lovmedgu.ru

Педагогическая характеристика основных методов индивидуальной воспитательной работы

Прежде всего, необходимо выделить основные методы изучения индивидуальных особенностей военнослужащих и дать некоторые рекомендации по их использованию.

Одним из важнейших методов изучения человека является наблюдение. Под ним понимается систематическое, целенаправленное накопление фактов о поступках, поведении, суждениях, проявлениях военнослужащего, позволяющих сделать выводы о его индивидуальных особенностях. С помощью наблюдения можно выявить многие индивидуальные особенности, состояние человека. Внешняя сторона поведенческой активности (жесты, мимика, речь, поступки) является только эмпирическим, исходным материалом (информацией), а основной предмет изучения – ее психическое содержание. Поэтому необходима правильная (обоснованная) интерпретация (толкование) психологического смысла внешне наблюдаемых явлений.

В практике воспитательной работы наиболее эффективно используются несколько разновидностей метода наблюдения.

Внешнее наблюдение - способ сбора данных о человеке путем наблюдения за ним со стороны.

Внутреннее наблюдение (самонаблюдение) - изучение интересующего явления, как бы всматриваясь в самого себя, наблюдая за собой, за своими ощущениями.

Свободное наблюдение не имеет заранее определенной программы и может менять произвольно свой предмет в зависимости от желания человека.

Стандартизированное наблюдение ведется в определенной последовательности, по заблаговременно подготовленной программе.

Включенное наблюдение осуществляется, когда воспитатель сам включает себя в какую-либо совместную деятельность или отношения, одновременно наблюдая за интересующим его человеком.

Объективное наблюдение за военнослужащим ведётся в различных условиях его повседневной жизни и деятельности (реальных условиях): на занятиях, в часы досуга, при несении службы, выполнении различного рода работ и поручений.

Большое внимание неформальному наблюдению за воспитанником уделял А.С. Макаренко. Он называл такое наблюдение "по секрету, без свидетелей", т.е. вне поля зрения воспитателей и товарищей. "Это очень точная проверка сознания: поступок по секрету. Как человек ведет себя, когда его никто не видит, не слышит и никто не проверяет?" В таких условиях проявляется противоречие между сознанием (как нужно поступить) и привычным поведением.

Наблюдение за личностью в непринужденной обстановке, например в столовой, курилке, увольнении, во время перерывов между учебными занятиями и других условиях, когда нет рядом непосредственных командиров, а иногда и товарищей, позволяет выявить соответствие сознания, поведения военнослужащего, особенности его характера, жизненной позиции.

Достоверность наблюдений зависит от следующих условий: четкого осознания начальником того, что он хочет узнать о подчиненном- целенаправленного планирования и выбора ситуаций, в которых изучаемый наиболее полно проявляется- систематичности- избирательности- длительности- сопоставления данных наблюдения с данными, полученными другими лицами и другими методами изучения.

Для непосредственного изучения конкретного свойства или качества личности подчиненного необходима специальная программа, которую можно найти в литературе. В качестве примера приведем вариант программы наблюдения при изучении свойств темперамента. Впечатления о личностных качествах пополняют наблюдения за ритмикой движения, походкой, типической позой военнослужащего, мимикой.

Замедленный или убыстренный темп ходьбы указывает на пассивность или активность, самообладание или импульсивность. Маленькие шаги высокого человека свидетельствуют не только о медлительности, но и о нерешительности, робости. Слишком широкие шаги малорослого человека могут означать стремление достичь цели, энергичность, повышенную возбудимость, раскачивание при ходьбе - самоуверенность, спокойствие, аккуратность. Постоянное одергивание мундира, трогание прически, переступание с ноги на ногу, потирание рук свидетельствуют о нерешительности, застенчивости, безволии, чрезмерном волнении.

Психологический анализ проявлений лица (мимические особенности эмоций радости, страха, гнева) позволяет отнести человека к соответствующему темпераменту: у сангвиника преобладают эмоции радости, у холерика - гнева, у меланхолика - страха, у флегматика эмоции устойчивы, иногда трудно определимы.

Изучение опыта индивидуального подхода к подчиненным свидетельствует о необходимости для каждого воспитателя помнить, что не всегда можно судить о человеке по его внешнему виду, по отдельным поступкам, делать выводы на основе единичного наблюдения. Иногда по одному проступку подчиненного либо с одного взгляда воспитатель пытается создать ему репутацию "неспособного", "пассивного" и "недисциплинированного". Результаты наблюдения требуют систематического анализа, в процессе которого изучаются и сопоставляются факты, выделяются наиболее характерные особенности проявлений личности.

