lovmedgu.ru

Сексуальная сфера: долг жены или практики супружеского удовольствия?

Видео: Психология отношений , ....глаза ,мимика , жесты..

В целом сохраняются основные правила традиционной организации сексуальной сферы, однако в пределах супружества постепенно возникают и новые – появляются источники знаний, секс становится предметом обсуждения между супругами, артикулируется женская сексуальность и практики удовольствия, более широко используется контрацепция. Измены мужей перестают восприниматься как нормальная практика. Рассмотрим, какие суждения высказывают информанты.

Открытость информационных каналов – телевидение, книги, видеофильмы, интернет – изменили ситуацию в области знаний о сексуальности. Хотя в целом общество нерефлексивно по отношению к сексуальности, на индивидуальном уровне такие знания стали доступными. Многие проблемы стали доступными для обсуждения (например, женская сексуальность, удовлетворение).

«Современная молодежь владеет по телевидению, по книгам, они, по-моему, уже все знают. Сейчас же телевидение, кабельное телевидение, там все показывают. По-моему, сейчас нынешней молодежи ничего нет такого, чего они бы не знали» (24 года).

Хотя во многом сохраняются табуированность темы, сфера сексуальности постепенно утрачивает закрытость в обсуждении между супругами. Как говорит одна информантка, они с мужем обсуждают сексуальных практики, получаемое удовольствие, подходящее время для секса и пр.: «Кому что нравится, не нравится, кому что стоит это делать, не стоит это делать. Когда это стоит делать. То есть весь процесс может быть обсужден» (38 лет). У других женщин тоже есть такой опыт, который они оценивают как позитивный: «Сейчас мы разговариваем, обсуждаем это, он говорит, что ты стала уже более цивилизованной женщиной» (27 лет). Еще одна информантка рассказывает о том, что с мужем, по его инициативе, они осваивали новое знание, обучались новым практикам: «Он мне приносил журналы, кассету приносил. И мы это просматривали вместе» (27 лет).

Если в традиционной системе гендерных отношений сексуальная жизнь женщины – это обязанность (удовлетворения потребностей мужа и воспроизводства рода), то для некоторых современных женщин сексуальная жизнь становится практикой удовольствия. Это происходит после обретения навыков совместной сексуальной жизни и зависит от поведения («хорошего») мужчин, от его активности и заинтересованности в улучшении качества сексуальных отношений, в развитии сексуальности жены.

Говорят информантки: «Я училась, и он, вместе, и мы где-то минимум лет через пять начали приходить к общему знаменателю. Сейчас у нас нормально в постели, сначала было, конечно, ну не то чтобы не нормально не интересно. Сейчас уже начинаем понимать идеально друг друга, раньше у нас могло быть в разнобой, сейчас нормально» (40 лет). «Мой муж, например, он каждый раз меня спрашивал, он говорил: «Я не хочу, чтобы я один удовольствие получал, я хочу, чтобы каждый раз тебе тоже было приятно». Он каждый раз меня благодарил после полового акта. Я же говорю, что у меня был очень хороший муж» (27 лет). «Его не устраивает, когда у меня оргазма нету, он как-то начинает нервничать» (24 года).

Такие практики информантки считают нетипичными и связывают с тем, что им повезло. (Типичным является противоположный вариант, который был описан ранее в парадигмальном сценарии, когда мужья не интересуются удовлетворением жены, секс является однообразным и монотонным, мужчина теряет к нему интерес и ориентируется на внебрачные отношения). «Да, не типично, чаще всего, знаете, как у нас в обществе. Чаще всего у нас мужья с женами они женятся, месяц вот у них вот медовый месяц, после месяца так у них одна поза идет Обычно женщина не знает, а мужья, вот типично, что мужья не обучают своих жен, им надоедает эта обычная поза, и они ходят налево. Это типично. Просто мне повезло, что мне попался такой муж, и он меня обучал, и он не ходил налево» (27 лет).

Сексуальная жизнь постепенно обретает самоценность, ее качество может компенсировать отсутствие сильных чувств к супругу. «Потому что, если, не имея чувств, еще и в постели ничего, чего ради жить вдвоем. Если не особо чувства великие великая любовь, хотя бы получать удовлетворение в постели, это немаловажно» (40 лет).

Меняется отношение к неверности мужей. Двойной стандарт становится, с одной стороны, более ощутимым: экономически состоятельный мужчина не обязательно скрывает параллельные связи. «Мужчине можно, тем более сейчас у нас, если мужчина очень хорошо зарабатывает, он это может даже открыто заявлять, но женщина не имеет прав ничего сказать» (24 года). Сексуальные связи - показатель его маскулинности, проявление «мужской природы», следствие мобильности. Жена рассказывает о том, что ее муж в командировке вступил в связь с русской девушкой. «Он говорит: «Если она сама хотела, что я должен был отказать что ли, я же мужчина» (26 лет).

С другой стороны, женщины перестают быть терпимыми к изменам, особенно если они чувствуют свою независимость и способны обеспечить себя и детей. «Муж (соседки) начал гулять, с какой-то русской женщиной встречаться она развелась она хорошо зарабатывает, но говорит: «Надо отстаивать свои права не надо быть тряпкой». Однако сообщество не разделяет таких прав женщины. «Люди стали обсуждать ее она должна была терпеть, сидеть, чего ей не хватало, ну и что, что муж гуляет, в этом ничего такого нет» (24 года).

