Отечественный опыт становления и развитиявоенно-профессиональной ориентации
Видео: Рождение идентичности клиента, терапевта, супервизора Сомнения, кризисы, изменения Калитиевская 2016
В историческом аспекте развитие военно-профессиональной ориентации в нашей стране происходило в органичном единстве с профессиональной ориентацией граждан в системе общего и профессионального образования.Специалисты выделяют следующие этапы развития отечественной профессиональной ориентации.
Первый этап соответствует началу 20-х – первой половине 30-х годов XX века. В этот период в целях обеспечения полной занятости всего трудоспособного населения впервые создавались штатные службы профориентации. В их задачу входила подготовка и осуществление профориентационных мероприятий, психологический анализ различных видов трудовой деятельности, изучение индивидуальных особенностей и оценка профессиональной пригодности людей, разработка конкретных рекомендаций по выбору специальностей.
Организационно службы профориентации создавались при биржах труда, в общеобразовательных школах, фабрично-заводских училищах, на отдельных предприятиях.
Так, в 1922 году была открыта лаборатория промышленной психотехники Наркомата труда, основной целью которой было изучение профессий с позиции психологии и создание профессиограмм. В 1924 году Положение о секциях по найму подростков при биржах труда закрепляло задачу организации профессиональной и медицинской консультации подростков. В 1927 году в качестве опытно-показательного научно-практического учреждения при педолого-педагогическом отделении Института им.А.И.Герцена была создана педолого-педагогическая амбулатория, одной из задач которой было проведение психотехнического обследования выпускников школ и их профконсультация. В этом же году по инициативе академика В.М.Бехтерева было организовано бюро профессиональной консультации Наркома труда при Ленинградской бирже труда и Институте по изучению мозга. В 1929 году Советским правительством было принято постановление, в котором обращалось особое внимание на организацию и проведение профконсультации, после чего в стране была создана целая сеть бюро, кабинетов и лабораторий профконсультации.
Начиная с 20-х годов стали активно разрабатываться и вопросы профессиональной ориентации молодежи на военные профессии. В соответствии с приказом Реввоенсовета 1928 года № 194 при Военно-санитарном управлении была создана Центральная комиссия по проведению психофизиологических испытаний и 31 штатная психофизиологическая лаборатория в военных округах, ВВС и ВМФ, некоторых учебных заведениях. В их задачи входило описание военных профессий, определение профессиональной пригодности, отбор и распределение новобранцев по родам войск, анализ условий боевой деятельности и др.
Важным результатом проводимых в этот период психологических исследований стали профессиограммы ряда военных специальностей, составивших необходимую основу для осуществления военно-профессиональной ориентации допризывной и призывной молодежи.
По итогам первого этапа (20 – 30-е годы) профессиональная ориентация получила признание как средство повышения эффективности труда различных специалистов и более рационального распределения кадровых ресурсов.
В данный период А.В.Билибин, К.Ф.Кларк, А.Н.Гастев, И.Н.Шпильрейн и др. сформулировали положения диагностической концепции профессиональной ориентации. Главное внимание уделялось изучению профессий (профессиография) и диагностике способностей человека. В это время появляются психограммы различных профессий, разрабатывается их классификации, составляются программы диагностического обследования в целях определения профпригодности.
Диагностическая концепция, несмотря на ограничения, связанные с изменчивостью как требований профессии к человеку, так и его индивидуально-психологических характеристик, сохранила свои позиции в теории и практике отечественной профориентации.
В 30-е годы зародились элементы воспитывающей концепции профориентации. Исследователи тех лет стали выделять профориентацию в самостоятельную область психологии труда. При этом в качестве основной рассматривалась задача формирования профессиональной направленности, а не отбор по психофизиологическим показателям, как было ранее. Характер профессиональной деятельности понимался не как нечто раз и навсегда предопределенное, а как изменяющийся со временем не только по своим установкам, но и по структуре основных рабочих движений. В это время были также сформулированы два подхода в профессиологии: профессиоцентрический и антропоцентрический.
Второй этап становления профориентации в нашей стране (1936 г. – конец 50-х годов) – это время её спада, резкого сокращения научных исследований в данной области. 4 июля 1936 года ЦК ВКП(б) принял постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», в котором педология была подвергнута суровой критике. В результате были закрыты все лаборатории, бюро и кабинеты, занимавшиеся вопросами профотбора, профконсультации и профориентации. Подготовка к выбору профессии в этот период велась только преподавателями образовательных учреждений, средствами массовой информации, всем укладом общественной жизни. Выбор профессии для молодежи определялся тогда главным образом содержанием и уровнем полученного образования, состоянием здоровья.
