lovmedgu.ru

Методика военно-патриотического воспитания студентов на военных кафедрах

Видео: Г.Абдыкаликова посетила Национальный военно-патриотический центр Вооруженных Сил РК

В современной сложной социально-политической обстановке, в условиях идеологического вакуума, в которых находится наша страна, единственно прочной, цементирующей основой для сохранения целостности России могут быть только идеи патриотизма, так как никакие другие идеи: коммунизма или либерализма, демократии или тоталитаризма, религии или атеизма и им подобные, в не стабильном, далёком от согласия и уступок обществе, не

Макаренко А.С. Соч. Т.7. - С.298, 299.

могут отражать интересы большинства народа, и, как следствие, играть роль силы, сплачивающей народ и армию.

Только на прочном фундаменте осознанного патриотизма и его высшем проявлении- готовности к защите Родины можно сформировать у народа, воинов армии и флота высокие нравственные и боевые качества, необходимые каждому гражданину новой демократической России. Именно поэтому военно-патриотическое воспитание всех российских граждан вообще, и молодёжи в частности, в настоящее время становится делом особой важности.

При этом важно помнить, что речь идёт о патриотическом сознании и формирующихся на его основе чувствах и качествах, которые известны на протяжении тысячелетней истории России, выражают общенациональные интересы, независимо от политических воззрений, и не имеют ничего общего с неприязнью и ненавистью к другим народам, с идеологией национализма и шовинизма.

Проблема патриотизма не относится к числу абстрактных, надуманных, интересующих лишь узкий круг людей. Значение патриотизма в жизни российского общества и государства можно объяснить следующими причинами.

Патриотизм- это вопрос исторической преемственности многих поколений людей, граждан единой исторической родины- России.

Проблема патриотизма - это проблема консолидации нашего общества, нынешняя разобщённость которого достигает иногда пугающих размеров. Патриотизм мог бы явиться одной из духовных основ, позволяющих объединить представителей самых разных политических направлений, включая и традиционно непримиримых.

Таким образом, исходя из рассмотренных установок, становится возможным сформулировать определение патриотизма.

Патриотизм- это одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам общества и государства, выражающих отношение личности к своему Отечеству и характеризующих высший уровень её развития в процессе деятельности на благо Родины. Это сложный способ духовно-психологического существования человека.

Основные признаки патриотизма: чувство Родины- любовь к Отечеству- гордость за своё Отечество, за символы государства, за свой народ- ответственность за судьбу Родины и своего народа, за их будущее- чувство долга перед Родиной- стремление к деятельности, направленной на процветание своего государства и народа, на повышение их международного авторитета- приверженность идеалам, ценностям и традициям своего Отечества- готовность сохранять и преумножать честь и славу Отечества- ощущение величия своей Родины- готовность защищать интересы своей Родины всеми средствами. В том числе оружием.

К основным функциям патриотизма относятся: воспитательная, регулятивная, интегративная и дифференцирующая.1

Воспитательная функция связана с формированием качеств гражданина-патриота и соответствующими критериями оценки общественных явлений, политических процессов.

Регулятивная функция связана с влиянием патриотических идей на сознание и поведение.

Интегративная функция отражает сплочённость этнической, социально- психологической, политической и экономической составляющих в развитии общества.

Дифференцирующая функция оказывает воздействие на идентификацию нации, общности страны, отражая их специфику.

Основными структурными компонентами патриотизма, как явления общественной жизни, являются: патриотическое сознание, патриотическое отношение и патриотическая деятельность.





1 Марьин В.В. Военно-патриотическое воспитание в современной России: Проблемы, задачи, пути решения. - Ставрополь, ООО «Росс», 2001. - 212с.

Патриотическое сознание - это отражение субъектом значимости своего Отечества и готовности предпринять необходимые действия по защите его национальных интересов.

Патриотические отношения возникают в процессе общественной практики как реальная связь субъекта с объектом своих действий, как своеобразный канал трансформации всех видов воздействия на объект патриотизма. Патриотические отношения выступают предпосылкой материализации патриотического сознания и осуществления патриотической деятельности.

