lovmedgu.ru

Возникновение и развитие военной психологии

Видео: История психиатрии. Книдская и Косская школы и деятельность Гиппократа.

Современная психологическая наука состоит из множества разнообразных отраслей, разделов и направлений, которые возникали и формировались в процессе развития психологической науки. Вместе с тем необходимо отметить, что на протяжении всей своей истории развития психологическая наука наиболее бурно развивалась в периоды, связанные с необходимостью решать задачи обеспечения деятельности человека в необычных или очень сложных условиях. К числу таких деятельностей с полным основанием относится и военное дело.

Интерес к «солдатской душе» выказывали многие видные полководцы начиная с античных времен. О необходимости закалять дух воина говорил еще Александр Македонский. Большое внимание психологической готовности солдата к бою уделяли и русские полководцы.

Особо важное значение для развития военно-психологической мысли в России сыграли прогрессивные взгляды А. В. Суворова (1730-1800). По существу, Суворов обосновал и создал на практике систему психологической подготовки войск. Понимая значение умственного развития воинов, он говорил, что с «солдатом без головы никакой баталии выиграть нельзя». Поэтому Суворов всячески ратовал за такую учебу, которая бы вызывала у солдат интерес, заставляла их думать и действовать в различных условиях, помогала им быть бодрыми, смелыми, мужественными и стойкими. Суворову принадлежит почти исчерпывающий для того времени и не устаревший и поныне перечень качеств, необходимых воину:

любовь к Отечеству, чувство воинского долга, уверенность в победе, сообразительность, находчивость, взаимовыручка, твердая воля, инициатива, военная хитрость, активность и т. д.*

Ученик Суворова М. И. Кутузов (1745-1813) постоянно претворял в жизнь суворовские идеи о решающей роли человека на войне. На флоте прогрессивные идеи о необходимости морально-психологической подготовки матросов постоянно развивали и пытались воплощать на практике Ф. Ф. Ушаков (1745-1817), Д. Н. Сеня-вин (1763-1831), М. П. Лазарев (1788-1851), П. С. Нахимов (1802-1855) и др.

Так, адмирал П. С. Нахимов говорил, что «матрос есть главный двигатель на военном корабле, а мы только пружины, которые на него действуют. Матрос управ-

` Суворов А. В. Наука побеждать. (Несколько изданий.)



ляет парусами, он же наводит орудие на неприятеля- матрос бросится на абордаж, ежели понадобится- все сделает матрос... Вот кого нам нужно возвышать, учить, возбуждать в них смелость, геройство...»`

Существенный вклад в развитие военной психологии в конце XIX — начале XX в. внес адмирал С. О. Макаров (1848-1904)2. Он постоянно говорил о том, что каждый поход необходимо полностью использовать для приобретения новых знаний и навыков, для формирования таких качеств, как смелость, находчивость, хладнокровие, глазомер, выносливость, умелость. Только такие высокие морально-боевые свойства, несомненно, позволят матросу быть готовым ко всем случайностям в морском бою.

Макаров впервые предложил приспособить специальный корабль для психологической подготовки матросов и офицеров к борьбе за живучесть кораблей. Свое мнение он предварил следующими словами: «Человек так создан, что он пойдет на верную смерть, когда опасность ему знакома, но его пугает даже шум трюмной воды, если он к нему не привык. Приучите людей к этому шуму, и они будут бороться с пробоинами до последней крайности»3. На этом учебном судне по требованию Макарова должны были тренироваться команды всех кораблей.

Большой вклад в развитие военной психологии во второй половине XIX в. внес генерал М. И. Драгомиров (1830-1905). Ему принадлежит немало работ по обоснованию психологических путей военного воспитания и обучения солдат. В подготовке войск он четко различал воспитание и обучение, но не отрывал их друг от друга. При этом первое он рассматривал как процесс закрепления определенных умственных и нравственных качеств, развития воли, формирования морально-боевых состояний и готовности к бою.

Драгомиров постоянно требовал приближения условий учений и маневров к условиям боевой обстановки. Его утверждение о том, что учебная обстановка должна быть не только «внешним подобием боя», но и реальной напряженной обстановкой, которая своим внутренним содержанием формирует у солдат и офицеров необходимые боевые и психологические качества, весьма актуальна и сегодня. В целях формирования психологической готовности к бою он рекомендовал проводить одиночное обстреливание солдат у мишеней, учения под траекториями снарядов, боевые стрельбы артиллерии на две стороны.

