Профессиональная ориентация как социально-экономическая и психологическая проблема
Видео: Профессиональная ориентация учащихся
Проблема выбора профессии известна с давних времен. Еще в середине третьего тысячелетия до нашей эры в Древнем Вавилоне проводились испытания выпускников школ, где готовились писцы, а в Древнем Китае уже существовала система проверки способностей лиц, желавших занять должности правительственных чиновников. Древнегреческий философ Платон отмечал: «люди рождаются не слишком похожими друг на друга, их природа бывает различна, да и способности к тому или иному делу тоже Можно сделать все в большем количестве лучше и легче, если выполнять одну какую-либо работу соответственно своим природным задаткам» . К проблеме правильного профессионального определения в разное время обращались Аристотель, Т.Мор, Т.Кампанелла, Р.Оуэн, Т.Гоббс, М.Монтень, Г.Гегель.Возникновение профессиональной ориентации на научной основе обычно связывают с появлением первого кабинета профориентации в 1903 году в Страсбурге (Франция) и бюро по выбору профессий в Бостоне (США), основанное профессором Гарвардского университета Ф. Парсонсом в 1908 году . Несколько позднее практические службы по профориентации и профотбору были созданы в Нью-Йорке, других городах США, а затем и во многих более развитых в промышленном отношении странах Европы – Англии, Германии, Франции, Бельгии, Австрии и др.
В России первой работой, где была предпринята попытка прямого анализа особенностей выбора молодежью конкретных видов учебной и профессиональной деятельности, стала книга Н.И. Киреева «Выбор факультета и прохождение университетского курса», в которой автор анализировал случаи ошибочного выбора факультета и их причины. Более систематическое исследование профессиональных интересов молодежи, способов их реализации было предпринято М.А.Рыбниковой и Н.А.Рыбниковым, издавшими в 1917 году книгу «На распутье»1.
Устойчивое функционирование и развитие профессиональной ориентации имеет в своей основе социально-экономические и психологические корни. Рассматривая предпосылки становления профессиональной ориентации, Н.С.Пряжников (1996) к социально-экономическим составляющим ее развития в начале двадцатого столетия относит бурный рост промышленного производства в ряде стран и значительное усиление миграционных процессов, связанных с проблемой поиска работы. С этой же проблемой в тот период столкнулись и сами работодатели, перед которыми возник рынок рабочей силы и появилась возможность выбирать наиболее достойных. Таким образом, появилась необходимость в развитии специальных профориентационных служб, которые обслуживали бы значительные массы людей и отвечали бы потребностям как претендентов на новые рабочие места, так и предпринимателей, предлагающих эти места.
Психологической предпосылкой развития профессиональной ориентации, по мнению названного ученого, стала реально возникшая перед значительными массами людей на рубеже XIX и XX веков проблема свободы выбора (свободы самоопределения).
Профессиональное самоопределение является ключевой проблемой профориентации и изучается в русле теорий профессиональной ориентации, профессиональной консультации и руководства выбором профессии. Понимание сущности профессионального самоопределения у разных исследователей различно и характеризуется обилием противоречивых теорий, терминологической нечеткостью, отрывом от реальных запросов практики. При этом особенности подходов к разработке проблемы профессионального самоопределения зависят прежде всего от исходных философско-мировоззренческих позиций ученого и от задачи, которая стоит перед ним.
Рассматривая зарубежный опыт развития системы профориентации, можно выделить ряд четко обозначенных подходов к данной проблематике. Кратко рассмотрим лишь основные из них. К ним относятся: дифференциально-диагностический, типологический, мотивационный, динамически аналитический подходы и концепция профессионального развития.
Дифференциально-диагностическая концепция имеет самую богатую историю. Основанием для её возникновения послужили достижения в области дифференциальной психологии с её психометрическими понятиями и методами. Концепция основывается на сформулированных Ф. Парсонсом (США) в 1909 году трех классических постулатах:
• каждый человек по своим индивидуально-психологическим качествам подходит к единственной профессии-
• профессиональная успешность и удовлетворенность профессией обусловлены степенью соответствия индивидуальных качеств требованиям профессии-
• профессиональный выбор является сознательным и рациональным процессом, в котором сам индивид или профконсультант определяет структуру имеющихся качеств и соотносит её со структурой требований профессий к человеку.
