lovmedgu.ru

Определение психологической работы и основные этапы ее развития

Психологическая работа — это деятельность, проводимая в мирное и военное время командирами, офицерами органов воспитательных структур, психологами и специально создаваемыми структурами (подразделениями). Она направлена на изучение, формирование и развитие у военнослужащих психологических качеств, поддержание психических состояний, необходимых для успешного ведения боевых действий, выполнения служебных и учебно-боевых задач, а также на сохранение их психического здоровья.

Научно-теоретической основой организации и проведения психологической работы в условиях ВС и других силовых ведомств является военная психология, обобщающая и конкретизирующая содержание других отраслей психологии применительно к условиям воинской деятельности.

Психологическая работа является важнейшим элементом системы морально-психологического обеспечения различных аспектов жизнедеятельности военнослужащих и осуществляется на стратегическом, оперативном и тактическом организационных уровнях.

Необходимость психологической работы возникает с формированием социального заказа на обоснованное, опирающееся на научные психологические знания, воздействие наличный состав, особенно в условиях боя. Организационное ее оформление происходило постепенно, с ориентацией на достигнутый уровень развития психологической науки и изменения в практике военного дела. Логика развития отечественной системы психологического обеспечения воинской деятельности отражает движение науки и практики от первых попыток (с конца XIX в.) исследовать боевую деятельность и определить психологические факторы ее эффективности, выявить и сформировать требования к боевым качествам воинов различных видов и родов войск, к организационному оформлению психологической службы, имеющей штатные подразделения и структуры.

Выделяются следующие этапы развития психологической работы в российских Вооруженных силах.

Первый этап (вторая половина Х1Хв. — 1917 г.) отражает процесс накопления фактического и исследовательского материала в интересах применения психологической науки в практике военного дела. В этот период предпринимаются попытки исследовать боевую деятельность и определить факторы (в том

числе социальные и социально-психологические) ее эффективности, формируются требования к боевым качествам воинов различных родов войск (А. Агапе-ев, Н. А, Корф, А. П. Нечаев, Н. Н. Головин, Ф. Гершельман, П. И. Изместьев, М. И. Драгомиров, В. Н. Полянский, А. С. Зыков, А. С. Резанов и др.). На этом этапе создаются специальные психологические научно-исследовательские учреждения: экспериментальная лаборатория в Военно-медицинской академии, экспериментальная психологическая лаборатория на педагогических курсах Управления военно-учебных заведений, лаборатории в кадетских корпусах. Данные научных и экспериментальных исследований находят отражение в военных изданиях («Военно-медицинский журнал», «Военный сборник», газеты «Русский инвалид», «Разведчик», «Психиатрическая газета»), в содержании преподаваемой в академиях и училищах военной психологии. Получает развитие система оказания психиатрической помощи воинам, пострадавшим во время войны. С этой целью вводятся должности военных врачей-психиатров, организуются психиатрические отделения в военных госпиталях. Неоценимый вклад в теорию и практику оказания психологической помощи пострадавшим военнослужащим внесли известные российские психологи и врачи-психиатры: В. М. Бехтерев, М. И. Аствацатуров, Г. Е. Шумков, С. Д. Владычко и др.

Второй этап (20-30-е гг.) — этап организационного оформления психологической работы и психологического обеспечения учебно-боевой деятельности войск. В это время совершенствуется процесс психофизиологических исследований, делаются попытки обоснования и проведения профессионального отбора, ведется активная пропаганда психологических знаний. В 20-х гг. разворачивается система психологических лабораторий: они создаются во всех округах, на флоте, в ряде академий и училищ, в ВВС, ВМФ, в бронетанковых войсках (центральные), а также по некоторым профилям (специализированные). Их работа профилируется по линии ГлавПУРа, Управления военно-учебных заведений, управлений боевой подготовки видов Вооруженных сил и родов войск, Центрального военно-медицинского управления. Среди психологов и военных ученых, внесших значительный вклад в разработку проблем научной организации и проведения психологической работы в войсках того периода, выделяются П. И. Изместьев, А. Е. Снесарев, Г. Ф. Гире, С. Е. Минц, А. А. Таланкин, Г. Д. Хаханьян и др.

Третий этап (1941 -1945 гг.) — этап практического применения достижений психологической науки в организации боевой деятельности советских войск. В организационном отношении психологическая работа не выделялась в самостоятельный вид деятельности, а проводилась в рамках партийно-политической работы. Особое развитие получили вопросы совершенствования психологических качеств, необходимых для достижения победы над врагом, подготовки психики военнослужащих к ведению боя. Характерной особенностью психологической работы, реализуемой в ходе боевой подготовки военнослужащих, была ее исключительно практическая направленность, учитывающая боевой опыт войск, а также опора и учет моральных качеств воинов, способствующих формированию высокой психологической устойчивости в бою. Военными и гражданскими психологами (Н. А. Коновалов, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. А. Смирнов, Б. М. Теплов, М. П. Феофанов, Г. А. Фортунатов и др.) в этот период изучались:

• причины страха, паники, пути их преодоления и предупреждения-• природа самоотверженности, смелости, мужества-

• условия ускоренного обучения военных специалистов — радистов, телеграфистов, летчиков, танкистов и т. д.-

• разрабатывались пути повышения зрительной и слуховой чувствительности воинов, ускоренной адаптации глаза к темноте, улучшения ночного зрения-

• решались задачи маскировки, восстановления функций речи и движений, утраченных после ранения.

