Общественно-политическая деятельность мусульманок татарстана
Видео: Разведопрос: Константин Сёмин о работе над фильмом "Последний звонок"
Выбор для женщины пути истинной мусульманки в условиях современного секуляризованного общества является своего рода подвигом, на который способны сильные и активные личности. Закономерно создание в республике женской общественной организации - Союза мусульманских женщин Республики Татарстан. Отметим, что члены данной организации представляют разные возрастные категории, в том числе и молодых женщин, воспитанных, зачастую, не в религиозных семьях. Как отмечала в интервью лидер этого движения Альмира Адиатуллина: « Мы выросли, можно сказать, безрелигиозным поколением. Не только я. Три поколения без религии выросло!»7 Соответственно, ислам является их личным выбором.Деятельность этой организации получила и получает широкий общественный резонанс не только в Татарстане, но и за его пределами. Наиболее известная акция, проведенная Союзом мусульманских женщин, получившая всероссийское освещение в СМИ, связана с их требованием фотографироваться на новый общегражданский паспорт в соответствии с мусульманскими убеждениями, т.е. с покрытой головой. Защищая свои убеждения, мусульманки апеллировали к Конституции России и Республики Татарстан, которые гарантируют свободу вероисповедания своим гражданам и не запрещают исполнять религиозные обряды, а также на ряд международных правовых документов. В течение года состоялось несколько судебных слушаний по данному делу, в том числе в Верховном суде Республики Татарстан и Верховном суде первой инстанции Российской Федерации, которые отклонили просьбы мусульманок, ссылаясь на инструкцию МВД, в соответствии с которой для получения паспорта следует представлять «черно-белые фотографии без головного убора». Ситуация разрешилась 15 мая 2003 г., когда Верховный Суд России вынес решение о том, что в соответствии с религиозными убеждениями можно представлять для паспорта фотографию в головном уборе.
Известна также борьба представительниц этого Союза за нравственное очищение общества. Мусульманки уже неоднократно принимали участие в мероприятиях, ориентированных на борьбу с венерическими заболеваниями, СПИДом, детской и подростковой преступностью, наркоманией и др. Решение подобных проблем они видят в духовно-нравственном воспитании молодежи. Мусульманки Татарстана приняли обращение к средствам массовой информации и государственным структурам, в котором призвали повлиять на процесс формирования среди молодежи и в обществе в целом морально-нравственных ценностей. В будущем руководитель движения планирует выступления в образовательных и воспитательных учреждениях, перед педагогическими коллективами и общественными организациями.
Руководитель Союза мусульманских женщин Татарстана Альмира Адиятуллина является одновременно главным редактором женской мусульманской газеты «Муслима» («Мусульманка»), которая выпускается с декабря 1997 года. В другом интервью Альмира-апа отмечала, что газета распространяется по подписке:
«Количество подписчиков у нас меняется. Было время, когда и 5 тысяч было подписчиков. Сейчас вот меньше стало. Почему? Потому что время такое, мир такой ведь. И денег, наверное, не хватает у людей». Отсутствие спонсоров определяет и тот факт, что основная нагрузка ложится на самого редактора. Тем не менее, энтузиазм некоторых мусульманок восполняет кадровый пробел: «Но у нас гонорара нет. Поэтому, слава Аллаху, у меня много помощников, которые готовы мне помочь в этом праведном деле». 8
Материалы, публикуемые в газете, касаются истории ислама, норм шариата, также дается углубленный анализ роли мусульманской женщины в современном мире.
«Если для семьи не будет женщины, то и семьи не будет. Поэтому мы очень хорошо работаем над тем, чтобы показать функции женщины в семье», - так редактор «Муслимы» охарактеризовала работу над данными темами.