Основные ограничения данной концепции профориентации заключаются в том, что существующие методы и методики оценки профпригодности из-за изменчивости личностных структур и профессиональных требований недостаточно прогностичны, а человек в реальной жизни не ограничивается открытием только той профессии, для которой он «предуготовлен». Несмотря на эти ограничения, дифференциально-диагностический подход к профессиональной ориентации и профконсультированию сохранил свои позиции в США и Франции, а в Англии, Японии и Германии он является доминирующим.
Теория профессионального развития личности была выдвинута в 50-е годы Дональдом Сьюпером (США). Основные положения данного подхода заключаются в том, что профессиональное развитие человека рассматривается как продолжающееся всю его жизнь. Поэтому в условиях быстро меняющегося профессионального мира человек делает несколько профессиональных выборов. Профориентация при этом рассматривается как обучение, то есть человека учат разбираться в себе самом и быстро меняющемся мире профессий и принимать правильное решение при профессиональном самоопределении. Задача профконсультанта сводится лишь к оказанию помощи человеку, а принимает решение он самостоятельно.
Основные положения рассматриваемой концепции были конкретизированы в ступенчатой модели профессионального развития человека, которая включает стадии:
• пробуждения (от рождения до 14 лет). На этой стадии формируются физиологические и психологические функции человека, а в фазе способностей (13-14 лет) опробываются индивидуальные способности и появляются представления о профессиональных требованиях и профессиональном образовании-
• исследования (15-24 года). На этой стадии происходит апробация предварительного профессионального выбора индивида при ориентации его на свои реальные профессиональные возможности. Она заканчивается выбором профессии-
• консолидации (24-44 года). На этой стадии происходит закрепление и упрочение выбора. При этом индивид стремится обеспечить в найденном профессиональном поле устойчивую личную позицию-
• сохранения (45-64года). Эта стадия характеризуется периодом стабилизации, когда профессиональное развитие индивида идет в одном определенном направлении без отклонений за рамки выбранного профессионального поля-
• спада (с 65 лет). Эта стадия характеризуется спадом профессиональной деятельности и отставкой.
Используя результаты изучения карьер более чем 5000 человек, Д.Сьюпер выделил четыре типа профессионального развития:
• обычный, при котором человек проходит последовательно все 5 стадий профессионального развития-
• стабильный, при котором человек раньше выбирает профессию, быстро закрепляется, и стадия сохранения (стабилизации) является самой длительный-
• нестабильный, при котором человек, выбрав профессию, не закрепляется на стадии консолидации и возвращается назад (на стадию исследования). Период стабилизации наступает после многократных попыток-
• тип карьеры с множественными выборами, при котором период стабилизации у человека не наступает из-за невозможности закрепить один из выборов на стадии консолидации.
Необходимо отметить, что, несмотря на популярность за рубежом концепции профессионального развития, широкого распространения в практике профориентационной работы она не получила из-за недостаточной разработанности методического обеспечения.
Типологическая концепция профориентации была предложена в конце 60-х годов Джоном Холландом (США). Основные ее положения сводятся к тому, что при профессиональном самоопределении индивид совершает три основных выбора:
• определяет личностный тип-
• находит тип профессиональной среды (круг людей, орудия и предметы труда и определенный вид операций), соответствующий данному личностному типу-
• выбирает один из четырёх квалификационных уровней этой профессиональной среды, что определяется развитием интеллекта и самооценки.
На основе исследования комплексных ориентаций личности при профессиональном самоопределении Д. Холланд разработал следующее описание профессиональных типов (профессиональных ориентаций) личности:
1. Реалистический (R) (мужской тип): активность, агрессивность, интерес к физической активности, моторные способности, предпочтение чего-то конкретной работе, конвенциональность в политике и экономике- в профессиональном выборе – ремесленные занятия, техника, сельское и лесное хозяйство.
