Основы семейного воспитания
Видео: педагогические основы семейного воспитания реферат
«Каждое мгновенье той работы, которой называется воспитанием, это творение будущего и взгляд в будущее»./ В. Сухомлинский /
Начальной структурной единицею общества, закладывающем, основы личности, принято считать семью. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей, включающих одновременно два-, три, а иногда и четыре поколения: папа и мама, бабушка и дедушка, внуки и правнуки. Брак двух людей еще не составляет семью она появляется и укрепляется с рождением детей. Не случайно слово "семья" прочитывается как "семь Я" Семья включает старших и младших родителей, их детей, внуков и правнуков. Таким образом, наличие детей — один из главных признаков семьи. В воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и воспитании заключены основные функции семьи Не допуская нарушения межпоколенных связей, человечество всегда стремилось иметь детей побольше, сколько "Бог пошлет". Такое явление наблюдалось в России как в крестьянских семьях, так и в дворянских, в мещанских, купеческих.
В семьях всех сословий традиционно проявлялась большая забота о воспитании детей. В народе оно чаще всего строилось по принципу "делай как я", то есть в основу семейного воспитания был положен , авторитет родителей, их дела и поступки, семейные традиции. В качестве образца в первую очередь выступал отец. глава семьи. Его пример, как правило, был образцом для подражания мальчиков, девочки чаще учились у матери.
Так как крестьянские семьи нередко посещали разные беды: по/кары, голод, болезни и преждевременная смерть — дети лишались родителей и оставались сиротами. Тогда воспитание детей осуществлялось всем миром, общиной, а иногда и совсем посторонними людьми, которым отдавали сирот в ученики. При этом четко срабатывала народная педагогика со всеми традиционными правилами и ясным представлением о добре и зле. допустимом и запретном, разрешаемом и невозможном.
В дворянских и состоятельных семьях воспитанием занимались кормилицы и няни "Арины Родионовны", "ваньки, васьки, захарки". приставленные к маленькому барину в услужение. Они прививали любовь к родному краю, родной природе, русской речи- воспитывали “русский дух”, передавали вместе с народными песнями и сказками народные представления о правде и справедливости, о чести и достоинстве.
Взрослеющих детей передавали на воспитание французским гувернерам и гувернанткам, немецким боннам, которые учили правилам хорошего тона, светским манерам. Вообще в явлении гувернерства заложен глубокий положительный смысл: нотации и нравоучения читает чужой человек, которого за постоянные замечания можно и не любить, над которым можно подшучивать, подтрунивать. Родители же одаривают дворянских детей лаской, положительными эмоциями, поэтому о них дети всегда вспоминают с обожанием и глубоким уважением.
Вообще же концепция семейной педагогики, то есть научные основы и основные направления, как правило, в различные исторические периоды при различных общественных устройствах внешне оставались неизменными. Они включали общечеловеческие ценности: борьбы добра со злом и его победу над ним, честность и честь, достоинство и любовь к людям, трудолюбие и умение быть благодарным.
Первые требования к личности человека и его поведению, как результату семейного воспитания, мы находим уже в библейских заповедях: не убий, не укради, будь почтительным к старшим и т. д.
Концепцию семейной педагогики мы встречаем в различных словесных изложениях. Смысл же ее был постоянно один и тот же: создание системы воспитания, обеспечивающей всестороннее и гармоничное развитие личности. Только такое семейное воспитание может сделать ребенка -счастливым.
Бережное отношение к детям, к личности ребенка, ответственность за него родителей утверждалась евангельским положением о том, что в первые семь лет жизни детей за их грехи отвечают родители.
На рубеже XIX—XX веков модель традиционной патриархальной семьи значительно изменилась. Социальные и политические коллизии привели к внутрисемейным противоречиям, когда члены одной семьи оказывались в разных идейных лагерях и исповедовали разную мораль. Значительно снизился уровень престижа главы семьи, отца.
После революции 1917 года воспитание детей было объявлено делом государственным, и семья еще больше утратила свое значение в воспитании детей. Только что родившегося ребенка родители определяли в ясли, затем в детский сад, далее в школу с продленным днем или в школу-интернат. Ребенок вырастал, таким образом, переходя из одного образовательного учреждения в другое. Его свободное время тоже было распределено между музыкальной или спортивной школами, станцией юного техника или юного натуралиста и т. д. Даже летние каникулы проходили вдали от семьи, под педагогическим руководством воспитателей и пионервожатых в трудовых и пионерских лагерях, в туристских походах и экскурсионных поездках. В результате то, что считалось социальным достижением — государственно-общественная забота о детях — обернулась значительным ослаблением семейного воспитания и снижением уровня влияния родителей на детей. За родителями сохранились лишь, и то частично, забота о питании детей, об их одежде, о физическом здоровье.
В то же время именно родители — первые воспитатели — имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Родители являются теми предыдущими по отношению ко всем остальным: воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам, которым самой природой отдано преимущество. С самых первых дней рождения, когда ребенок еще беспомощен и нуждается в элементарном уходе, он усваивает родительские интонации. воспринимает эмоциональную атмосферу семьи, учится слушать и слышать, откликаться на ласку, ценить красоту. Не снимается ответственность за воспитание и не снижается потребность в семейном воспитании и в последующие (отроческие, подростковые и юношеские) годы. Поэтому обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.
Целью семейного воспитания является формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Ведь жизнь полна неожиданностей. Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование. эмоциональная культура и физическое здоровье детей — все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания.
Воспитание — это такой процесс взаимодействия родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие как той. так и другой стороне. Срываясь на крик, порой раздражаясь, родители перечеркивают все результаты своего воспитательного воздействия.