В системе военно-психологических взглядов Драгомирова центральное место занимают два понятия — самосохранение и самоотвержение. Причем поведение человека в бою он определял борьбой между ними: самоотвержение поддерживается и развивается волей, а самосохранение — умом. Областью воли ведает воспитание, а ума — обучение. Так как в бою необходимо в первую очередь самоотвержение, то военное дело «более волевое, нежели умовое», поэтому и воспита-` ние воина, по мнению Драгомирова, важнее его обучения.

` Нахимов П. С. Документы и материалы. — М , 1954

2 Макаров С. О. Рассуждения по вопросам морской тактики. — М., 1942.

3 Морской сборник. Неофициальный отдел. — 1876. — № 1.

Но подлинное использование возможностей психологии в интересах военного дела началось лишь в XX в. Как это ни парадоксально, но Первая мировая война послужила предпосылкой к прикладному использованию психологических знаний в армии и толчком к дальнейшему развитию практической психологии в целом. Если до этого момента психика солдата интересовала в основном лишь наиболее прогрессивных военачальников и военных врачей-психиатров, то с возникновением реальной угрозы мировой войны интерес к психологии возрос многократно. Это было обусловлено прежде всего необходимостью рационального использования человеческих ресурсов, что возможно лишь с учетом психологических особенностей и возможностей человека.

Так, США готовились к вступлению в Первую мировую войну особенно активно, поскольку к тому времени не имели такого военного потенциала, как прочие воюющие стороны. Еще до вступления в войну в 1917 г. военные власти обратились к крупнейшим психологам страны — Э. Торндайку, Р. Йерксу, Г. Уипплу — с предложением возглавить целое научное направление, связанное с решением проблемы применения психологии в военном деле. Американская ассоциация психологов и ряд крупнейших университетов быстро развернули работу в этом направлении. Была создана специальная Психологическая комиссия, состоявшая из ряда секций, которые решали следующие проблемы: изучение военной психологии, психологические испытания пригодности к службе в авиации, общие испытания рекрутов для исследования их интеллекта, выбор людей для специальных назначений и т. д. Возглавлял комиссию Р. Йеркс, под чьим руководством были созданы первые групповые тесты для массовой оценки пригодности (в основном по интеллекту) призывников к службе в различных родах войск: армейский тест «альфа» для грамотных и армейский тест «бета» для неграмотных.

В ходе разработки системы комплектования армейских подразделений в преддверии Первой мировой войны американские психологи обследовали более 1700 тыс. солдат и около 40 тыс. офицеров. В результате ими были разработаны не только первые принципы организации массовых исследований, но и принципы использования психологической науки для решения прикладных задач профессионального психологического отбора, а полученный в годы войны опыт организации профессионального психологического отбора военнослужащих нашел весьма широкое применение в обычной жизни.

Первая мировая война послужила толчком для развития военной психологии и в России. Так, в 1897 г. в Учебно-воздухоплавательном парке выпускник Военно-хирургической академии военный врач С. П. Мунт провел первые в России специальные физиологические и психологические исследования о влиянии полетов на воздушных шарах на человека. В 1911 г. он выступил на заседании совета Императорского Всероссийского аэроклуба с результатами наблюдений над воздухоплавателями и летчиками. Об этом доложили военному министру, и по его приказу в 1913 г. в Гатчинской авиационной школе была организована первая в России специальная физиологическая лаборатория.

В 1920-х и первой половине 1930-х гг. в России отмечался рост интереса к решению задач с применением психологических знаний в различных условиях профессиональной деятельности. В системе Наркомата труда РСФСР были организованы бюро профессиональной консультации, Межведомственный координационный совет по профессиональному подбору и профессиональной консультации, специальные лаборатории и кабинеты. В их задачу входили подготовка и осуществление профориентационных мероприятий, психологический анализ различных видов трудовой деятельности, изучение индивидуальных особенностей и оценка профессиональной пригодности людей, формирование конкретных рекомендаций по выбору специальности.

Следует отметить, что бурное развитие психологии в этот период в значительной степени было вызвано военно-политическими и экономическими факторами. Молодой Советской республике была необходима боеспособная армия. В ряду важнейших задач, стоявших перед отечественными психологами тех лет, были выяснение специфики формирования военных знаний, умений, навыков- разработка методов отбора и оценка профессиональной пригодности кандидатов на учебу- оптимизация процесса подготовки военных специалистов. В округах, военных школах летчиков и некоторых других учебных заведениях были созданы психофизиологические лаборатории, которые осуществляли свои исследования под руководством секции психофизиологов при Малом академическом совете Реввоенсовета республики, а затем Центральная комиссия по организации психофизиологических испытаний в Красной Армии.