2. Интеллектуальный (I): отсутствие направленности на общение, интерес к абстрактным проблемам, способности в манипулировании символами, слабая физическая и социальная активность, неконвенциональные ценности- в профессиональном выборе – естественнонаучные дисциплины, математика.
3. Социальный (S): социальная ответственность, потребность во взаимодействии, вербальные и социальные способности, эмоциональность и активность в решении социальных проблем- в профессиональном выборе – педагогика, социальное обеспечение, клиническая психология, профконсультация.
4. Предпринимательский (E): сила, руководство, вербальные способности, уверенность в себе, конкурентность, избегание однозначных ситуаций, монотонной умственной работы- в профессиональном выборе - предпринимательство, промышленное консультирование, сфера обслуживания.
5. Конвенциональный (C): предпочтение структурированной вербальной или знаковой деятельности, подчиненные роли, конформность, избегание неопределенных ситуаций, социальной активности и физического напряжения, идентификация с позицией власти, ценность материального положения и статуса- в профессиональном выборе – банковская служба, бухгалтерия, статистика.
6. Художественный, артистический (A): чувствительность, потребность в самовыражении, избегание однообразной и физической работы, неуверенность в себе, женственность- в профессиональном выборе – искусство, культура.
При выборе профессии становится важным, чтобы каждый тип личности попал в родственный тип профессиональной среды, т. е. если типы совпадают, то выбор профессии является успешным. В связи с этим и профориентация направлена на решение задач описания и объяснения различных типов профессиональной среды и оказания помощи человеку в самопознании и получении знаний о профессиональном мире.
Типологическая концепция в последние годы стала занимать одно из ведущих положений в теории и практике профконсультационной работы развитых зарубежных стран.
Мотивационная концепция профориентации опирается на теорию мотивации А.Маслоу, центральной задачей которой является выявление внутренних сил личности, побуждающих её к определенному типу поведения. Исследования в этой области направлены на то, чтобы понять, что заставляет человека работать, какие цели он стремится достичь благодаря профессиональному труду, какое удовлетворение ищет в работе. Уже первые результаты подобных исследований, проведенных в 1947 году, показали, что даже работники сферы физического труда в первую очередь ценят человеческие взаимоотношения, затем «внутреннюю природу труда» и лишь в последнюю очередь – «средства жизни». На этом основании был сделан вывод о том, что для сохранения работы определяющими оказываются условия социально-психологического порядка, а не требования работы, которые «не соответствуют» психическим качествам работающего. Удовлетворение трудом зависит как от особенностей работы, так и от особенностей самих людей.
Необходимо отметить, что, несмотря на многие положительные стороны, мотивационная концепция широкого распространения в практике профориентационной работы ещё не получила. Это объясняется прежде всего недостаточной обоснованностью отдельных делений при группировке профессий и достоверностью интерпретации содержания некоторых профессий.
Японский исследователь С. Фукуяма (1989) в 40-50-х годах сформулировал концепцию профориентации, которую можно назвать динамически аналитической. Он определял профориентацию как динамический процесс развития человека.
Основное положение, на котором основывается его теория, заключается в том, что профориентация связана с особым и уникальным явлением синтеза двух внешне противоречивых феноменов – образования и экономики. Это область исследований, логическая структура которой состоит из двух частей. Одна включает воспитание способности выбирать род занятий путём самоанализа, анализа профессий и профессиональных проб. Другая предполагает оценку результата выбора профессии по реальному занятию в сфере производства (или в сфере обучения) и последующему трудовому наставничеству.
Автор широко раскрывает проблему удовлетворенности трудом, которая зависит от способностей человека выбрать себе занятие. Для развития таких способностей индивид должен познать себя. Столь же важным является знание о возможностях получения образования и профессионального роста, которые открываются в связи с постоянными социальными и экономическими изменениями, а также понимание реальностей мира труда. Неотъемлемой частью профессиональной ориентации Фукуяма считает профессиональную пробу (профиспытание). В процессе профессиональных проб оптант получает опыт той работы, которую он выбрал, и пытается определить, соответствует ли характер данной деятельности его способностям и умениям. Профессиональная проба является наиболее важным этапом профессиональной ориентации.