Опыт передовых командиров подразделений убеждает в том, что результаты изучения подчиненного целесообразно заносить в дневник. Записи в дневнике чаще всего включают: демографические данные о подчиненном, сведения об успехах и недостатках в боевой подготовке и службе, его дисциплинированности, отношениях с товарищами по службе, чертах характера, склонностях и способностях, а также общий вывод об индивидуальных особенностях и принимаемых мерах воспитательного воздействия, степени их результативности.

Метод изучения документов, отражающих ход и результаты боевой подготовки и воспитательной работы, дает возможность проанализировать за определенный период службы изменения в обученности. подготовленности и дисциплинированности военнослужащего и на этой основе выявить тенденции, внести коррективы в индивидуальный воспитательный процесс.

К наиболее информативным документам можно отнести: автобиографические данные, характеристики с места работы или учебы, военных комиссариатов на призывника- документы об образовании- материалы профессионального отбора (анкеты, бланковые данные об использовании тестовых методик)- медицинские книжки- спортивные достижения- читательский билет- письма родителей- психолого-педагогические дневники- записи- сержантские книжки- листы нарядов- служебные карточки.

Метод обобщения независимых характеристик заключается в обобщении возможно большего числа сведений об изучаемом военнослужащем. При этом данные сибираются от старших и младших по служебному положению. Техника получения независимых характеристик разнообразна: устные беседы, экспертные оценки, письменные характеристики, анкеты, вопросники. Метод может быть нацелен на изучение отдельных качеств, способностей или личности в целом.

Индивидуальные особенности подчиненного раскрываются также благодаря умелому применению метода изучения преимущественных отношений. Сущность его заключается в том, что в процессе индивидуальной воспитательной работы с подчиненным с использованием различных методов (наблюдение, обобщение независимых характеристик, изучение документов, индивидуальных бесед и т.д.) воспитатель выявляет следующее: о чем подчиненный больше любит говорить- что больше всего любит делать- как предпочитает проводить свободное время- с кем поддерживает дружеские отношения- что его больше всего волнует и т.п. На основе анализа выявляются интересы, духовные и материальные потребности, склонности, мотивы активности в различных видах деятельности, установки, особенности характера, темперамента, культуры, общий уровень развития, жизненная позиция и др.

В основе метода индивидуальной познавательной беседы лежит личное общение с подчиненным, которое дает самые достоверные сведения. При умелом проведении беседы можно выявить истинные переживания военнослужащего, его мнение о положении дел в коллективе, о сослуживцах, о командирах. Результаты беседы помогают составить более полное представление о личности, на основе чего и строится индивидуальная воспитательная работа с этим военнослужащим.

Одним из методов изучения индивидуальных особенностей личности является анализ результатов деятельности (изучение продуктов деятельности), который предусматривает учет начальником действий и поступков, а также упущений и достижений в различных видах деятельности подчиненных. Поэтому воспитателю важно изучать: кто конкретно, когда и что сделал, каких успехов достиг, за какой период и какими усилиями- уровень проявления активности, инициативы, творчества в работе- мотивы активности- условия выполнения работы и т.п. Это позволит ему более объективно подходить к оценке особенностей направленности личности, ее характера, жизненной позиции и др.

Характер выполнения военнослужащим задания может свидетельствовать о его навыках, мастерстве, способностях, интересах и других качествах личности. Делами, которые оцениваются начальником, могут быть: успехи в учебе (успеваемость по различным дисциплинам)- направленность выступлений на занятиях по общественно-государственной подготовке- качество выполнения служебных обязанностей при несении гарнизонной, караульной и внутренней служб- исполнение общественных поручений и отношение к ним- помощь товарищу в службе и работе- выступления на собраниях личного состава, их критичность и самокритичность- заметки в стенгазету- действия и поступки в личное время и т.п.

С помощью метода социологического опроса может быть произведено определение статуса личности военнослужащего в коллективе, составлена характеристика взаимоотношений с другими членами коллектива, дана оценка состояния морально-психологического климата, в котором живет подчиненный.

Тестирование является эффективным методом изучения личности военнослужащего, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторых психических качеств и психических свойств личности. Оно проводится специально подготовленными офицерами, как правило психологами частей. К наиболее часто используемым относятся тесты Айзенка, Томаса, УНП и др.