Ориентация молодежи на данном этапе проводилась лишь на военную службу в целом, без учета требований различных военных специальностей к человеку и индивидуальных особенностей будущих воинов.
В послевоенный период работы, в той или иной мере связанные с военно-профессиональной ориентацией молодежи, проводились прежде всего в рамках авиационной психологии и были посвящены психологическому анализу летной деятельности и процесса подготовки летчиков. Основное внимание уделялось разработке вопросов обучения и воспитания военнослужащих, формирования у них необходимых военно-профессиональных навыков. Считалось, что возможности обучения безграничны и при наличии определенного уровня сознательности каждый военнослужащий может стать мастером своей военной специальности.
Третий этап развития профориентации приходится на 60 – 70-е годы. В этот период проблема целенаправленной подготовки подрастающего поколения к осознанному выбору профессии вновь официально получила право на научную разработку.
Организационно вопросами профессиональной (военно-профессиональной) ориентации занимались в той или иной мере образовательные учреждения всех уровней, отделы научной организации труда на предприятиях, научно-исследовательские учреждения, общественные объединения, средства массовой информации.
В соответствии с законом «О всеобщей воинской обязанности» (1967) с юношами допризывного и призывного возрастов повсеместно, в общеобразовательных школах, в средних специальных учебных заведениях и в учебных заведениях системы профессионально-технического образования, штатными военными руководителями проводилась начальная военная подготовка. Она способствовала улучшению всей военно-патриотической работы, повышению информированности молодежи об особенностях воинского труда, формированию готовности к военной службе.
Военно-профессиональная ориентация в данный период носила обобщенный характер. Она касалась подготовки учащихся к военной службе в целом или выбора профессии офицера вообще. Не осуществлялось должное взаимодействие в профориентационной работе между образовательными учреждениями, военкоматами, воинскими частями, военно-учебными заведениями.
Дальнейшее развитие получила воспитательная концепция профориентации. В рамках данной концепции важным фактором формирования профессиональной направленности является формирование мотивов такой деятельности. Положительная мотивация будет определяться тем, насколько представление человека о профессии будет соответствовать его потребностям. Выбирая профессию, человек как бы «проецирует» свою мотивационную структуру на структуру факторов, связанных с профессиональной деятельностью.
В.Д.Шадриков (1982), анализируя научные исследования по проблемам мотивации, выделил три основные шкалы классификации мотивов: вектор осознанности – неосознанности, вектор врожденности – приобретенности, вектор качественной характеристики.
В качественном отношении ученый выделяет три категории потребностей: материальные, духовные и социальные. Духовные потребности подразделяются на познавательные и эстетические. Наряду с указанными существуют потребности, которые являются как бы синтетическими и включают в себя элементы духовных материальных и социальных потребностей. К ним в первую очередь относится потребность в труде.
А.Г.Асеев (1974) и Л.И.Божович (1972) ведущую роль при мотивации поведения человека приписывают факторам необходимости, долженствования, воли.
Важной и существенной частью профориентационной работы в данной концепции является профконсультация. Наиболее глубоко типология профконсультационнных ситуаций разработана в работах Е.А.Климова (1983), Н.Ф.Гейжан, А.А.Парыгиной, Р.Д.Кавериной (1982), Е.М.Борисовой, Г.П.Логиновой, В.В.Зацепина (1993).
Четвертый этап становления системы профориентации пришелся на 80-е годы. В этот период развернулась последовательная работа по созданию в стране системы профессиональной ориентации.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 11.07.1986 г. были созданы 46 территориальных центров профессиональной ориентации молодежи, подчиненных Госкомтруду СССР. На центры возлагались задачи по координации профориентационной работы в образовательных учреждениях и созданных тогда же профконсультационных пунктах, оказание помощи в выборе профессии, проведение профконсультации с использованием методов профессиональной психодиагностики.
При Госкомтруде СССР был создан Всесоюзный координационный совет по профессиональной ориентации и экспертные группы при нем. При Министерстве просвещения СССР был создан специальный межведомственный методический совет для координации работ по проблемам профессиональной ориентации молодежи, а в штаты отделов народного образования введена должность инспектора по трудовому обучению, воспитанию и профориентации. Соответствующие комиссии, советы, учебно-методические кабинеты, группы консультантов работали при местных органах власти и в учебных заведениях. Действовала эффективная система военно-патриотического воспитания школьников.