Патриотическая деятельность - это способ воплощения патриотического сознания и реализации всех видов воздействия субъекта на объект патриотизма, совокупность действий, направленных на реализацию патриотических целей. Эта деятельность составляет материальную основу патриотизма, его реально ощущаемую и видимую сторону.

Патриотизм- это наши корни, наша национальная память. Патриотизм-это то общее, что объединяет все социальные слои, все политические силы нашего общества.

И поэтому, не случайно в истории России патриотическому воспитанию молодёжи всегда отводилась главенствующая роль, что позволяло воспитывать у воинов высокий моральный дух, героизм, мужество, инициативу и стойкость в бою.

Правильное определение цели военно-патриотического воспитания невозможно без уяснения того, к какой именно форме защиты Родины необходимо готовить молодёжь.

Военно-патриотическое воспитание должно быть четко ориентировано на определённую форму защиты Отечества, направлено на воспитание внутренней готовности и способности каждого к активному участию в вооружённой защите своего Отечества.

Сущность военно-патриотического воспитания заключается в том, что оно, являясь составной частью всей системы воспитания в обществе, представляет собой систематическую, целенаправленную деятельность общества, государства, их институтов и учреждений по формированию у граждан России беззаветной любви к Родине и готовности к её защите.

Цель военно-патриотического воспитания - формирование и развитие у граждан основных качеств и свойств, позволяющих им успешно выполнять социально значимые функции защиты Отечества и активно участвовать в деятельности, обеспечивающей реализацию его национальных интересов.

Цель военно-патриотического воспитания определяет две основные задачи, решение которых может способствовать возрастанию социальной активности подрастающего поколения, значительному повышению уровня его патриотизма, понимания гражданского и воинского долга перед Отечеством.

Первая задача заключается в формировании и развитии личности, обладающей важнейшими качествами гражданина-патриота России, способной активно участвовать в созидательном процессе прогрессивного развития страны, в укреплении и совершенствовании основ общества и государства.

Вторая задача заключается в осуществлении целенаправленной подготовки на государственном и военно-профессиональном уровне надёжных защитников Отечества для успешной реализации их функций в основных сферах социально значимой деятельности, связанной с обеспечением безопасности и могущества России.

В современных условиях, когда решается проблема профессионализации Вооружённых Сил, значительно возрастают роль и значение частного (специфического) компонента содержания военно-патриотического воспитания.

Исследуя характерные черты и особенности современной молодёжи, можно сделать следующие выводы:

Накопленный статистический материал позволяет судить о том, что позитивная мотивация по отношению к реформам у молодёжи в пять раз выше, чем у старших поколений. Вместе с тем, поколение современной молодёжи не несёт потенциала развития, состояние её растерянности отражает потерю страной передовых позиций в мире.

Резко снизился престиж нравственности, возросли интересы сугубо личного прагматического плана в молодёжной среде. У значительной части молодёжи разрушены и утрачены такие традиционные нравственно-психологические черты, как романтизм, самоотверженность, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску идеала.

Продолжается процесс переориентации нравственного сознания и чувств российской молодёжи по отношению к тем явлениям, которые недавно категорически осуждались: невыполнение долга, данного слова, проявление нечестности, неверности, половой распущенности, наркомании, иждивенчества, воровства, гомосексуализма, поклонения западным ценностям.

За последние годы значительно снизился умственный, творческий потенциал молодёжи. В глазах молодёжи продолжает быстро падать ценность умственного труда и образования. Быстро увеличивается количество заболеваний и отклонений, растёт число юношей с умственными недостатками, дефицитом веса. Для большей части молодёжи неоправданно приниженным является значение народного искусства, художественных произведений отечественной классики, традиционных промыслов и ремёсел. Не ослабевает интерес молодёжи к восприятию сцен и эпизодов насилия, жестокости в кино, на телевидении.

В социокультурных ценностях молодёжи наблюдается приоритет потребительских ориентаций. Продолжается «американизация» культурных потребностей, интересов и ценностей российской молодёжи.

Народная культура, традиции, обычаи, обряды, фольклор воспринимаются большей частью молодёжи как анахронизм. Заметно снижается политическая активность молодёжи.

Резко проявляется неадекватное отношение молодёжи к труду, к общественно- полезной деятельности.