Как показывает опыт проведения индивидуальной воспитательной работы передовых командиров частей и подразделений, наилучший эффект дает комплексное использование различных методов изучения индивидуальных особенностей личности военнослужащего. На основе глубокого знания индивидуальных особенностей подчиненного важно выбирать такие способы воздействия на него, которые окажут большее положительное воспитательное влияние на данную личность.

К наиболее эффективным традиционным методам и приемам индивидуального воздействия на личность относятся следующие.

1) Убеждение, которое предполагает воздействие на сознание военнослужащего с целью помочь осмыслить суть идей, норм и требований, сформировать у него готовность принять их, превратить в руководство к действию. Таким образом, в процессе убеждения мировоззренческие, нравственные, эстетические, правовые и другие идеи превращаются в личные принципы и позиции военнослужащего, в систему мотивов его поведения.

2) Поощрение. Применяется в случаях, когда необходимо отметить серьезные достижения и поступки военнослужащего. Данный метод представляет собой совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования военнослужащих. Поощрение выполняет также оценочную и стимулирующую функции. В нем выражается положительная оценка, общественное признание и одобрение успехов военнослужащего. На основе оценки начальника у подчиненного вырабатываются объективные представления о своих качествах, правильная самооценка. В практике воспитательной работы широко используются такие поощрительные меры воспитательного воздействия, как:

- публикация статей и заметок об успехах и положительных поступках военнослужащих в стенгазетах, боевых листках, листках-молниях, фотогазетах и многотиражной печати и отправка этих сообщений на родину отличившихся-

- сообщение о положительных поступках военнослужащего через радиоузел части-

- чествование отличившихся военнослужащих на собраниях и сообщение об этом их родителям-


- вручение на митингах и собраниях отдельным военнослужащим переходящих призов и вымпелов-

- организация выступлений лучших военнослужащих перед сослуживцами по обмену опытом учебы и службы-

- поздравления военнослужащих с днем рождения и другими важными для них событиями на собраниях или перед строем-

- фотографирование лучших воинов с ветеранами и знатными людьми.

3) Одобрение, похвала. Одобрение выражается короткой репликой, подтверждающей, что подчиненный действует правильно, его поступок положителен ("Молодец", "Правильно", "Верно", "Так держать" и т.п.). Похвала - более развернутая оценка с анализом действий, поступков военнослужащего ("... рядовой Андреев проявил старание, стал относиться к выполнению своих служебных обязанностей значительно лучше прежнего"). Она показывает положительное отношение, расположение к подчиненному, что подчеркивает приветливая улыбка, дружеский жест и др.

4) Доверие. Его сущность заключается в поручении подчиненному определенного ответственного дела. Доверие радует и воодушевляет военнослужащего, развивает чувство долга и ответственности, укрепляет дисциплину, организованность и активность.

При реализации приема важно правильно выбрать поручение. Оно должно быть для подчиненного интересным, соответствовать его способностям. Процесс исполнения должен быть увлекательным, посильным, но не легким, иначе задача не вызывает необходимого волевого усилия. Непосильная же задача приведет к охлаждению и утрате интереса к ней. Иногда лучше поставить задачу, которая выполняется в сравнительно короткий срок, чтобы подчиненный сразу увидел результаты своего труда.

Деятельность в условиях доверия характеризуется большим накалом чувств военнослужащего, психологическим состоянием, благоприятствующим формированию положительных черт характера, мотивов и линии поведения, подлежащих закреплению или корректировке. Многократные правильные поступки служат упражнением для формирования высоконравственных качеств. Военнослужащий не должен подозревать, что предлагаемое ему дело носит специальный воспитательный характер.

5) Воспитание на примерах. Смысл метода состоит в том, чтобы помочь военнослужащему найти пример для подражания, создать эмоциональную увлеченность им, пробудить стремление подняться до его уровня в поведении, в своих действиях.

Нередко подчиненные осознанно и неосознанно копируют своего командира, особенно в трудных жизненных ситуациях. Это повышает моральную ответственность и требовательность командира подразделения к своим действиям и поведению.

Воспитательная беседа является наиболее действенной формой индивидуальной работы. Она применяется в целях оказания влияния на взгляды и убеждения военнослужащего. Условно беседу можно разделить на три основных этапа.

1-й этап – вступление. Главная задача - снять напряжение и настороженность (психологи считают, что при обращении к человеку по важным вопросам обратившийся воздвигает перед собой защитный психологический барьер). Для снижения психологического барьера можно применить несколько способов:

- назвать военнослужащего по имени и отчеству-

- сказать несколько теплых слов в адрес подчиненного-

- добиться от оппонента до начала изложения им сути дела слова "да"-

- спросить о делах, проблемах оппонента, о здоровье и успехах членов его семьи (если знаете их или знакомы с ними)-

- выразить признательность собеседнику за то, что он согласился откровенно обсудить возникшую проблему-

- признать, что раньше также ошибались или что допустили ошибку во взаимоотношениях с ним.