В 80-е годы после выхода приказа министра обороны СССР 1986 года № 162 стала активно развиваться система профессионального психологического отбора в Вооруженных Силах, одной из задач которой являлась военно-профессиональная ориентация. Были созданы штатные и нештатные подразделения профотбора в военных комиссариатах, окружных учебных центрах, учебных воинских частях, военно-учебных заведениях, лаборатории профотбора в НИО видов Вооруженных Сил, научно-исследовательское подразделение профотбора в Военно-медицинской академии. Были введены соответствующие штатные должности в органах военного управления, организована подготовка квалифицированных специалистов в Военно-медицинской и Военно-политической академиях.
В данный период, разрабатывая вопросы профессионального тренинга как способа интенсификации профессиональной подготовки, Г.С. Никифоров, Ю.Н.Емельянов (1993) и другие пришли к ряду интересных выводов в области профориентации. Опираясь на исследования Д. Кемпбелла, Л. Дунетта, У. Лоулера, Ф. Ланди, они сформулировали концепцию профориентации, которую можно назвать социоцентрической.
Ю.Н.Емельянов определял профессиональный тренинг как группу методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности, П.К.Сенин (1989) – как способ перепрограммирования имеющейся у человека модели управления деятельностным поведением.
Исходя из таких позиций, к основным функциям тренинга можно отнести преобразующую, корректирующую, профилактическую и функцию адаптации. Таким образом, постулируется возможность «встроить» индивида в любую социально приемлемую сферу деятельности (в том числе профессиональную), причём любой индивид сможет быть практически полностью адаптироваться в любой сфере деятельности. Филогенез профессионала рассматривается как процесс приобретения квалификации, которая находит выражение в развитии его личности и индивидуальности и имеет допрофессиональную, профессиональную и постпрофессиональную стадию.
Профессиональная ориентация с данных позиций рассматривается как способ «примирения» характеристик личности и требований профессии и решает свои задачи в рамках функционального, перцептивного и интеллектуального тренинга. Были разработаны оригинальные методики профессионального тренинга, которые могут быть использованы в целях профориентации.
Не оценивая этическую сторону вопроса, следует отметить точку зрения некоторых авторов (Никифоров, 1993) о возможности применения суггестивных методик (методика внушения, методика вербального и невербального эмоционально окрашенного воздействия в целях создания у человека определенного состояния или побуждения к определённым действиям) в практике профориентации.
Возникновению в профориентации концепции самоопределения способствовали идеи Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» в процессе формирования личности, А.Н. Леонтьева о мотивах и смыслах деятельности, Д.Б. Эльконина о периодизации психического развития, исследования В.С. Мерлина об интегральной индивидуальности, Е.А. Климова об индивидуальном стиле деятельности, К.М. Гуревича о психодиагностике и профпригодности, а также множество других методологических разработок отечественных психологов. В отличие от рассмотренных концепций, которые строились в основном на классической идее соответствия качеств личности и требований профессии, концепция самопознания исходит не только из позиций психологии труда, но и прежде всего из позиций психологии личности, её активности, значения и смысла жизненных перспектив, в свете которых должен рассматриваться конкретный этап выбора профессии. Это позволило уже в конце 70-х годов рассматривать не только диаду «субъект – профессия», но и целостную профконсультационную ситуацию и выйти за рамки подходящей оптанту области деятельности.
Кроме того, появилась возможность развивать осознанность профессионального выбора, самостоятельность, самооценку, а также ценностно-смысловую сферу жизни. Такой подход способствует не только выбору профессии, но и социально - профессиональному самоопределению личности, а, следовательно, и её формированию. Концепция самоопределения является перспективной и по мере совершенствования методов и методик изучения личности будет получать всё большее развитие в теории и практике отечественной профориентации.
Основные положения концепции самоопределения заключаются в том, что для правильного выбора профессии оптанту самостоятельно и с помощью профориентатора необходимо следующее:
• определить свои профессиональные интересы и склонности. Условно этот круг интересов можно обозначить как область «я хочу»-
• оценить свои профессионально важные качества, то есть свои возможности, индивидуальные психологические характеристики, физическое развитие, состояние здоровья - всё то, что можно охарактеризовать как способностные характеристики, как область «я могу»-
• оценить профессии, которые пользуются спросом на рынке труда (при этом оценивается перспективность профессии, её социальная необходимость, то есть то, что сегодня «надо» обществу).
В идеальном случае в процессе профориентации должен иметь место равносторонний треугольник, где одна сторона ? «хочу», другая ? «могу» и третья ? «надо». Данную триаду можно обозначить как «ОБРАЗ Я» в профессиональном выборе.
Данная концепция наиболее полно отвечает требованиям системного подхода как конкретно-научной методологии познания сложных объектов. В её структуру гармонично вписываются методологические подходы, разработанные как отечественными, так и зарубежными исследователями.
