История и перспективы развития валеологии в россии
Валеология - информационный фонд деятельности по оптимальному удовлетворению основных жизненных потребностей человека. Именно такой смысл вкладывали в это понятие участники выездной сессии Ученого совета ВНИИФКа (август 1968 г.) в башкирском г. Салавате, обобщив данные научных исследований и опыт управленческой деятельности «города химии, спорта и здоровья». Речь шла о гармоничном единении медицины и физической культуры, рационального режима труда и активного отдыха, рекреации на лоне природы и полноценного питания. В последующие недели началась разработка комплексной программы соответствующей научно-практической деятельности на предстоящую пятилетку. Но вскоре из учреждения, где контролировали идеологическую «чистоту», поступило указание использовать лишь «правильное» выражение «физкультурно-оздоровительная работа», которую следует нацелить на плановую подготовку значкистов ГТО.Валеологическое направление в отечественном физкультурном движении в 70-е и 80-е годы активно развивалось общественными организациями - Федерацией физкультурно-оздоровительной работы с населением. Федерацией массовой физической культуры сельского населения, отраслевыми и региональными федерациями. Все это позволило накопить необходимый обществу научный и технологический потенциал массового формирования здорового образа жизни, создать валеологическую основу прогрессивных преобразований быта и режима труда. Радикальная перестройка экономики и социальной жизни в стране временно приостановила такие преобразования, поскольку налаженные механизмы государственного управления и финансово обеспеченной деятельности профсоюзов перестали действовать, а инициатива многих специалистов повела их «другим путем» - под невысказанным вслух девизом «От значка ГТО - к валеологии». Поиск и разработка такого пути представляют знаменательные характеристики современного этапа отечественного физкультурного движения.
Весьма важным и определяющим итоги валеологической деятельности направлением являются разработка и осуществление профилактических медицинских мероприятий. Указывалось, что в основе валеологии лежит первичная и вторичная профилактика заболеваний и травматизма, а методами валеологии являются использование огромного генетического фонда, заложенного природой в организм человека, и различные способы компенсации или инактивации патогенного воздействия элементов окружающей среды.
Введение в практику подготовки специалистов здравоохранения плана и программы основ валеологии в середине 80-х годов способствовало их широкому распространению и активизации творческих разработок многих исследователей и учреждений. При этом разработчики валеологических идей и рекомендаций опирались на различные предшествующие работы известных отечественных ученых, которые с полным правом можно назвать фундаментальными блоками современной валеологии, теоретико-методологическими основами формирования здорового образа жизни населения России.
В 1996 г. был утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 040700 - «Валеология» (квалификация врач - валеолог-преподаватель и педагог-валеолог). Началась эпоха внедрения в учебный процесс общеобразовательных, средних и высших учебных заведений России, Украины и Белоруссии учебной дисциплины «Валеология». В ряде вузов открываются кафедры валеологии, вводятся спецкурсы по валеологии, создаются специализированные журналы, защищаются диссертационные работы по валеологической тематике, проводится серия научных форумов различного уровня по актуальным проблемам валеологии, издаются учебные пособия, монографии, научно-популярные книги и т.д.
В 2000 г., как ни странно, в России закончилась эпоха «валеологизации» образования: валеология как учебная дисциплина Министерством образования РФ, по существу, ликвидирована.
Для каждого здравомыслящего человека совершенно очевидно, что необходимо срочно предпринять серьезные шаги на пути решения проблемы «Здоровье нации».
Следует отметить, что в настоящее время валеологическое образование учащейся молодежи в определенной степени дают вузовские кафедры физического воспитания. Это обусловлено особенностью Примерной программа дисциплины «Физическая культура» Министерства образования РФ. Учебная дисциплина «Физическая культура» направлена на решение воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач, в частности: знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни- формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности и т.д.
Несмотря на валеологическую направленность вузовской физической культуры, эффективность курса «Физическая культура» низка. Это обусловлено недостаточно высокой валеологической эрудицией профессорско-преподавательского состава кафедр физического воспитания.
Целесообразно открытие кафедр валеологии в каждой академии физической культуры. Назрела необходимость в подготовке учебника по валеологии и для средних, и для высших учебных заведений.
Валеология сейчас - относительно новая научная и учебная дисциплина, не имеющая пока четко сложившейся структуры и методики преподавания. Вместе с тем это перспективная отрасль научного знания, которая в будущем сможет занять одно из ведущих мест в системе человекознания в целом. При реализации комплексного, междисциплинарного подхода в анализе проблемы «Человек и его здоровье» валеологические знания приобретают особое значение в подготовке специалистов высокой квалификации. Валеология, без сомнения, в скором будущем станет одним из важнейших научно-педагогических направлений в наступившем столетии.