Большое участие в развитии военной психологической мысли в России в 1920-х гг. принял М. В. Фрунзе. Одной из важнейших задач военных психологов в вооруженных силах М. В. Фрунзе считал организацию психологических исследований с целью отбора и распределения личного состава. Выступая с докладом на Первом Всесоюзном совещании Военно-научного общества СССР 22 мая 1925 г., он сказал: «...момент правильного подхода к распределению призывного контингента между разными родами оружия является для нас во многих случаях почти решающим. Если мы в морской флот, в специальные технические войска, в авиацию будем давать такой контингент, который по своей физической структуре, по своей психологии не пригоден для несения службы в этих родах оружия, то тем самым мы весьма и весьма ударим по их боевой мощи»`.

В 1924-1925 гг., будучи во главе Вооруженных сил, М. В. Фрунзе дал указание и активно способствовал созданию широкой сети центральных, окружных и школьных психофизиологических лабораторий, которые положили начало серьезным исследованиям психологии воинской деятельности. Военные психологи занимались исследованием психофизиологических характеристик работы воинов различных специальностей (авиаторов, водителей, пехотинцев, танкистов). Они создавали и совершенствовали методы профессионального отбора, составляли про-фессиограммы некоторых военных специальностей — артиллериста, пулеметчика и др., т. е. перечни психологических качеств, необходимых для конкретных военных профессий. Разрабатывались ими и методы психологических и физических тренировок для повышения работоспособности и уменьшения утомляемости в ходе различных видов воинской деятельности.

Фрунзе М. В Убранные произведения. — М., 1957. 2 Зак 796

Следует отметить, что к исследованию психологических проблем деятельности военнослужащих и армейских коллективов были привлечены лучшие специалисты страны. Так, Б. М. Теплов — впоследствии крупнейший советский психолог — более десяти лет занимался психологическим исследованием военно-маскировочных проблем. Результаты его исследований нашли практическое применение в годы Великой Отечественной войны.

Многие психологические изыскания проводились в то время непосредственно в полевых условиях, придававших им определенную теоретическую и практическую ценность. Опыт деятельности многих научно-исследовательских лабораторий был обобщен в значительном количестве книг и в 10 выпусках Военно-медицинской академии под общим названием «Материалы по психофизиологии труда в РККА» (1933 г.).

Но активная исследовательская и практическая работа в области военной психологии прекратилась в 1937 г., когда психологические и психофизиологические лаборатории были ликвидированы в ходе разгрома педологии — науки о развитии и воспитании детей, в соответствии со специальным постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса»`. Это, конечно, не означает, что развитие военной психологии в России прекратилось, но темпы ее развития существенно замедлились.

В годы Великой Отечественной войны достаточно многое было сделано для распространения и практического применения военно-психологических знаний. Причем значительный вклад в разработку проблем военной психологии для нужд фронта внесли гражданские психологи. Они активно участвовали в проведении военно-психологических исследований по психологии воинского коллектива, особенностям деятельности и качествам командного состава, психологии боя, специальным тренировкам в боевой деятельности и т. д. Особое направление деятельности психологов составляли вопросы медико-психологической реабилитации и восстановления боеспособности и трудоспособности раненых военнослужащих. Весьма существенный вклад в решение данной проблемы внесли советские психологи Б. Г. Ананьев, С. Г. Геллерштейн, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лу-рия, Д. Н. Узнадзе и др.

В годы войны были проведены психологические исследования по некоторым частным проблемам, имеющим широкое практическое применение в военном деле. Так, К. X. Кекчеев разработал пути повышения зрительной и слуховой чувствительности, методы ускорения адаптации глаз, психофизиологические основы маскировки и разведки. Б. М. Теплов опубликовал военно-психологическое исследование «Ум полководца». Над вопросами мотивации поведения воинов работал С. Л. Рубинштейн.

В послевоенные годы интерес к психологии в войсках заметно вырос. Это было обусловлено необходимостью переосмыслить боевой опыт и на его основе изменить систему подготовки частей и подразделений в мирное время. В связи с этим

` Директивы ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном образовании. Сборник документов за 1917-1947 гг. Вып 1. - М.- Л., 1947.

в ряде военно-учебных заведений в 1946-1947 гг. был введен курс военной психологии и педагогики, что, в свою очередь, резко активизировало военно-психологические исследования.