Пятый этап развития отечественной профессиональной ориентации начался с первой половины 90-х годов и продолжается в настоящее время. Основной его особенностью является изменение социально-экономических условий в стране.
Военно-профессиональная ориентация на данном этапе развивается под влиянием значительного падения престижа военной службы и сложившейся в обществе системы антиармейского ориентирования. Основу этой системы составляют средства массовой информации и некоторые общественные организации (например, Антимилитаристская радикальная ассоциация). Для достижения антиармейской ориентированности используются самые современные средства, методы, технологии, в том числе и глобальная информационная сеть Интернет. В 1991 году в средних общеобразовательных школах была отменена начальная военная подготовка, а получение начальных знаний в области обороны и подготовка по основам военной службы стали осуществляться в рамках дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» наряду с изучением других вопросов, что объективно снижает подготовленность молодых граждан к военной службе.
Недостаточно внимания уделяется рекламе военной службы, главной задачей которой является создание высокого морально - психологического статуса дела защиты Отечества в государстве и обществе, привлечение молодежи на военную службу и получение военной профессии.
Несмотря на системный кризис в стране, объективные трудности при реформировании Вооруженных Сил, в настоящее время есть немалые возможности для улучшения военно-профессиональной ориентации граждан.
Федеральными законами, другими нормативными правовыми актами четко обозначены предметы военно-профессиональной ориентации. Для разрешения проблемы рекламы военной службы согласно приказу министра обороны Российской Федерации 1994 года № 65 было создано Информационно-рекламное агентство «Военинформ» Минобороны России.
Имеются немалые профессиографические наработки, а также методическое обеспечение военно-профессиональной ориентации. Проведена классификация профессий, специальностей, должностных обязанностей, условий их выполнения, раскрыты требования к специалистам, возможности их служебного и профессионального роста.
В настоящее время с учетом сложившихся обстоятельств формируется подход к военной профориентационной работе, направленный на формирование отношения граждан к военной службе как к школе профессионального мастерства и этапу собственной профессиональной карьеры. Данный подход базируется на предоставлении молодым людям сведений о военных специальностях, требованиях, предъявляемых ими к человеку, условиях призыва и добровольного поступления на военную службу, порядке ее прохождения, содержании военно-профессиональной деятельности на различных воинских должностях и родственных гражданских специальностях.
Такой подход к военно-профессиональной ориентации наиболее продуктивен по отношению к учащимся профессионально-технических училищ и техникумов, которые в большинстве своем могут быть призваны на военную службу.
Очевидно, что идеальной ситуацией, учитывающей интересы как Вооруженных Сил, так и самого молодого человека, получившего профессиональное образование, явилась бы такая, при которой он проходил военную службу на воинской должности, аналогичной или родственной его гражданской профессии.
Также было бы неплохо, чтобы молодой человек в период прохождения военной службы имел возможность повышать свое профессиональное мастерство или приобрести гражданскую специальность, что, в свою очередь, позволило бы ему оказаться после увольнения с военной службы более конкурентоспособным на рынке труда и способствовало его трудоустройству.
В настоящее время подобный подход к военной службе начинает формироваться и в самих Вооруженных Силах, поскольку его реализация позволит повысить заинтересованность военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в добросовестном выполнении служебно-должностных обязанностей и поднять дисциплину в воинских коллективах.
Примером претворения в жизнь данного подхода может служить приказ министра обороны Российской Федерации от 5 мая 2000 г. № 225 «Об утверждении Руководства по подготовке водителей и допуску их к управлению транспортными средствами в Вооруженных Силах Российской Федерации». В этом документе определен порядок переподготовки военных водителей, имеющих водительское удостоверение с разрешающей отметкой «С», на право управления транспортными средствами категории «В» с разрешающей отметкой «В» и (или) «С», на право управления транспортными средствами категории «D» с разрешающей отметкой «В», и (или) «С», и (или) «D», на право управления составами транспортных средств категории «Е». Предусмотрена также подготовка лиц, не имеющих водительских удостоверений, на водителей транспортных средств категории «D».
В войсках имеются примеры инициатив командиров некоторых воинских частей: военнослужащим, проходящим военную службу на должностях автослесарей, предоставляется возможность повысить разряд, перед увольнением с военной службы- несущим ответственную караульно-охранную службу - сдать экзамен на право заниматься охранной деятельностью и получить соответствующий сертификат. В ряде воинских частей в качестве стимула к добросовестной службе военнослужащим предоставляется возможность сдать экзамены на право управления автомобилем, изучать основы менеджмента, иностранные языки и др.
Поделиться в соцсетях:
Похожие