Именно поэтому решение проблем военно-патриотического воспитания должно основываться на глубоком изучении и всестороннем анализе всех изменений, характеризующих особенности современной молодёжи и всего российского общества. Важное значение приобретают поиски и разработки принципиально новых подходов к созданию качественно новых основ в воспитательной деятельности с подрастающим поколением, ориентированных на обновлённую структуру его ценностей и интересов, соответствующих важнейшим тенденциям развития нашего общества.

В зависимости от направленности и качественных характеристик развития личности выделяются несколько основных этапов военно-патриотического воспитания молодёжи.

Первый этап начинается с детского возраста, когда формируются и развиваются познавательные и мотивационные потребности. Военно-патриотическое воспитание на этом этапе ориентировано на формирование и развитие основных патриотических чувств, взглядов, отношения к своему Отечеству.

Второй этап начинается с восьмого класса общеобразовательной школы. Военно-патриотическое воспитание приобретает в это время более выраженную социально значимую направленность. Оно становится практически ориентированным и конкретным по своему характеру. Участие подростка, юноши в военно-патриотической деятельности является более осознанным и отличается большим многообразием, напряжённостью в силу повышения степени регулярности и подготовленности проводимых мероприятий.

Третий этап начинается менее, чем за год до начала военной службы с момента получения допризывниками приписного свидетельства в военкомате, когда им становится известным род войск, в котором им предстоит проходить службу или военное учебное заведение, в которое предоставлено право поступать. На этом этапе у молодых людей формируется конкретная установка на личное участие в реализации функции защиты Отечества, выполнение определённых обязанностей. Морально-психологический настрой во многом определяется общественным мнением в отношении престижа военной службы.

Четвёртый этап начинается примерно с 18-19-летнего возраста, является наиболее социально значимым для личности по сравнению с тремя предшествующими. Личность, достигнув определённой социальной зрелости, более активно проявляет своё отношение, в том числе и негативное, к прохождению воинской службы в Вооружённых Силах, включается в социально значимую деятельность, связанную с развитием и укреплением общества, обеспечением его безопасности. Существенно возрастает степень влияния на личность взаимодействующих с ней людей, особенно молодых.

Исходя из целей и задач военно-патриотического воспитания, можно сформулировать три основные группы форм и методов:1

Первая группа включает в себя формы общепатриотического характера. Они используются в процессе решения задачи формирования и развития личности, обладающей важнейшими качествами гражданина-патриота России, способной активно участвовать в созидательном процессе прогрессивного развития страны, в укреплении и совершенствовании основ общества и государства.

К таким формам относятся: курсы- кружки- секции- беседы- дискуссии- вечера вопросов и ответов на патриотические темы- встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими.

Вторая группа обусловлена спецификой частных педагогических задач содержания военно-патриотического воспитания, Эта группа менее разнообразна и характеризуется более выраженной военно-прикладной и военной направленностью.

К формам этой группы относятся: военно-технические кружки- тематические занятия и учения- тактико-строевые и тактико-специальные занятия- военно-спортивные игры- секции по военно-прикладным видам спорта.

Третья группа форм военно-патриотического воспитания включает в



1 Патриотическое и интернациональное воспитание воинов: Содержание, формы, методы. Сборник статей/ сост. А.Н. Размазнин. - М.: Воениздат, 1987 - 192с.

себя: оборонно-спортивные оздоровительные лагеря- учебно-полевые сборы- патриотические, военно-поисковые клубы- объединения различной военно-прикладной направленности.

Среди многообразия форм военно-патриотического воспитания особое место занимает пост у огня Вечной Славы. Именно сюда к Вечному огню приходят бывшие фронтовики и представители молодого поколения, чтобы

почтить память тех, кто не вернулся с поля брани.

В 80-х не было войны, но бесконечны павших списки, И в 90-х не было войны, но в каждом парке обелиски.

Эти обелиски - память нашей Родины о своих сыновьях, символ мужества и славы.

У Вечного огня мы вспоминаем своих земляков, родных и близких, которые сложили головы за честь родного города, за свою землю, за Отечество.

