Анализ эффективности опытно-экспериментальной работы по формированию готовности юношей допризывного возраста к службе в вооруженных силах
Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности юношей допризывного возраста к службе в Вооруженных силах осуществлялась в плане совершенствования патриотического воспитания, включая комплекс взаимосвязанных и взаимообусловливающих психолого-педагогических условий.Проведенные нами мероприятия включали в себя патриотическое воспитание: изучение военной истории нашего государства, истории Вооруженных Сил, проведение уроков мужества, экскурсии в военную часть, встречи с ветеранами ВС- тренинги, военно-спортивные игры, обеспечивающие педагогические условия по формированию готовности юношей допризывного возраста к службе в Вооруженных силах. В результате групповых и индивидуальных занятий произошел ряд позитивных сдвигов в экспериментальной группе.
После занятий нами был проведен конкурс на лучшее сочинение «Защитник Отечества», который показал, что патриотизм проявляется в осознании гражданского долга, в превалировании общественных ценностей над личными, в проявлении нравственных качеств, в готовности стать в любую минуту на защиту своего Отечества. Понятия «Родина», «патриотизм» в сочинениях юношей рассматриваются по-разному. Многое, как выяснилось после проведения формирующего эксперимента, они понимают адекватно истинному смыслу понятия – это может быть «малая родина», то место, где он родился, семья, своя страна, «это та часть меня, которую я не променяю ни на что другое- это привязанность к месту жительства, историческому прошлому своих предков- это то, без чего не может жить каждый из нас». По мнению юношей, патриотизм «проявляется не в рассуждении о любви к своей Родине, к своему Отечеству, а в конкретных действиях по его укреплению и умножению его благосостояния», «не что иное, как желание трудиться на пользу страны, повышенное чувство долга перед народом, это гордость за свой народ и свою страну». Это отметили 52% респондентов. Но свое отношение к происходящему респонденты группы А (экспериментальной) и Б (контрольной) выразили, в основном, все по-разному: «В зависимости от обстановки» – ответили 50% респондентов группы Б- «если бы пришлось защищать Родину, поступил бы так же» – 45% группы А- «необходимо многое уметь и психологически устоять, выдержать» – 15% группа Б и вся А- «я не смог бы- мне тяжело себя поставить на место героя, но защищать свою страну мы обязаны» – 33% респондента группы – Б.
С экспериментальной группой юношей допризывного возраста мы участвовали в проведении общешкольных операций, посвященных Дню Победы, – «Память», «Весна победная», «Посылка» (к 23 февраля сбор подарков для воинов), в конкурсах плакатов «Война в рисунках», «Героика Российской державы». В поисково-иследовательской деятельности проявили желание участвовать только 15 человек из 100. В мероприятии «Посылка» также не все юноши допризывного возраста приняли активное участие (только половина группы А), так как, по их мнению, им интереснее не сбор подарков, а сам факт общения с солдатами. В конкурсе плакатов изъявили желание участвовать только те юноши, кто имеет навыки рисования.
Многие родители после проведенной с ними работы изменили свой взгляд на патриотическое воспитание и расценивают его как основу для формирования нравственных ценностей у юношей допризывного возраста. По мнению большинства родителей юношей из экспериментальной группы, формирование готовности юношей допризывного возраста к службе в Вооруженных силах помогает им не только сформировать ответственность за себя и за выполняемое дело (что не всем удается воспитать в семье), уверенность в себе, работоспособность, дисциплинированность. Это легче и быстрее поможет будущим призывникам адаптироваться к новым условиям службы, помогает осознанно относиться к жизнедеятельности, к своему окружению и быть им более собранными. Но не все родители активно участвовали в мероприятиях.
Для фиксации результатов формирующего эксперимента мы провели с допризывниками контрольный эксперимент, который включал в себя повторный опрос по составленным нами анкетам, определение иерархии ценностей, определение уровня мотивации к службе в Вооруженных силах. Повторный опрос по составленным нами анкетам (Приложение 2) показал, что важность патриотического воспитания отметили все юноши, участвующие в эксперименте.
После проведенных нами мероприятий по патриотическому воспитанию и тренингов по формированию мировоззрения у юношей допризывного возраста, ориентиров на жизненные ценности, мы использовали анкетирование, модифицированную нами методику определения терминальных ценностей М. Рокича и включили те же вопросы, что и в первом случае- они выясняют отношение к патриотизму и службе в Вооруженных силах. По результатам исследования ценностных ориентаций видно, что позитивные изменения произошли только у тех юношей, с кем мы проводили работу по формированию готовности к службе в Вооруженных силах (группа А).
В ходе формирования готовности к службе у юношей появилась уверенность в себе, улучшилась дисциплинированность, повысилась исполнительность. Сравнительные результаты исследования уровня ценностных ориентаций у экспериментальной группы – А и контрольной – Б приведены в таблице № 3.
Таблица № 3.
Уровень ценностных ориентаций у юношей допризывного возраста
Анализ полученных данных в результате повторного анкетирования позволяет сделать вывод о том, что положительное отношение к службе и патриотизму проявляется чаще у юношей экспериментальной группы и у тех, кто знаком с условиями прохождения службы в Вооруженных силах. Они стали более уверенными в себе, у них сформировались такие ценности, как чувство патриотизма, ответственности, гражданского долга перед Отечеством. Юноши отмечали, что любят смотреть фильмы на патриотическую тематику, им нравится получать знания о военной истории нашего государства, участвовать в военно-спортивных праздниках и соревнованиях, посещать военно-спортивные клубы. 52,5% юношей допризывного возраста отметили важность и необходимость патриотического воспитания для формирования готовности к службе в Вооруженных силах. Они чаще других встречались с ветеранами Великой Отечественной войны и Вооруженных Сил. Респонденты контрольной группы – только 9% знают о службе в Вооруженных силах и участвуют в таких встречах и военно-патриотических мероприятиях.
