Женщины в душанбе
Видео: Женщин Таджикистана объединило ткацкое дело.
В столице государства – городе Душанбе женщины, как впрочем, и мужчины имеют лучшие возможности по сравнению с жителями регионов. Душанбинские девушки обычно не вступают в брак моложе установленного законодательством возраста (16 лет), хотя в некоторых случаях наблюдается тенденция к снижению брачного возраста. У них больше возможности выбора как в работе, сфере деятельности, так и в личной жизни. Чаще они сами выбирают (находят) себе спутников жизни. В ситуации, когда девушку сватают незнакомые люди со стороны или выбор делают родители (родственники), в большинстве случаев спрашивается согласие невесты на этот брак. Именно в Душанбе можно встретить основное количество женщин с высшим образованием, женщин-ученых, творческих работников, женщин-специалистов различных отраслей экономики Таджикистана и женщин- предпринимателей среднего уровня. Здесь же сосредоточены почти все ведущие женские неправительственные организации (НПО), и соответственно в Душанбе проживают многие женщины-лидеры различных уровней. Необходимо отметить, что в столице у женщин есть больше шансов найти работу, в некоторых случаях даже хорошо оплачиваемую, чем в регионах. Особенно многие международные организации предпочитают нанимать на службу женщин-специалистов, в связи с чем эта группа женщин имеет возможность зарабатывать намного больше, нежели их мужья и/или другие члены их семей. Несомненно, данный фактор играет ведущую роль в укреплении социальной позиции образованных женщин.В то же время необходимо отметить, что столичный город - Душанбе как в зеркальном отражении показывает все существующие социально-экономические, политические сложности и проблемы страны. На мой взгляд, сейчас многих лиц, особенно женщин, проживающих в Душанбе, трудно назвать городскими, тем более жителями столицы. По всем характеристикам (внешнему облику, менталитету, манере поведения, социальному статусу) они представляют собой типичных сельских жителей регионов Таджикистана. Интересно отметить, что происходит обратная тенденция, когда сельские жители распространяют свой образ (уклад) жизни в границах городских поселений, вместо того, чтобы постепенно адаптироваться к городским условиям. Возможно, эта тенденция способствует распространению традиционных, консервативных гендерных установок среди городского населения.
С другой стороны, жители махаллы17 в Душанбе, где в большинстве случаев проживают (при том длительный период) отдельные этнокультурные общины, также отличаются консерватизмом, нежели жители микрорайонов, которые в основном заселены представителями различных этносов и регионов республики. Эта тенденция имела место еще в советский период, в настоящее время она (на мой взгляд) усугубляется.
По моим личным наблюдениям, в семьях жителей Душанбе многие молодые девушки не считают образование чем-то важным в своей жизни. Даже если у них в большинстве случаев есть возможность посещать школу, многие из них предпочитают оставаться дома и заниматься домашними делами, а не учиться. Как правило, эти девушки строят свои жизненные планы на удачное замужество, под которым чаще подразумевается найти мужа из обеспеченной семьи или молодого человека с перспективой карьерного роста. В некоторых случаях семейный статус и возраст будущего мужа не имеет большого значения, то есть эти девушки не исключают для себя возможности брака с женатым мужчиной, имеющим нескольких детей (даже в качестве второй/третьей жены).
В целом трудно прийти к определенному выводу: получили ли таджикские женщины преимущества от распада Советского Союза и новых направлений развития после объявления Таджикистаном независимости.
В долине Рашт и в Шурабаде женщины не были «свободными» и во времена Советского Союза. После объявления независимости Таджикистана они также не испытали значительных изменений. Особенно для раштских женщин гражданская война принесла значительную регрессию. Были времена, когда женщины вообще боялись покидать свои дома. И только теперь они постепенно возвращаются к нормальной жизни.18
Свою роль играет также бедность в регионах, наиболее пострадавших в ходе гражданской войны. В таких населенных пунктах как Тавилдара люди борются за выживание - проблема пропитания стоит на первом плане по сравнению с вопросом образования, хотя в долгосрочной перспективе образование является очень важным фактором. Как результат тяжелой жизненной ситуации зарегистрированы случаи, когда женщины были замешаны в выращиванием гашиша, чтобы прокормить свои семьи.
В связи с тем, что в целом уровень образованности женщин снижается, соответственно будет уменьшаться и роль женщины в обществе. У сельских женщин еще меньше шансов получить образование.
Две тенденции, о которых было сказано во введении – репатриархализация и модернизация, можно наблюдать в Душанбе - столице государства. С одной стороны, количество молодых женщин в модной европейской одежде (брюки и мини-юбки) увеличивается. Одновременно увеличивается и количество девушек и женщин, носящие платок и полностью закрывающие волосы, некоторые из них публично заявляют о своем праве посещать религиозные церемонии в мечетях.19
Женщины определяют этнические общественные образования и границы этнических или национальных групп- они играют важную роль в сфере идеологического воспроизведения, являются носительницами культуры. Следовательно, они оказывают значительное влияние на уровень образования своих детей, на процесс стабилизации и в целом на процесс построения государства. Благополучие женщин и их детей очень важно для всего общества. Государство и международное сообщество должны понимать, что инвестирование в образование женщин является одним из важных факторов развития обществ переходного типа, так как женщины выполняют функцию воспитания последующих поколений.
Поделиться в соцсетях:
Похожие