Родитель — профессия педагогическая. Для эффективного семейного воспитания необходимо формировать у самих родителей педагогически целесообразную направленность на общение с собственными детьми. Родителей нужно учить здоровому образу жизни, так как одной из главных забот родителей является забота о здоровье детей. В современных условиях дети нуждаются в воспитании разумной практичности, делового расчета, честной предприимчивости Но вначале всем этим должны овладеть родители.
Для эффективного семейного воспитания необходимо формировать у самих родителей педагогически целесообразную направленность на постоянное и взаимополезное общение с собственным ребенком. Можно сказать, что родитель — это профессия и профессия педагогическая Определенный педагогический опыт есть у каждого, так как на воспитание собственных детей переносится опыт, усвоенный с детства от бабушек и дедушек Все самые важные процессы начального воспитания происходят в семье —все начинается с раннего детства
Семейное воспитание начинается прежде всего с любви к ребенку Это обеспечивает постоянное и систематическое внимание к нему. Основные конфликты в семье возникают на почве дефицита духовности и недостаточного внимания к ребенку, нарушения взаимоотношений, педагогического целенаправленного общения. Педагогически целесообразная родительская любовь — это любовь к ребенку во имя его будущего, в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств, желания родителей ``купить" детскую любовь или расположение "сюсюканием", задариванием, подчас щедрым субсидированием "на мороженое", "на пепси", "жвачки". Слепая, неразумная родительская любовь смещает в сознании детей систему нравственных ценностей. порождает потребительство. У детей формируется пренебрежение к труду, притупляется чувство благодарности, бескорыстной любви к родителям и другим родственникам
Еще ПФ. Лесгафт считал, что нормальное физическое и нравственное развитие детей, обеспечивающее идеальное органичное развитие человеческого организма, возможно только в условиях целесообразного семейного воспитания. Оно должно протекать в атмосфере любви. Ребенок должен быть зачат в любви, выношен и рожден в любви, и все его детство должно пройти в атмосфере любви и взаимного уважения с родственниками и окружающими людьми ПФ.Лесгафт предупреждал, что слепая неразумная родительская любовь "забивает ребенка хуже. чем розги", делает человека безнравственным потребителем или честолюбивым карьеристом. Он считает необходимым исключение из семейных будней так называемых дополнительных раздражителей, роскоши и нищеты, чрезмерных лакомств и беспорядочной еды. табака и алкоголя, азартных игр и пустого времяпрепровождения. У ребенка, привыкшего испытывать удовлетворение от воздействия на его мозг "прибавочных раздражении", не вырабатывается способность к целенаправленной деятельности А это значит, что еще одна творческая личность похоронена, не успев даже проявиться.
Оптимальное и гармоничное развитие ребенка в семье, считает П.Ф.Лесгафт. проявление всех его способностей обеспечивается в процессе слушания сказок, музыки, домашнего пения. Эти занятия сменяются физическими упражнениями, играми, работой в огороде и саду В систему семейного воспитания П.Ф.Лесгафта включает занятия сборными игрушками и чтение стихов, игру в шахматы, рисование и лепку Ведь никто не знает, в какой области человеческой деятельности может позднее проявляться талант ребенка, данный ему природой Значит, он должен соприкасаться с различными занятиями, чтобы затем определить свое призвание, нельзя заранее программировать жизненный путь ребенка, ``привязывая" его к какому-либо одному направлению деятельности.
В педагогическом наследии П.Ф. Лесгафта много и других ценных мыслей, которые не утратили своего значения в наши дни. Например, воспитатель постоянно должен следить за тем, чтобы ребенок брался за те дела. которые в данное время для него посильны. Иначе он потеряет интерес к занятиям, появится и разовьется леность. Только по мере роста и развития ребенка занятия должны становиться все более сложными и трудными.
Особенно актуальна мысль П.Ф.Лесгафта о том, что необходимо ограждать ребенка от контактов с безнравственными людьми как сверстниками, так и взрослыми, ибо важнейшим методом знакомства с окружающим миром, овладения знаниями и жизненным опытом у ребенка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребенка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Дело в том, что для детей воспроизведение означает овладение. Воспроизвел — значит, освоил. Поэтому родители, которые любят своих детей и желают им добра, должны не только оберегать их от опасных контактов, но и сами контролировать каждый свой поступок и каждое свое слово, чтобы не послужить примером безнравственного поведения .
Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала или конца Родители для детей — это жизненный идеал, ничем не защищенный от детского пристального глаза. В семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса- школы, учителей, друзей. Семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается Встречается немало хороших семей, сознающих эту высокую родительскую миссию. Влияние родителей на собственных детей должно обеспечивать их физическое совершенство и моральную чистоту Каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Именно дети несут в себе заряд той социальной среды, в которой живет семья.
Семейное воспитание — это педагогика будней, педагогика каждого дня. которая в повседневной жизни совершает великое таинство — формирование личности человека. Семейная педагогика нуждается в философском осмыслении закономерностей образа жизни в семье, стиля общения и условий жизни.
В настоящее время необходимы глубокие научные исследования по проблемам современной семьи, которым пристальное внимание уделяет Российская Академия Образования (РАО) и которыми занимаются Центр семьи и детства, Институт развития личности, Центр эстетического воспитания, Институт коррекционной педагогики, а также многие педагогические институты и университеты. Составлена комплексная программа "Семейное воспитание", которой предусмотрена разработка моделей семейного воспитания на основе современной гуманистической психологии. Исследуется вопрос семейного воспитания с учетом различных религиозных традиций: предполагается обоснование принципов использования народной педагогики в семейном воспитании.
Поделиться в соцсетях:
Похожие