В военно-педагогических институтах помимо обучения слушателей преподавателями и адъюнктами кафедр военной психологии и педагогики проводилась большая научно-исследовательская работа, в которой активное участие принимали крупные гражданские психологи Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и их сотрудники. Они оказывали помощь военным психологам в чтении лекций, разработке курсов, в подготовке научных кадров и учебно-материальной базы. На кафедре общей и военной психологии Военно-педагогического института Совет` ской Армии и на кафедре педагогики и психологии Высшего военно-педагогического института имени М. И. Калинина проводились исследовательские работы. Разрабатывались такие темы, как психология подготовительных упражнений при обучении стрельбе, процессы мышления при решении учебных задач, психологический анализ процесса чтения топографической карты, психология формирования волевого действия, военные идеалы суворовцев, психологический анализ подвига советского воина и т. д.

Начиная с 1948 г. под руководством доктора медицинских наук, профессора К. К. Платонова проводился ряд экспериментальных исследований, итоги которых были подведены в монографии «Психология летного труда»`. Эти исследования не только оказали помощь в обучении летного состава, но и позволили быстрее и успешнее решать новые проблемы психологического обеспечения профессиональной деятельности военнослужащих.

В течение 1960-х гг. расширяется подготовка научных кадров высшей квалификации в области военной психологии, издаются учебные пособия, монографии и другие работы. Если в первой половине 1960-х гг. основным заказчиком военной психологии была военная педагогика, то во второй половине происходит возникновение новых разделов военно-психологических знаний, в том числе военно-инженерной психологии. Возобновляются исследования в тех отраслях и направлениях, разработка которых прекратилась в 1930-е гг., — в военно-социальной психологии, психологическом отборе воинов-специалистов2.

Большое внимание вопросам психологического обеспечения профессиональной деятельности военнослужащих стали уделять в 80-90-х гг. XX в. Это было связано с широким внедрением в практику комплектования частей и подразделений мероприятий профессионального психологического отбора военнослужащих. В штат высших военно-учебных заведений и учебных центров были введены штатные подразделения профессионального психологического отбора.

За очень короткое время мероприятия профессионального психологического отбора стали весьма популярны. Данное обстоятельство было обусловлено прежде всего их экономической целесообразностью. Известно, что подготовка одного

` Платонов К. К. Психология летного труда. — М., 1960.

2 Барабанщиков А. В, Глоточкин А. Д., Феденко Н. Ф., Шеляг Р. В. Психология воинского коллектива. — М., 1967- Психологический отбор летчиков. — Киев, 1966- Военная инженерная психология / Под редакцией Б. Ф. Ломова, Ф. Рубахина и В. В. Офицерова. — М., 1970.

специалиста — это достаточно дорогая процедура и требует достаточно больших финансовых затрат. Однако если в процессе обучения выясняется, что по своим личностным и индивидуально-психологическим характеристикам военнослужащий не соответствует своей будущей специальности, то все затраты на его подготовку оказываются бессмысленными. Так, в процессе многочисленных исследований было установлено, что степень соответствия индивидуально-психологических и личностных характеристик военнослужащего будущей специальности оказывает существенное влияние на ход обучения. Чем выше степень данного соответствия, тем быстрее и эффективнее может протекать обучение. В то же время военнослужащие, которые по своим индивидуально-психологическим особенностям не соответствуют будущей военной специальности, не только испытывают затруднения в процессе обучения, но и в большинстве случаев не могут усвоить учебную программу. Поэтому мероприятия профессионального психологического отбора, направленные на определение степени соответствия военнослужащего требованиям специальности, являются экономически выгодными.

В конце XX — начале XXI в. Россия столкнулась с локальным военным конфликтом на территории Северного Кавказа. Необходимость решения практических задач по повышению деятельности в боевой обстановке и профилактика посттравматических расстройств обусловили активное развитие такого направления военной психологии, как медико-психологическое обеспечение профессиональной деятельности военнослужащих. За очень короткое время, всего 2-3 года, была разработана и апробирована на практике эффективная система оказания медико-психологической помощи военнослужащим, принимавшим участие в ведении боевых действий в рамках локального военного конфликта. Основной вклад в разработку данной системы внесли сотрудники Военно-медицинской академии. Одновременно с этим сотрудниками 178-го Научно-практического центра Генерального штаба была завершена разработка организационных основ проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных силах.

В настоящее время отечественная военная психология продолжает решать проблемы, возникающие под влиянием потребностей войсковой практики, внося все более ощутимый вклад в повышение боеспособности Вооруженных сил. В процессе целенаправленных исследований военными психологами и военными врачами-психофизиологами были выявлены факты, которые оказались значимыми не только для военной психологии и военной медицины, но и для других отраслей современной науки и практики.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Возникновение и развитие военной психологии