Четвертый (послевоенный) этап (1946-1992 гг.) — этап обобщения боевого опыта и дальнейшего развития системы психологического обеспечения учебно-боевой деятельности. В этот период в центре внимания находятся вопросы организации и проведения психологической работы, повышения качества подготовки военных специалистов с учетом коренных изменений в военно-техническом оснащении войск, изменения стратегии и тактики ведения боя. В системе психологического обеспечения Вооруженных сил страны происходят определенные изменения:

• создаются центры научной разработки проблем, связанных с психологическим обеспечением учебно-боевой деятельности (Военно-политическая академия, Центр военно-социологических, психологических и правовых исследований ВС)-

• разворачиваются центральные исследовательские учреждения (лаборатории) в видах Вооруженных сил-

• вводится психологический отбор в военных училищах-

• в центральном аппарате, видах Вооруженных сил, округах и военкоматах функционируют должностные лица и лаборатории по военно-профессиональному отбору-

• идет процесс становления и развития системы психологической подготовки военных специалистов, разрабатываются методические приемы психологических тренировок-

• совершенствуется система психологического образования военных кадров. Во всех военных заведениях вводится учебная дисциплина «Военная психология и педагогика».

Пятый этап (с 1992 г. по настоящее время) — этап формирования нормативно-правовой базы психологической работы, создания психологической службы и развития ее концепции.

Психологическая служба — один из существенных компонентов системы морально-психологического обеспечения жизнедеятельности войск, представляющий собой сеть специализированных органов, подразделений и должностных лиц, объединенных в единую организационную структуру, содержание деятельности которых определяется понятием «психологическая работа».

Выделение психологической работы в самостоятельный вид деятельности и ее организационное оформление в виде психологической службы тесно связаны с процессом реформирования воспитательных структур Вооруженных сил РФ, деидеологизацией теоретических основ воспитания и обучения военнослужащих, потребностью квалифицированного психологического воздействия на личный состав.

Соотношение психологического обеспечения и психологической помощи в рамках проводимой в Вооруженных силах психологической работы



Рис. 1.1.

Соотношение психологического обеспечения и психологической помощи в рамках проводимой в Вооруженных силах психологической работы



Современный этап становления психологической службы характеризуется введением штатных должностей психологов (в Вооруженных силах — от батальона и выше), а также открытие центров и пунктов психологической помощи и реабилитации (штатных и нештатных), подразделений профессионального психологического отбора, научно-исследовательских подразделений и центров, разрабатывающих проблемы наиболее эффективного применения потенциала психологии в условиях воинской деятельности.

Сегодня понятия «психологическое обеспечение» и «психологическая работа» включены в нормативные документы. Вместе с тем, одновременное введение в оборот в начале 90-х гг. XX в. близких по содержанию терминов требует уточнения их соотношения между собой.

Термин «психологическая работа», как более широкий, применяется к деятельности соответствующих специалистов, как в мирное, так и в военное время, фиксируя направленность на деятельность, задачу (психологическое обеспечение) и на. человека, его психическое здоровье (психологическая помощь). На рис. 1.1 представлено соотношение психологического обеспечения и психологической помощи по ряду параметров, характеризующих отдельные аспекты психологической работы. Данное разграничение имеет относительный характер, выражая, так сказать, идеологию указанных видов деятельности (психологическое обеспечение, психологическая помощь), акцентируя их функциональную специфику по наиболее значимым параметрам.

Значительный вклад в разработку теоретических основ проведения психологической работы в войсках на протяжении последних десятилетий внесли такие специалисты в области военной психологии, как А. Я. Анцупов, Б. Ц. Бадмаев, А. В. Барабанщиков, Д. В. Гандер, М. И. Дьяченко, О. И. Жданов, Л. Ф. Железняк, А. Г. Караяни, М. П. Коробейников, П. А. Корчемный, Г. Д. Луков, В. Ф. Перевалов, К. К. Платонов, В. Н. Селезнев, А. М. Столяренко, В. В: Сысоев, С. И. Съе-дин, Н. Ф. Феденко, В. Т. Юсов, Э. П. Утлик и многие др. С середины 90-х гг. XX в. проведен ряд военно-психологических исследований, непосредственно направленных на изучение профессиональной деятельности военных психологов по различным направлениям и обоснованию психологических условий повышения ее эффективности (В. С. Николин, И. В. Сыромятников, А. Ю. Федотов, А. Н. Харитонов и др.)<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Определение психологической работы и основные этапы ее развития