2-й этап - основной. Он представляет собой активный диалог, в процессе которого командир стремится достичь поставленной воспитательной цели убедить или переубедить подчиненного, чтобы повлиять на его поведение или действия.

В диалоге оппоненты оказывают друг на друга вербальное (словесное) и невербальное (жесты, мимика, позы) воздействие. Умелое применение командиром приемов вербального и невербального воздействия на подчиненного повышает вероятность достижения целей диалога.

3-й этап - заключительный. Главная цель этого этапа - создание хорошего впечатления от проведенной беседы, которое необходимо, чтобы военнослужащий после беседы испытал положительные эмоции. Во всех случаях беседа должна быть откровенной и принципиальной.

6) Индивидуальные задания и поручения. Они подбираются с учетом особенностей личности каждого военнослужащего в целях формирования у него определенных черт характера, воли, высоких морально-психологических и боевых качеств, организованности и дисциплинированности.

Индивидуальные задания, даваемые в воспитательных целях, могут иметь форму приказов и распоряжений командира или носить характер общественных поручений.

Самостоятельные задания, связанные с необходимостью проявления смелости, решительности и тому подобных качеств целесообразно давать тем военнослужащим. которые допускают робость и элементы нерешительности.

Выполнение военнослужащими заданий и поручений позволяет закреплять у них положительные качества, помогает исправлять недостатки.

7) Индивидуальная помощь. Она может выступать в виде советов, разъяснений, убеждений по отдельным служебным и личным вопросам. Помощь может быть оказана в виде моральной поддержки во время психологических трудностей общения в воинском коллективе и других ситуациях.

8) Нельзя исключать из практики индивидуальной воспитательной работы применение метода принуждения. Важно помнить, что приёмы и средства принуждения не только должны соответствовать степени серьёзности проступка, но и учитывать познанные индивидуально-психологические особенности личности конкретного военнослужащего.

9) Критика проступков, негативных качеств военнослужащего должна носить доброжелательный характер. Но и при таком подходе критика воспринимается безболезненно, как объективная и справедливая лишь при условии, если перед ней командир отметит положительные качества, успехи и достижения подчиненного.

При таком подходе военнослужащий видит, что его труд и его самого как личность командир оценивает в целом положительно, а отмеченные недостатки легко устранимы.

10) Осуждение. Если оно справедливое, то воспринимается подчиненным как должное. Осуждение может быть различной силы, в зависимости от мотивации поступка и индивидуальных особенностей провинившегося. Если подчиненный легко раним, то осуждение выражается в более деликатной форме, а если груб, беспечен, самоуверен – может быть более строгим.

11) Запрещение. Военнослужащего лишают какого-то удовольствия: возможности участвовать в интересном для него мероприятии, экскурсии и т.п. Такое наказание не стоит применять к недисциплинированному военнослужащему в тех случаях, когда любимое дело и интересное мероприятие являются опорой в его воспитании.

12) Принуждение. Суть метода заключается в негативной оценке, осуждении, при необходимости и пресечении действий подчиненного, нарушающего уставные требования, нравственные нормы поведения.

13) В выборе метода воздействия на военнослужащего подлинным педагогическим мастерством является применение нестандартного решения. Методы и приемы воспитания, основанные на нестандартных решениях, относятся к нетрадиционным.

Анализ воспитательной деятельности офицеров показывает, что нетрадиционные методы и приемы воздействия на подчиненных можно подразделить на две группы:

1) воздействие по принципу "ожидаемая реакция - обратная реакция"-

2) методы и приемы, выработанные в процессе личной воспитательной практики.

Суть методов и приемов первой группы заключается в неожиданной для подчиненного положительной оценке его проступка, неправильного поведения, что вызывает в нем положительный стресс, шоковое состояние и помогает по-новому взглянуть на себя, сделать переоценку своих взглядов и поведения.

Другую группу нетрадиционных методов и приемов составляют методы и приемы, выработанные на основе личной практики воспитательной работы командиров и начальников.

