Сущность акмеологических технологий
Акмеологические технологии направлены на развитие внутреннего потенциала, повышение профессионализма и адаптационных возможностей госслужащих. Они включают целый комплекс естественнонаучных и гуманитарных знаний, такие технологии приобретают акмеологическую основу и способны, по образному выражению Н.А.Бердяева, наиболее полно раскрыть "синтезирующую духовность" личности. Так, психологический (эмоции, воля, восприятие, мышление, психическая регуляция), физиологический (функциональные состояния, индивидуальные различия), медицинский (психотерапия, психогигиена, психопрофилактика, психокоррекция) аспекты акмеологических технологий позволяют моделировать и развивать интеллектуальную, эмоциональную, волевую культуру психической активности госслужащих. Социально-психологический, педагогический, управленческий, этический — коммуникативную и профессиональную культуру делового и межличностного общения, взаимодействия госслужащих. Экологический, правовой, социологический аспекты — социальную и морально-нравственную нормативность. Особенности акмеологических технологий обусловлены внутренней установкой субъекта на ее разработку и внедрение. Объектом технологизации становятся личностные зоны развития госслужащих, способы и средства жизнедеятельности, профессионального становления. В этих пределах пролегает путь самосовершенствования госслужащего: профессионализируется самосознание, определяются, дифференцируются самопознание и саморазвитие, актуализируется цель самоопределения, формируются способы самоорганизации.Структура акмеологических технологий представлена матрицей, включающей подробное описание моментов, общих для их разработки: цель и задачи технологии- методологическую основу- принципы разработки- условия технологического процесса- анализ конкретной ситуации- характеристики субъекта и объекта технологии, особенности их взаимодействия- этапы, приемы (стратегические, тактические) достижения цели- способы прогнозирования результатов- внедрение. В основу типологизации акмеологических технологий положена стратегия и логика реализации личностных и профессиональных способностей госслужащих как субъектов деятельности с опорой на выявленные акмеологические закономерности.
Основная задача акмеологических технологий — сформировать и закрепить в самосознании госслужащих востребованную необходимость в самопознании, саморазвитии и самореализации, позволяющих специальными приемами и техниками самоактуализировать личностное и профессиональное "Я". Развитие и самореализация госслужащего, его деятельность находятся под существенным влиянием "Я-концепции", важнейшей функцией которой является обеспечение внутренней гармонии и устойчивой адаптации поведения субъекта в социокультурной среде. Приобретая с помощью акмеологических технологий осознанную активную роль, госслужащий становится способным самостоятельно влиять на внешние условия социокультурной среды, жизненные и профессиональные цели, систему ожиданий и прогнозов относительно будущего, оценивать их достижения и тем самым влиять на собственную стратегию развития и самореализации.
Овладение акмеологическими технологиями актуализирует самоценность человеческой жизни, способствует наиболее полному раскрытию физической, социальной и духовной сущности каждого индивида. Акмеологические технологии самопознания, саморазвития и самореализации, посредством которых госслужащий развивается как субъект профессиональной деятельности, составляют технологическую основу его "Я-концепции". Реализация внутренних и внешних модальностей "Я-концепции" госслужащего осуществляется посредством инвентаризации, программирования, саморегуляции, самоутверждения. В результате госслужащий приобретает технологические способности к самооценке, самопрограммированию, самоорганизации, саморегуляции, самоутверждению и т.п. Технологические способности рассматриваются как реализованные способности.
Для успешного освоения госслужащими акмеологической технологии наука и практика должны знать акмеологические закономерности, способы определения процедур и специальные методы изучения психофизиологических, психологических, социальных качеств и способностей госслужащих- пути адаптации, прогнозирования, диагностики потенциальных возможностей, сформировавшихся способностей, технологических умений и навыков. Прогнозирование результатов профессиональной деятельности госслужащего можно строить только тогда, когда есть явно выраженное подтверждение связи между личностными качествами, специальными знаниями и показателями реализации способностей, закрепленными технологическими навыками и умениями конструирования деятельности.
Эффективность гуманитарно-технологического развития измеряется на общественном, личностном и деятельностном уровнях. Это предполагает разграничение понятий "профессионализм личности" и "профессионализм деятельности". Данные категории имеют разные критерии измерения. В первом случае мы имеем дело с профессиональным ресурсом личности (знаниями, умениями, навыками, способностями, качествами). Профессионализм включает качественные характеристиками субъекта деятельности, в том числе его психофизиологические состояния и психические процессы. Под профессионализмом деятельности понимается использование субъектом средств и способов деятельности. Здесь профессионализм проявляется в качественных характеристиках процесса деятельности, определяющих эффективность применяемых техник и технологий.
Общая методологическая основа и принципы разработки понятий "профессионализм личности" и "профессионализм деятельности" сохраняют их внутреннее единство. Вместе с тем, система критериев и показателей, определяющая меру владения гуманитарным содержанием и технологическими средствами решения профессиональных задач, использование технологий в ее осуществлении у госслужащих различная. Именно поэтому мы говорим о высоком, среднем и низком профессионализме личности. Данное понятие включает совокупность психофизиологических, психических изменений, происходящих в процессе длительного выполнения деятельности, обеспечивающих или качественно новый, более эффективный уровень решения профессиональных задач, или, напротив, — сдерживающих эту эффективность.
