lovmedgu.ru

Гендер и мусульманское образование в республике татарстан

Первые крупные мусульманские учебные заведения в России появились еще в 70-е годы XVIII в. В Казани открылись два медресе: Ахуновское и Апанаевское, а в 1780 – медресе при доме Амирхановых. В конце XVIII в. появились крупные медресе в ряде сел, а к концу XIX в. – медресе нового типа, выпускающие разносторонне подготовленных шакирдов - «Мухаммадия», «Касымия», «Буби». Мусульманское образование реализовывало положение о том, что женщины имеют право на получение образования наравне с мужчинами, поскольку Пророк Мухаммад говорил: «Стремление к знаниям обязательно для каждого мусульманина и каждой мусульманки». В 1905 г. только в Казанской губернии татарских мектебов и медресе насчитывалось 845, в которых обучалось 54 549 учащихся, в том числе 34 860 мальчиков и 19 599 девочек.

Установление советского режима предполагало отказ от религии вообще и религиозного образования в частности. За годы советской власти все медресе были закрыты, и система религиозного образования практически перестала функционировать. В 1990-е годы в результате общественно-политических перемен, произошедших после перестройки, в Татарстане снова стала восстанавливаться система религиозного образования: появились первые мусульманские учебные заведения, призванные готовить религиозных деятелей и педагогов. Первое медресе в Татарстане было открыто в 1990 г. в Чистополе. В 1993 г. открыты Казанское высшее мусульманское медресе «Мухаммадия» и Казанское высшее мусульманское медресе им.1000-летия принятия Ислама, а в дальнейшем – Российский Исламский Университет. Мусульманские учебные заведения появились и в других городах республики. Недавно в Российском Исламском Университете появилось женское отделение.

Обратимся к анализу учебного процесса в медресе «Мухаммадия», где обучаются и юноши, и девушки. Это медресе является высшим религиозным учебным заведением в ведении Духовного управления мусульман (Муфтията) и, в перспективе, Министерства образования РФ и РТ. Помимо традиционных целей, таких как воспитание «истинно мусульманской личности», подготовка кадров для религиозных и образовательных учреждений, данное медресе ставит задачу создание условий для культурной самоидентификации личности, осознания своей принадлежности к татарской культуре», а также «формирование широких знаний в области родного татарского, арабского языков, в религиозных, мусульманских, общих, гуманитарных науках и педагогике».

Учащиеся медресе (шакирды) могут по желанию продолжить обучение в Татаро-американском региональном институте заочно и получить степень бакалавра по специальности «Лингвистика» с квалификацией «лингвист - переводчик с арабского языка».

Интересно наблюдать трансляцию определенной модели взаимоотношений с противоположным полом в данном медресе. Обращает на себя внимание тот факт, что юноши и девушки обучаются отдельно только до третьего курса. На старших же курсах, когда знания в области религиозных мусульманских наук перешли в убеждения и полностью реализуются в жизни в ходе взаимодействия со средой, обществом, юноши и девушки обучаются вместе. Общение девушек с однокурсниками мужского пола на старших курсах мягко регламентируется. Так, существует практика организации культурно-массовых мероприятий – это КВН между командами девушек и юношей- конкурсы знаний между студентами. Кроме этого в медресе проводятся различные студенческие посиделки, девичники с играми, танцами и пением- вечера татарской культуры, посвященные какому-либо празднику или же творчеству деятелей татарской национальной культуры. Такие мероприятия позволяют обучающимся создавать и воспроизводить особую субкультуру. Формирование ее постоянно корректируется как самими девочками, так и институциональным окружением, чему немало способствует наличие в медресе воспитателей. Как правило, это бывшие выпускники медресе, которые не заняты в учебном процессе и занимаются организацией быта, досуга, развлечений, познавательных и занимательных мероприятий. В обязанности воспитателей также входит отслеживание порядка, дисциплины, внешнего вида и поведения студентов, проведение их коррекции, если это необходимо. Они очень внимательно относятся ко всем студентам, следя за их нравственным становлением.

Воспитанию женщины уделяется особое внимание не только на внеаудиторных мероприятиях, но и в учебном процессе. Слушательницы первого курса изучают специальный предмет «Женщина в исламе» о правилах поведения, одежды женщины, основных наставлениях в семейной жизни и воспитании детей в духе ислама. Юноши на старших курсах наравне с женской половиной медресе проходят курс о традициях мусульманской семьи.

Распространение женского мусульманского образования в республике было связано как с необходимостью реализации потребностей сформировавшегося после постперестроечной легитимизации веры слоя религиозной молодежи, так и c наличием определенного социокультурного заказа. Возрождение мусульманских социальных институтов повлекло необходимость в специальных кадрах. По словам первого заместителя муфтия Духовного управления мусульман Татарстана: «У нас есть целая система образования, в том числе и государственная, которая очень нуждается в женских кадрах, в педагогах» (из интервью, проведенного авторами). Гендерное разделение преподавателей вызвано кораническим требованием сегментации образования по половому признаку.

Бытует мнение, что единственно правильной карьерой для мусульманской девушки является создание семьи, соблюдающей все каноны ислама. Интервью, проведенные авторами с учащимися медресе, показали многообразие жизненных стратегий у девушек-мусульманок. 5Ряд из них, параллельно с получением религиозного образования, проводят занятия для девочек в мечетях, дают частные уроки арабского языка. Существует категория девушек, планирующих продолжить религиозное образование за рубежом. Необходимо учитывать, что в медресе Татарстана обучаются девушки и из других, немусульманских, регионов России. Выбирая учебное заведение вдали от дома, такие девушки изначально имеют активное стремление к распространению мусульманских знаний и традиций и по возвращению на родину осуществляют это на практике. Здесь уместно вспомнить, что среди татар традиционно существовал слой женского мусульманского духовенства - абыстай.

Помимо приложения своих способностей в сфере образования выпускницы медресе имеют широкое поле для социализации, связанное с развитием исламских институтов. По словам первого заместителя муфтия ДУМ РТ, в перспективе «исламские институты должны обрасти общественной инфраструктурой, в том числе и журналистикой, культурой, центрами благотворительности». Обязательная мусульманская благотворительность в Татарстане еще не получила институционального оформления, но при создании специализированных мусульманских благотворительных центров для обездоленных выпускницы женских отделений медресе окажутся весьма востребованными. Подобный опыт широко распространен в развитых европейских странах.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Гендер и мусульманское образование в республике татарстан