В диаграмме № 4 наглядно представлены изменения показателей уровней иерархии ценностей контрольной и экспериментальной группы.
Диаграмма № 4.
Контрольная группа
Экспериментальная группа
Контрольный экспериментальный результат анализа исследования уровня мотивации показал, что у юношей, участвующих в эксперименте, возрос познавательный интерес к знаниям военной и патриотической тематики, повысилась необходимость и важность их осознания для формирования готовности к службе в Вооруженных силах. Эти позитивные изменения были у юношей, участвующих в военно-спортивных праздниках и соревнованиях, посещающих военно-спортивные секции и клубы, 41% юношей из экспериментальной группы намерены в будущем использовать свои знания, умения и навыки при прохождении службы в Вооруженных силах- в контрольной группе – всего 15,5% юношей, и отношение к службе в Вооруженных силах не изменилось.
Результаты исследования уровня мотивации и направленности у юношей экспериментальной и контрольной группы приведены в таблице № 4.
В диаграммах № 5 и № 6 наглядно представлены изменения показателей уровня мотивации юношей контрольной и экспериментальной групп
Таблица № 4.
Уровень мотивационного компонента структуры готовности
.Диаграмма №5
Диаграмма № 6.
Анализ данных, полученных в ходе анкетирования у юношей допризывного возраста, свидетельствует о том, что большинство респондентов не удовлетворены существующей ныне в школах программой патриотического воспитания. По их мнению, в некоторых школах ее нет вообще или не хватает педагогов для проведения мероприятий.
В ходе контрольного эксперимента мы решили следующие задачи:
1) создали систему по патриотическому воспитанию юношей допризывного возраста.
2) сформировали патриотическое мировоззрение юношей допризывного возраста, участвующих в эксперименте-
3) провели беседы и консультации с родителями допризывников-
4) провели работу по формированию психологической готовности у юношей допризывного возраста в результате чего:
- повысился познавательный интерес,
- повысилась дисциплинированность, исполнительность,
- сформировалось чувство уверенности в себе,
- сформировалось чувство ответственности за выполняемое дело,
- сформировались навыки общения.
Предложенный нами комплекс мер позволил познакомить допризывников с военными буднями будущего воина, сформировать патриотические взгляды, позитивное отношение к службе в Вооруженных силах.
Таким образом, можно сделать вывод, что мы смогли создать систему педагогических условий по формированию готовности юношей допризывного возраста к службе в Вооруженных силах. В конце экспериментальной работы по формированию готовности юношей допризывного возраста к службе в Вооруженных силах произошли изменения: в экспериментальной группе уровень готовности повысился на 30%, у большинства участников контрольной группы развитие практических умений и навыков осталось на низком и среднем уровне. Несмотря на позитивные изменения в формировании мировоззрения, познавательного интереса, необходимо отметить, что мотивация к службе в Вооруженных силах повысилась ненамного. Результаты проведенного нами исследования позволяют судить (по ответам на вопросы анкет), о том, что большинство респондентов считают обязанностью каждого – выполнить свой гражданский долг по отношению к своему Отечеству, но военной службе предпочли бы альтернативную службу. Формирование мотивации к службе в Вооруженных силах происходит в течение нескольких лет, начиная с раннего детства, в семье, школе.
Анализ полученных нами данных в результате констатирующего эксперимента показал, что процесс формирования готовности юношей допризывного возраста к службе в Вооруженных силах требует повышения уровня всех компонентов готовности на основе обеспечения психолого-педагогических условий по созданию программы патриотического воспитания.
Было выяснено, что у юношей допризывного возраста преобладали низкий и средний уровни сформированности всех компонентов готовности. Соотношение показателей компонентов готовности к службе в Вооруженных силах экспериментальной группы и каждого допризывника отдельно позволяло прогнозировать их рост в результате целенаправленной работы по патриотическому воспитанию. Формирование готовности юношей допризывного возраста к службе в Вооруженных силах осуществлялось в плане совершенствования патриотического воспитания, включая комплекс взаимосвязанных и взаимообусловливающих психолого-педагогических условий. Работа проводилась в течение ряда лет, в несколько этапов.
В ходе формирующего эксперимента были решены следующие задачи:
1) создана воспитательная система по развитию патриотического воспитания юношей допризывного возраста-
2) сформировано патриотическое мировоззрение у юношей допризывного возраста, участвующих в эксперименте-
3) проведены беседы и консультации с родителями допризывников-
4) организована работа по формированию психологической готовности у юношей допризывного возраста, в результате которой они:
- повысили познавательный интерес, дисциплинированность, исполнительность-
- сформировали чувство уверенности в себе, ответственность за выполняемое дело, навыки общения.
Создана система психолого-педагогических условий по формированию готовности юношей допризывного возраста к службе в Вооруженных силах.
Результаты проведенного нами исследования позволяют судить (по ответам на вопросы анкет) о том, что большинство респондентов считают обязанностью каждого гражданина – выполнить свой гражданский долг по отношению к своему Отечеству, но военной службе предпочли бы альтернативную службу. Вся осуществленная нами работа по подготовке педагогов к патриотическому воспитанию была организована в рамках нашего исследования и подтверждена сравнительным результатом экспериментальной и контрольной групп.
Подготовка педагогов к патриотическому воспитанию включала в себя реализацию педагогических и психологических условий подготовки, формирования профессионального качества – идеологической компетентности педагога, научно-методическое обеспечение процесса подготовки педагогов к патриотическому воспитанию, которое предполагало включение педагогов в процесс патриотического воспитания юношей допризывного возраста в условиях базовых школ.
Поделиться в соцсетях:
Похожие