Например, полковник И.К. Кратиков (в/ч 51428) с лейтенантских времен с неизменным успехом в работе с "трудными" военнослужащими применяет такой способ: проводит воспитательную беседу, находясь в одинаковых с подчиненным экстремальных или трудных ситуациях (на боевом дежурстве, в наряде и т.п.). Беседу он начинает, как правило, с вопроса об увлечении солдата до призыва или о здоровье его девушки, называя ее по имени. Подчиненный по достоинству оценивает, что начальник помнит то, о чем он говорил с ним при знакомстве полгода или год назад, и вступает в откровенный разговор.

Важным компонентом индивидуальной воспитательной работы командира является применение различных видов психолого-педагогической коррекции поведения военнослужащих. На ранней стадии отклонений в поведении военнослужащего целесообразно использовать следующие методы коммуникативного регулирования.

1) Коммуникативная адаптация - предварительное информирование военнослужащего о ситуациях в коллективе, о людях, с которыми он вступает во взаимодействие, о возможных или предстоящих переменах, обсуждение с ним последствий этого.

2) Коммуникативное включение - установление и расширение непосредственных контактов прибывшего в подразделение военнослужащего с членами коллектива. Особенно это важно для взаимоотношений военнослужащего с непосредственным начальником, их личное знакомство облегчает служебное взаимодействие.

3) Коммуникативное отстранение – минимизация нежелательных контактов с подчиненным. Эффективный прием для этого метода - обязать чем-либо такого человека, например, поручить ему подготовить к показному занятию всю его служебную документацию.

4) Коммуникативная изоляция – игнорирование данного военнослужащего, демонстративное нежелание иметь дело с человеком, допустившим неблаговидные (аморальные) поступки-

5) Коммуникативная "мобилизация" - создание военнослужащему условий для мобилизации его коммуникативных ресурсов и выхода из проблемной ситуации.

6) Прямое воздействие - прямое, непосредственное предъявление требований, например: "В нашем подразделении не терпят проявления халатности в выполнении специальных работ".

7) Эффект "значимых других" - воздействие на военнослужащего через авторитетных для него людей: родителей, друзей, земляков.

8) Исключение альтернативных воздействий – устранение отрицательного влияния на подчиненного, например со стороны негативного лидера и т.п.

9) Практическая эмпатия - "вхождение" в положение военнослужащего, понимание его трудностей, выражение сочувствия ему и готовности помочь.

10) Психологическое "поглаживание" - поддержание хорошего настроения, положительных эмоций, что снимает напряженность и тем самым затрудняет эмоциональные срывы.

При существенных отклонениях поведения военнослужащего могут быть использованы следующие виды внешней регуляции.

Коррекция статуса - разъяснение конкретному военнослужащему его служебного статуса, повышение или понижение его статуса. Например, в такой ситуации, как нежелание офицера прямо или косвенно подчиняться начальнику, который младше его по возрасту, необходимо разъяснение, что он имеет статус подчиненного.

Коррекция самооценки требуется при значительно пониженном или завышенном ее уровне, что вызывает неадекватную реакцию военнослужащего на происходящие в межличностных и коллективных взаимоотношениях события.

Коррекция уровня сформированности опыта саморегуляции поведения, достигается созданием условий его повышения, оказанием помощи личности в формировании навыка разрешения противоречий неконфликтными способами, в переносе опыта саморегуляции из одной сферы в другую.

Коррекция межличностных отношений представляет собой индивидуальную работу с военнослужащими-оппонентами в предконфликтных (конфликтных) ситуация при соблюдении педагогического такта в общении по оказанию помощи в разрешении противоречия и т.п.

Коррекция свойств характера подчиненного. Возникает необходимость в коррекции самодовольства, барства, снисходительности, хвастливости, безответственного отношения к выполнению служебных обязанностей и т.п. Иногда, наоборот, требуют коррекции такие свойства, как неуверенность в себе, склонность винить себя во всем.

При выборе форм, методов и приемов воспитательного воздействия на военнослужащего важно учитывать не только решаемые им задачи и сложившуюся в коллективе обстановку, но и качественные изменения, которые произошли в последнее время у различных категорий военнослужащих под воздействием, например, социально-экономических факторов.



Вопросы для самоконтроля

1. Определите сущность индивидуальной воспитательной работы.

2. Исходя из требований министра обороны, начальника Главного управления воспитательной работы, уставных положений и опыта работы, назовите основные обязанности командира (начальника) по организации индивидуальной воспитательной работы .

3. Что включает в себя программа изучения личности военнослужащего?

4. Перечислите основные методы изучения личности.

5. Дайте педагогическую характеристику основным методам индивидуального воспитательного воздействия на военнослужащих.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Педагогическая характеристика основных методов индивидуальной воспитательной работы