Угроза неверности мужей выступает фактором, усиливающим внимание женщин к супружескому сексу. Когда мужья бывают в командировках и на заработках в других странах, с точки зрения информанток, измены становятся практически неизбежными, возрастает риск развода и утраты поддержки мужчины. Молодые женщины боятся, что причиной измены будет их недостаточная сексуальная привлекательность, их безразличие к сексу. Ели женщины отказывают в сексе мужьям, то риски возрастают. Это осознается как проблема, которая может быть преодолена попыткой заинтересовать мужа супружеским сексом. Рассказывает молодая информантка: «Мама меня убедила, что она говорит: « вот он и ездит туда, у него деньги, может, он найдет себе кого-нибудь, если та будет удовлетворять, ты ему вообще не нужна будешь, мужчина в основном, этими отношениями живет». Ну она меня убедила, сейчас уже смотрю, более нормально стало, я уже убедилась в том, что мужчину держат интимные отношения, а потом уже остальные» (24 года). В связи с данными рисками повышается значение приватной сексуализации женственности – ухода за собой, репрезентация себя как привлекательной современной женщины.

Таким образом, в сфере сексуальности постепенно происходят изменения. В обществе циркулирует полу-приватная информация о ценности секса и о разнообразии сексуальных практик. С одной стороны, повышается степень «интимизации» отношений между супругами и значимость сексуального удовольствия для обоих супругов. Проводниками таких изменений являются, в первую очередь, «цивилизованные» мужчины, которые заботятся об удовольствии супруги.

Сексуальная сфера отделяется от деторождения, и поэтому способы предохранения от беременности становятся для супружеских пар более значимыми. По данным Фонда народонаселения ООН, в конце 1990-х годов около 40% замужних женщин использовали контрацепцию, из них около 70% пользуются спиралями (Women in Tajikistan 2000: 69). Уровень использования контрацепции мужчинами очень низок. Как и кем решается вопрос о контрацепции?

Некоторые информантки говорят о том, что не испытывают трудностей, они делают свой выбор по совету врача, а инициатором применения контрацептивных средств выступает мужчина. « Аборты вредно для женского здоровья. Он (муж) сам мне посоветовал» (31 год). Однако, если мужчина возражает против использования средств предохранения, им приходится делать аборты. Говорит молодая женщина: «Я сделала несколько абортов ужемуж не хочет одевать презерватив.давно я пытаюсь, вот спираль мне поставить, он мне тоже не разрешает он говорит, что не чувствует удовольствия» (27 лет).

Таким образом, использование абортов и контрацепции позволяет регулировать деторождение, отделять сексуальную сферу от репродуктивной. Такие изменения описываются информантами как во многом зависящие от мужчин.

Сделаем некоторые выводы. В гендерном порядке сохраняются основные компоненты субординации, однако меняется их конфигурация.

Во-первых, субординация между поколениями составляет основу порядка, ядром которого является расширенная семья. Однако властным агентам – родителям начинают составлять конкуренцию молодые мужчины. Хотя ресурсы мужчин в этом смысле ограничены – родственные связи, сообщество является важнейшим механизмом выживания в условиях бедности, и большинство мужчин подчиняются их правилам и правилам поколенческой субординации. В «конкуренции» за власть в семье могут участвовать только экономически состоятельные мужчины, либо выходцы из русифицированной среды (в которой родители имеют более либеральные взгляды и иногда готовы «отдать» свою власть и, например, согласиться со свободным выбором сына). Такая тенденция означает переход от патриархальной к патриархатной системе. Ее компоненты - значимость мнения жениха при заключении брака (которая уже существовала и в советские времена), стремление мужа в своей семье самостоятельно контролировать гендерно маркированные правила (дисплей жены, ее общение, организацию хозяйства и быта, использование контрацепции и пр.).

Однако в целом существует тенденция к аккумуляции ресурсов у мужчин как у агентов контроля гендерного порядка. Об этом свидетельствуют рассказы о распространении многоженства, открытых измен, насилия над женой. Женщина вынуждена подчиняться и принимать такие правила, поскольку в основном не имеет возможности выбора. Отождествление женственности с материнством и обязательность брака для женщины в условиях демографического дисбаланса и массовых миграций является дополнительным ресурсом мужественности, который позволяет вступать в «неравные браки».

С другой стороны, мужья не только поддерживают правила патриархата, но и определяют пределы отступления от них. Осуществление тех практик, которые обычно считаются либеральными или модернизированными, в значительной степени зависят от позиции мужей (часто, но не всегда, и от его родителей). Это отложенное деторождение, ограничение числа детей, образование и карьера женщины, помощь ей в домохозяйстве, разрешение носить брюки и ходить на вечеринки и пр.

Во-вторых, происходит относительная нуклеаризация молодых семей. Она выражается не только в том, что возникают варианты отступления от правил без их нарушения - например, проживание рядом со свекровью. Повышается значимость интимно-чувственной сферы супружества (в т.ч. в отношении женской сексуальности), которая не может находиться под прямым контролем старшего поколения. Т.е. второй противовес патриархальному порядку – это сами супружеские пары (молодые, образованные, цивилизованные и пр.).

И, наконец, существует и «власть безвластных» – женщин, особенно молодых, которые лишены прав в патриархальной системе. Женщины, в целом подчиняясь правилам, постоянно осуществляют незаметную «борьбу» за их переопределение. Они делают карьеру, зарабатывают деньги, разводятся, озвучивают свои права и свои страдания. Они хотят носить короткие юбки и получать сексуальное удовлетворение. Они видят судьбу своих дочерей, отличающейся от собственной. Подчиняясь мужьям, они используют манипулятивные стратегии, скрывая свои потребности и свои ресурсы. Разумеется, женщины в целом – это слабый агент в поле власти современного гендерного порядка в Таджикистане. Однако многие стратегии городских образованных женщин оказывают влияние на переопределение правил.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Сексуальная сфера: долг жены или практики супружеского удовольствия?