Большую роль в военно-патриотическом воспитании играют «Уроки мужества». Они раскрывают перед молодёжью легендарные страницы истории нашей Родины, знакомят юношей с героями войны и труда, замечательными людьми нашего времени, учат подрастающее поколение жить и работать на опыте старших поколений.

В современных условиях содержание уроков мужества следует развернуть в сторону пропаганды массового героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны. Дело в том, что после победы над немецко-фашистскими захватчиками прошло почти 60 лет. Выросло целое поколение людей, в том числе вся сегодняшняя молодёжь, которая знает о войне понаслышке. Заметное влияние на военно-патриотическое воспитание молодёжи оказывают культурно-массовые мероприятия. Современную молодёжь привлекают такие мероприятия, в которых наряду с песнями, танцами с их подвижной ритмикой умело сочетается конкурсная, состязательная часть. Поэтому необходимо широко использовать конкурсы военно-патриотической песни.

В то же время следует использовать такие формы, как конкурсы по знанию истории Российской армии, воинских праздников и ритуалов, кинофестивали, читательские конференции, военно-патриотические вечера.

Важнейшей формой военно-патриотического воспитания является пропаганда боевых и трудовых традиций нашего народа. Наша молодёжь должна гордиться героическим прошлым Родины. Опыт и традиции старших поколений - это бесценное наследство. Подрастающее поколение должно бережно хранить его и творчески обогащать.

Традиции - богатейший источник и эффективное средство военно-патриотического воспитания нынешнего поколения. Традиции воспитывают, воскрешая в памяти прошлое, высвечивая в сознании яркие, героические события, помогая молодёжи лучше осознать своё место, свою роль в деле созидания и защиты нашего Отечества.

Реформирование Вооружённых Сил, качественные изменения в технике и вооружении побудили обратить более пристальное внимание на морально-психологическую подготовку будущих офицеров, их военно-профессиональную ориентацию. Стать офицером - непростое дело. Для этого нужно не только овладеть военной специальностью, научиться обращаться с оружием и техникой, но и освоить ещё немало других солдатских, а порой житейских премудростей.

Как показывает опыт, решать проблемы подготовки молодёжи к военной службе нужно на государственном уровне. Людьми долга не рождаются, ими становятся.

Осуществление военно-патриотического воспитания предполагает использование системы средств, которая включает три основные компонента: материально-технический, образовательный и организационный.

К материально-техническим средствам относятся учебные аудитории, классы и кабинеты, музеи, места сражений, памятники, захоронения, патриотические и военно-патриотические клубы, техника, специальное оборудование, оружие, макеты, учебные поля, спортивные городки, тиры, тренажёры, а также соответствующие средства массовой информации, произведения литературы и искусства.

Образовательные средства включают основные теоретические и научно-практические рекомендации по организации и проведению военно-патриотического воспитания, по формированию взглядов, убеждений, потребностей и интересов, воспитанию любви к Родине, готовности к отстаиванию её свободы и независимости, по выработке общественного мнения о проблеме обеспечения и укрепления стабильности и безопасности общества, о государственных институтах, участвующих в реализации функции защиты Отечества, о военной и альтернативной службе.

Организационные средства - это весь комплекс мероприятий, осуществляемых с использованием материально-технических и образовательных средств, проводимых в соответствующих формах, максимально реализующих общие специфические задачи по формированию и развитию личности гражданина и патриота.

Все три группы средств военно-патриотического воспитания тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга, и только их комплексное использование в процессе взаимодействия субъектов и объектов этой деятельности способствует достижению её главной цели.

Военно-патриотическое воспитание - это сложный и многогранный процесс, в котором зачастую переплетаются формы и методы, а иногда субъекты выступают в роли средств воспитания.

Важную роль на процесс военно-патриотического воспитания оказывают следующие организации и учреждения: военные комиссариаты районов и городов, комитеты и отделы по делам молодёжи, министерство физической культуры, спорта и туризма, управления и отделы образования, казачество, православная церковь, комитеты ветеранов Великой Отечественной войны, комитеты солдатских матерей, комитеты ветеранов войны в Афганистане, ветеранов Вооружённых Сил.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Методика военно-патриотического воспитания студентов на военных кафедрах