На распространение идей и мероприятий валеологии, на формирование и осуществление здорового образа жизни большое влияние оказывает общественное мнение, под которым понимается следующее:
1) система относительно устойчивых оценок общественной жизни, традиционных отношений к социальным явлениям-
2) интеллектуальная реакция широких слоев общества на конкретное явление или событие.
Общественное мнение о здоровом образе жизни формируется, складывается и развивается на основе:
- знаний социально значимых функций и эффектов здорового образа жизни, влияния на человека физической культуры, закрепленных соответствующей базовой информацией в вице законодательных актов и учебных пособий, обобщенного и личного опыта, пропагандистских материалов-
- впечатлений, возникающих под воздействием интенсивных информационных потоков, избирательно и/или случайно характеризующих частные аспекты и эффекты здорового образа жизни, физической культуры, медицины и психологии.
На включение в общественное мнение и общественное сознание идей и принципов валеологии, здорового образа жизни во многом повлияла их пропаганда, направленная на различные группы населения. Особо важное и результативное значение имеет пропаганда оздоровительных эффектов физической культуры.
Наиболее существенным итогом этих процессов явилось активное включение педагогов и образовательных учреждений в формирование здорового образа жизни с использованием основ валеологии и даже выделением этого направления в самостоятельные учебные специализации, дисциплины, курсы.
Примером может служить реализация разработанной Самарским управлением образования концепции «Физическая культура, здоровье и спорт» в основе которой - мероприятия, позволяющие сформировать у учащихся внутреннюю потребность в занятиях физической культурой и спортом, образовать у них широкий фонд жизненно необходимых двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний, способствующих формированию здорового образа жизни, профессионального самоопределения, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, а также достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям.
Так, в соответствии с региональной концепцией и программой двигательная подготовка учащихся в общеобразовательных школах организовывалась в каждой школе индивидуально, с учетом желания и интересов детей- их типологических моторных признаков, физических сил и возможностей, возрастных особенностей, пола, состояния здоровья и др.
Творческое оживление фактора дополнительного образования в общеобразовательных школах и в учреждениях отразилось и на деятельности учебных заведений высшего профессионального образования. О необходимости системного физкультурного валеологического образования студентов убедительно говорят педагоги и ученые. Ныне более 60 учебных заведений ведут валеологическую подготовку специалистов, потребность в которых продиктована жизнью. Срочно нужны базовый учебно-методический комплекс, учебные пособия, позволяющие обеспечить необходимый и достаточно надежный информационный фонд специалистов здорового образа жизни. Иными словами, решение проблем здоровья в современном мире невозможно полукустарными или камерально ограниченными методами. Формирование и осуществление здорового образа жизни, овладение основами валеологии объективно требуют всемерного расширения гносеологических связей разных наук и соответствующего фронта и ресурсов фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ, повышения их качества, а также квалификации и ответственности исполнителей.
При этом следует обратить особое внимание на разработку комплексных проектов оздоровительных центров, сооружений, оборудования, создания и обустройства маркированных оздоровительных рекреационных территорий и маршрутов, экостадионов и т.п.
Перспективные направления развития валеологии, формирования и осуществления здорового образа жизни видятся следующими.
1. Комплексные и взаимокоординируемые научно-исследовательские разработки, которые включают:
- обобщение опыта и достижений оздоровительной физической культуры и профилактической медицины-
- выявление положительного социально-экономического и социокультурного эффекта здорового образа жизни-
- активные оздоровительные факторы устранения негативных для здоровья последствий загрязнения внешней среды-
- валеологическую систему физического воспитания детей и подростков, а также валеологическое образование молодежи.
2. Создание учебно-методических комплексов, учебников и учебных пособий по валеологическому образованию учащейся молодежи, преподавателей, родителей, руководителей организаций и предприятий и др.
3. Организация образовательно-пропагандистской кампании «Здоровый образ жизни и культура быта», включающей популяризцию разнообразной валеологической информации - от выбора места и проекта строительства дома до рационального бытового режима семьи.
4. Повсеместное осуществление мероприятий федеральных программ развития физической культуры, спорта и туризма, особенно по рекреации и активному отдыху с использованием новых оздоровительных технологий и оздоровительной техники - тренажеров, а также внедрению в быт оздоровительно-спортивного туризма, семейных рекреационных экскурсий, походов выходного дня и т.п.
5. Организационное объединение и консолидация творческих усилий всех участников научно-практических разработок валеологического образования и воспитания.
Поделиться в соцсетях:
Похожие