Автор предлагает собственное методическое обеспечение диагностики профессиональных склонностей оптанта (F-test).
Таким образом, в рамках динамически аналитической концепции профессиональная ориентация – это способ профессионального самоопределения, имеющий три составные части: самоанализ (параллельно контролируется изучением оптанта профориентатором с последующим сопоставлением обеих оценок), анализ профессий, профессиональная проба с последующим трудовым наставничеством.
Психоаналитический подход к проблеме выбора профессии обозначен в работах З.Фрейда и его последователей. С точки зрения психоанализа выбор профессии происходит в соответствии с типом характера, определяемого в сексуальных или несексуальных понятиях, а также в зависимости от возможностей сублимационного процесса у конкретного человека. По мнению К.Г.Юнга, каждой профессии свойственна определенная маска, которую носит член общества. В процессе же своей жизни человек обучается вести себя в соответствии с социальными ожиданиями. Выбор профессии происходит в большей степени инстинктивно, чем сознательно. При этом большую роль играют преобладающие психические функции (мышление, чувствование, ощущение и интуиция), а также экстравертированный или интровертированный способ отношения к миру.
А.Адлер придерживался теории компенсации человеком в профессии его недостаточно развитых природных качеств. Данное явление наглядно подтверждается, когда слабо развитые в физическом отношении юноши выбирают наиболее «мужественные» военные профессии.
Р.Штекель выделяет следующие причины, определяющие выбор профессии:
1) внутреннее отождествление себя с одним из родителей-
2) стремление противостоять профессии родителя-
3) гнет своих склонностей, которые имеют определенный антикультурный оттенок-
4) подчинение своим бессознательным склонностям (например, к профессии парикмахера, башмачника, массажиста, дамского портного, ювелира)-
5) нарциссизм (профессия выбирается человеком для защиты себя от своих собственных склонностей, способных повредить ему лично). Так, судья стремится посредством своей профессии держать в рамках собственную аморальность.
Слабой стороной применения психоаналитических подходов к проблеме профессионального самоопределения является описательный характер исследований.
Небезынтересна точка зрения американских исследователей Д.Кемпбелла (Campbell), Л.Дунетта (Dunette), У.Лоулера (Lauler) и Д.Бейка (Bake), а также Ф.Ланди (Landy). Они исходят из предпосылки, что психофизиологические характеристики индивида не являются константой, величиной с низким потенциалом развития, а подвержены не только закономерным изменениям в процессе филогенеза (индивидуального развития личности), но и могут быть в значительной степени изменены (развиты или подавлены) с помощью различных психологических приемов. В качестве таких приемов предлагается профессиональный тренинг. Тренинг рассматривается не только и не столько как метод обучения, но и прежде всего как метод изменения мотивационных структур, установок, личностных характеристик, свойств психических процессов, развития профессионально важных качеств индивида.
Профессиональная ориентация, таким образом, сводится к корригирующему воздействию на индивида, «встраиванию его в модель планируемой социально-приемлемой активности». Названными учеными предложены более 20 методик профессионального тренинга, которые используются в этих целях и включают три группы:
- техника представления информации-
- имитационные методы-
- рабочий (трудовой) тренинг.
Перечисленные методы применяются в индивидуальной и групповой формах. В положения данной концепции хорошо вписывается широко используемая в целях профориентации техника массовой рекламы. Её можно рассматривать как технику представления информации, которая рассчитана не только на молодёжь, но и на их родителей, то есть на тех, кто во многом определяет жизненный выбор молодых людей.
Несмотря на прекрасный методический аппарат, теоретические предпосылки исследований представляются сомнительными.
В нашей стране к настоящему времени в основном сформировались и используются в качестве методологической основы профессиональной ориентации четыре концепции: диагностическая, воспитывающая, социоцентрическая и самопознания.
Поделиться в соцсетях:
Похожие