Дополнительным основанием для разделения понятия профессионализма на личностный и деятельностный являются притязания госслужащего и достижение им определенной степени удовлетворенности профессиональным самоопределением. Профессионализм деятельности характеризуют сознательное стремление и мотивация госслужащего к постоянному самосовершенствованию и самореализации. Именно поэтому, определяя систему критериев и показателей оптимального гуманитарно-технологического развития госслужащего, мы "измеряли" не только его личностные характеристики, но и наличие навыков самопознания, саморазвития, которые проявляются в обучении и деятельности.
Для обобщенной оценки профессионализма госслужащих и продуктивности их деятельности используются интегральные критерии оптимальности гуманитарно-технологического развития: социальной успешности, конкурентоспособности госслужащего, владения акмеологическими технологиями. Для характеристики определенных действий, в которых проявляются профессиональные качества и способности используются конкретные критерии оптимальности гуманитарно-технологического развития: психологические, технологические, культурологические, нравственные и др. Для оценки индивидуальных проявлений госслужащих — его единичные критерии оптимальности: интеллектуальные, мотивационные, эмоционально-волевые, коммуникативные, показатели здоровья и др.
Оптимизация средств и способов деятельности госслужащих должна учитывать ее специфику, функционально-ролевую направленность, меру ответственности, интенсивность их нагрузки. Это определяет внешние и внутренние средства оптимизации. Реализация явных (внешних) и латентных (внутренних) функций деятельности госслужащих требует, с одной стороны, изучения структуры и содержания деятельности, психофизиологических проявлений со стороны субъекта, выполняющего ту или иную роль, с другой — выявления внутриличностных механизмов функциональной регуляции и адаптации к изменившимся условиям среды. С учетом статуса и служебной роли госслужащих можно выделить директивные, аналитические, исполнительские функции руководителя, аналитика (консультанта), исполнителя.
Одним из условий гуманитарно-технологического развития является выделение личностных "зон развития" госслужащего, которое понимается комплексно и анализируется в индивидуальном, социальном, профессиональном и технологическом плане. Сознательное управление госслужащим собственными зонами развития рассматривается как достижение самосовершенствования в профессиональном становлении. Источники развития анализируются как потенциальные возможности, реальные, адаптационные, технологические способности госслужащего. Под движущими силами развития понимается индивидная, личностная и субъектно-деятельностная энергия госслужащего. Энергия понимается как форма психической активности, трактуется как сила выражения состояний, качеств, способностей, потребностей, вызывающих интенсивные изменения при воздействии.
Источники и движущие силы развития госслужащих имеют свою специфически-акмеологическую закономерность, отражающую общий процесс гуманитарно-технологического развития и его противоречия. Взаимодействие биологического и социального факторов в структурной организации личности, взаимодействуя с профессиональным и технологическим факторами в определенный отрезок времени дает интегративно-технологическое наполнение движущим силам развития. Целостное единство этого взаимодействия оказывает общее влияние на профессиональное становление госслужащего. Вместе с тем, "индивидное", "личностное", "субъектно-деятельностное" по-своему доминирует на каждом иерархическом уровне системно-динамической организации госслужащего, активизируя соответствующие внутренние источники и движущие силы развития.
Индивидная энергия определяется состоянием здоровья и нервной системы. Доминанты личностной энергии анализируется как выражение потребностей, мотивов, убеждений, ценностей, мировоззрения, которые создают "энергию готовности" к действию и наполняют его ценностным содержанием. В создании смысла действий участвуют эмоции, восприятие, память, внимание, мышление, соответствующие им навыки, что в совокупности обеспечивает "энергию уверенности" и "энергию успеха" госслужащего. Субъектно-деятельностная энергия госслужащего, характеризуется силой выражения интеллектуальных, эмоционально-чувственных, волевых, коммуникативных характеристик и силой здоровья. Именно эти энергетические источники и движущие силы развития госслужащего обусловливают "рождение" многомерного феномена — профессионального "акме".
Данный феномен можно выявлять и прогнозировать (диагностика)- моделировать (конструировать эталон)- прослеживать в становлении и развитии (коррекция). Многомерный феномен "акме" является образом-эталоном интеллектуальных, эмоционально-чувственных, волевых, коммуникативных характеристик госслужащих и составляющих его здоровья. Оптимальным результатом гуманитарно-технологического развития и интегративным выражением профессионального "акме" госслужащего является феномен конкурентоспособности.
Конкурентоспособным является госслужащий, имеющий явные преимущества в сравнении с другими государственными чиновниками благодаря своему личностному и профессиональному потенциалу. Он способен выдержать конкурсы, выборы, изменившиеся условия среды, преодолеть препятствия, добиться успеха в жизни, профессиональной сфере, закрепить эту успешность в сознании других людей и сделать свои действия определенной нормой для других. Конкурентоспособный госслужащий — это лидер, у которого хорошо развиты адаптационные и технологические способности. Детерминантами конкурентоспособности являются интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные преимущества и составляющие здоровья госслужащего.
Поделиться в соцсетях:
Похожие