Информационное поле, сложившиеся вокруг деятельности Союза мусульманских женщин, весьма неоднозначно. Репрезентация «дела о хиджабах» (так охарактеризовали СМИ борьбу за право фотографироваться с покрытой головой) явилась одной из наиболее громких информационных кампаний, касающихся жизни российской мусульманской уммы в последние годы. Дискурс-анализ репрезентации «дела о хиджабах» показал, что образ мусульманок, транслируемый российской прессой, зачастую был враждебен.9 27, 5% материалов российской прессы толковали деятельность СМЖ как угрозу («Суд учел нормы шариата// «Коммерсантъ», 16.05.2003- «Деньги для диктатуры Шариата»// 09.06.03. и пр.). Лейтмотивом многих публикаций «Известий» (причем, что характерно, не казанского собкора, а московского журналиста Г. Бовта), касающихся «дела о хиджабах», была точка зрения, высказанная журналистом в одном из первых материалов на эту тему: «От невинного, сугубо «культурологического» требования покрывать голову для паспортного фото логическая цепочка не слишком длинна. Потом предъявят требования – тоже через суд - поправить школьную программу в соответствии с Кораном, разделить обучение мальчиков и девочек. Потом в соответствии с теми же нормами будет осознана потребность внести коррективы во многие другие общепринятые в России нормы жизни и профессиональной деятельности в самых разных сферах. В медресе начнут уже открыто (а не подпольно, как сейчас) обучать будущих ополченцев чеченских боевых отрядов. Создадут «благотворительные» фонды. А там недалеко и до нового 11 сентября...» (03.08.2002). Подобная позиция является наиболее опасной с точки зрения распространения интолерантных установок в отношении мусульман, формирования «образа врага».
Популярным было и истолкование «дела о хиджабах» как курьеза (10 %). Несмотря на большую долю статей информационного характера (нейтральных по содержанию), 42,4 % материалов имели ироничные заголовки, что выступает культурно-уместным проявлением агрессии: («Маска, я тебя не знаю» («Известия», 18.05.2003), «Шляпу сними» («Московский комсомолец», 20.07.2002), «Главное, чтобы хиджабчик сидел» («Известия», 15.05.2003) и т.п.).
Данная кампания накладывалась на стереотипы, сформированные распространенными в обществе (после серии террактов) представлениями о женщине-мусульманке как носительнице фанатичной веры – «шахидки- смертницы». Таким образом, СМИ и информационные акторы способствуют укоренению негативных стереотипов о мусульманских женщинах.
Появление в Татарстане в середине 1990-х годов социальной группы молодых мусульманок, обусловленное как процессами, происходившими на социальном уровне, так и индивидуальными духовными потребностями, вызвало формирование целого ряда социальных институтов, которые, в свою очередь, помогли становлению и развитию женской мусульманской культуры. Группа молодых мусульманок, обладая многообразными жизненными установками и стратегиями, весьма активна и имеет потенциал для трансляции мусульманских ценностей и культуры.
Рост числа людей, стремящихся жить исключительно по канонам ислама, – явление достаточно новое для Татарстана. Будут ли молодые мусульманки стремиться к сегрегации и социальному протесту, ассимилируются или найдут пути интеграции в современном мультикультурном обществе республики – данные вопросы имеют комплексный политический и социально-культурный характер и требуют специального исследовательского внимания.
1 См.: Мусина Р.Н., Шумилова Е.А. Этноконфессиональное взаимодействие и проблемы толерантности// Государственно- конфессиональные отношения в современном Татарстане. – Казань: Изд- во Института истории АН РТ, 2003. – 224 с.
2 Исследование выполнено при поддержке Open Society Institute – RSS 2071/1534/2000 (руководитель – Г.М. Мансурова). Массовый опрос в силу интимности вопросов веры и для получения максимально искренних ответов проводился в режиме самозаполнения. Для удобства респондентов-татар, проживающих в сельской местности, анкета была переведена на татарский язык. Этот факт в анкетировании, а также проведение глубинных интервью с татарами на татарском языке, позволил респондентам более искренне отвечать на вопросы, касающиеся национальных отношений.
3 По результатам всероссийского опроса московского Фонда «Общественное мнение» https://fom.ru/reports/frames/of032305.html, 19.06.2003
4 https:// www/fom.ru/survey/dominant/830/1671/6434.html, 19.06.2003.
5 «Процесс исламизации в Татарстане...»
6 «Процесс исламизации в Татарстане...»
7 См.: Кузнецова И., Салахатдинова Л. Толерантность масс-медиа к исламу: опыт социологического исследования // Феникс. Ежегодник кафедры культурологии. – Саранск: Издательство Мордовского университета, 2001. – С. 203-204.
8 Авторский проект «Медиа-политика в отношении ислама в российских и татарстанских СМИ» (2003 2004 гг.) при поддержке International Policy Fellowships of OSI.
9 Контент- и дискурс-анализ репрезентации «дела о хиджабах» в российских СМИ осуществлялся при сплошной выборке материалов среди газет «Комсомольская правда», «Московский Комсомолец», «Аргументы и факты», «Российская газета», «Независимая газета», «НГ-религии», «Коммерсантъ», журналов «Власть», «Итоги», «Профиль» и «Огонек».
Поделиться в соцсетях:
Похожие