается.
4. Выполнение предыдущего пункта требует реализации принципа индивидуального подхода. Тренер должен понимать психологические особенности участников группы и учитывать их в организации всей групповой работы.
5. Формирование психологического климата группы является важной составляющей работы тренера. Тренер-ведущий должен понимать его психологическое содержание, факторы, которые влияют на него. Тренеру важно уметь управлять всеми составляющими климата, создавая нужный настрой группы в соответствии с конкретными целями работы на разных этапах.
Психологический климат группы является сложным психологическим образованием, включающим наряду с другими элементами эмоциональное отражение групповой динамики, а также показатели удовлетворения потребностей личности (познавательных, статусных, самореализации и др.) Благоприятный климат означает, что участники тренинга довольны тем, что происходит в группе, что оправдываются их ожидания, они получают ценный опыт и с удовольствием идут на занятия, испытывая доверие к группе и тренеру. Тренеру необходимо постоянно чувствовать эмоциональный настрой группы в целом и каждой личности, интерпретировать его и, в случае необходимости, корректировать. Однако сказанное не означает, что в группе постоянно должны царить благодушие и эмоциональный комфорт. Регуляция эмоционального состояния тренинговой группы должна осуществляться с учетом следующих моментов.
Во-первых, теория и практика развития коллектива предполагают наличие эмоциональной динамики. Отсутствие таковой является признаком застоя, прекращения развития группы. Во-вторых, личностный рост человека и развитие группы происходит, как правило, через сильные переживания, катарсис и другие состояния, которые специально вызываются при необходимости и регулируются специальными психотерапевтическими приемами. В-третьих, именно через реальное воздействие тренера на эмоциональную сферу участников их позиции, отношение к происходящему проявляются наиболее ярко. Благодаря этому создаются наиболее благоприятные возможности для обучения и развития личности.
Эта работа является для тренера чрезвычайно ответственной и деликатной, требует серьезной психотерапевтической подготовки и опыта, душевной тонкости и психологической грамотности, словом, всего того, что входит в профессиональную компетентность тренера.
С рассмотренными выше методическими аспектами тесно связана и проблема стиля работы тренера-ведущего. Понятие «стиль тренера» является, на наш взгляд, весьма дискуссионным, поскольку зависит oт множества факторов. Традиционно используется деление на «жесткий» и «мягкий» стили- авторитарный, демократический и попустительский (либеральный, анархический). Выделение этих типов представляется авторам очень условным. Прежде всего это связано с тем, что в тренинге любой направленности тренеру нецелесообразно использовать только один вариант стиля в течение всех занятий. Следует помнить, что на разных этапах тренинга, развития тренинговой группы и в возникающих ситуациях к стилю ведущего предъявляются различные требования. В идеале, как представляется авторам, тренер дожен уметь быть разнообразным и гибким, т. е. свободным. Тренеру надо стремиться осваивать разнообразные стили и модели поведения.
Основным документом тренинга является программа тренинга.
Опыт показывает, что любая программа является только проектом, главным ориентиром при проведение тренинга. В действительности содержание процесса тренинга, поведение группы, каждого участника, возникающие обстоятельства могут вносить свои изменения в процесс тренинга, стиль поведения тренера, подбор упражнений и методов воздействия. Это связано с тем, что тренинг- это реальное взаимодействие людей, в процессе которого могут возникать непредвиденные обстоятельства.
Пример 1. Тренер запланировал выполнить за одно занятие 5 заданий (упражнений) и достичь определенного уровня доверительности в группе. Однако после второго задания в группе возник конфликт, который нельзя было оставить без внимания. Работа с конфликтом нарушила все планы, но без его разрешения дальнейшая работа группы по достижению целей тренинга стала бы невозможной. Конфликт - естественное проявление групповой динамики, тренер должен уметь использовать его в интересах развития личности и группы, по возможности соотнести с задачами данного тренинга.
Пример 2. Группа не смогла принять и успешно реализовать групповую конвенцию о нормах и правилах поведения в группе. Члены группы не умеют слушать друг друга, адекватно реагировать на проявление чувств и высказывания участников, не могут эффективно строить взаимодействие. Тренер не может игнорировать наблюдаемые процессы, но и не может сменить программу тренинга. О том, что целесообразно сделать в этом случае, каждый тренер должен решать самостоятельно, исходя из своих возможностей и понимания группы. Однако стоит избегать нотаций и регулярных замечаний-комментариев. Предпочтительно выделить время на обсуждение этой проблемы и принятие группового решения.
Структура программы тренинга может в общем виде выглядеть, примерно, так:
Программа тренинга «Название»
1.Цель.
2. Основные задачи.
3. Предполагаемый результат и форма отчетности.
4. Объем часов.
5. Количество занятий.
6. Распределение часов по занятиям.
7. Сроки проведения.
8. Характеристика группы:
• количество участников-
• возраст-
• пол-
• профессия, должность-
• другая информация (по выбору тренера)1.
9. Технические условия проведения тренинга (описание помещения,
технической оснащенности и т.п.).
10.Ответственный за проведение тренинга (ФИО, контактный телефон, местонахождение).
Представленные позиции условны, их перечень не является стандартным. Опыт показывает, что, последний, десятый пункт нельзя упускать из виду. Во время проведения тренинга могут возникнуть разные проблемы, и надо заранее знать, к кому обращаться за помощью.
Начинающим тренерам рекомендуется делать не только максимально подробную программу, но и заготавливать несколько вариантов проектов с учетом перспектив развития групповых процессов и необходимости решения возникающих задач, без которых невозможно достижение основной цели тренинга. Кроме того, начинающим тренерам целесообразно в программе-проекте максимально подробно отражать все элементы тренинга, включая инструкцию к каждому упражнению. По мере накопления тренером опыта объем программы может постепенно уменьшаться, достигая удобных для автора размеров.
Структура занятия отражает логику проведения одного занятия и включает этапы, которые в процессе подготовки программы заполняются конкретным содержанием. Занятие должно включать следующие этапы:
1. Приветствие.
2. Разминка (разогрев).
3. Основная часть (дискуссии, игры, упражнения).
4. Итоговое обсуждение.
5. Прощание.
Время, отводимое на каждый этап, может варьироваться. Основная часть может разбиваться на несколько этапов, разделяемых соответствующими разминочными упражнениями. Глубина проработки вопросов при итоговом обсуждении определяется тренером, исходя из возможностей, потребностей группы и ее актуального состояния. Первый и пятый элементы структуры занятий должны присутствовать обязательно. Тренинговое занятие обрамляется двумя ритуальными действиями: приветствие и прощание. Они, помимо смысловой и эмоциональной нагрузки, задают границы занятия, являясь своеобразными традиционными маркерами дня. Пренебрежение этими этапами является серьезной методической ошибкой.
Поделиться в соцсетях:
Похожие