Анкетный опрос как метод изучения социально-психологических процессов в воинских группах
Наиболее распространенным методом изучения социальных процессов в больших группах военнослужащих, воинских коллективах является опрос. Различают два вида опроса: анкетирование и интервьюирование.Специфика анкетирования заключается в том, что общение между исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации, опосредуется анкетой.
К достоинствам сбора информации с помощью анкет является экономичность и оперативность сбора данных. Он особенно эффективен, если нужно получить качественно-количественные показатели в масштабах войск округа, соединения, части. Важно отметить, что анкетный опрос наиболее адекватен принятию среднесрочных и долгосрочных управленческих решений по влиянию на те или иные процессы в воинских частях и подразделениях.
К недостаткам анкетного опроса можно отнести невозможность всестороннего анализа процессов восприятия и понимания вопросов анкеты, техники ее заполнения, формулирования ответов, аккуратности и полноты регистрации, отношения к опросу, искренности ответа респондента. Все это обуславливает возможное снижение качества получаемой информации: появление неискренних ответов, увеличение доли неответивших, появление систематических ошибок из-за неверной интерпретации поставленных вопросов.
Опытный исследователь минимизирует возможные негативные последствия для итоговой информации, получаемой с помощью анкет, следующими способами:
- тщательной разработкой анкеты, начиная от формулировок вопросов, вариантов ответов, типом предлагаемых шкал-
- проведением пробного (пилотажного) опроса в малом объеме (до 50 человек) и доработкой вопросов, которые «не сработали»-
- тщательным инструктажом лиц, которые будут проводить опрос- при этом необходимо добиться, чтобы они все были способны пояснить смысл того или иного вопроса без «подсказки» ответа-
- увеличением объема опрашиваемых для дальнейшей выбраковки неправильно заполненных анкет.
При разработке анкеты важно значение имеет не только ее содержание, но и графическое оформление, размещение вопросов, их формулировка и т.д.
Вводная часть анкеты содержит название органа военного управления, которые проводит опрос, условное наименование исследования, номер анкеты и обращение к опрашиваемым. Задача вводной части -создание положительной установки к участию в опросе, пробудить заинтересованность в результативности опроса для положения дел. В обращении как правило содержится информация о целях опроса, о важности искренности при ответах, условиях обеспечения анонимности заполнения.
В основной части анкеты размещаются вопросы, как правило по степени сложности. При заполнении простых вопросов опрашиваемый преодолевает свою скованность и начинает понимать технику ответов. К середине анкеты сложность вопросов возрастает и затем снижается к концу, так как необходимо учитывать определенную утомляемость опрашиваемых, снижение интереса к опросу. Вопросы могут группироваться по тематическим группам (например касающиеся службы, быта, настроениям в коллективе).
Важно знать и выполнять некоторые требования к формулировке вопросов:
- избегать сложных языковых конструкций и многословных, логически некорректных и нечетких формулировок-
- не использовать слов, которые могут не входить в языковый запас опрашиваемых-
- не допускать унижения национальных, религиозных и иных чувств опрашиваемых-
- вопросы не должны содержать подсказок, создавать установки на те или иные ответы (недопустимы обороты «не правда ли...», «большинство думает, что...» и т.п.)-
- правила заполнения и регистрации ответов должны содержаться в тексте вопросов (указания на число вариантов ответов, как пометить ответ, совпадающий с мнением опрашиваемого).
В заключительной части анкеты обычно помещается социально-биографический блок вопросов, выясняющих личностные характеристики респондента. Этика проведения опросов требует, чтобы в конце анкеты содержалась благодарность за участие в опросе.
При конструировании анкеты исследователю необходимо представлять способ, которым он будет обрабатывать анкету. Как правило, «на выходе» обработанные анкеты могут быть представлены в виде следующих качественно-количественных характеристик:
- количество ответов (как правило в процентах) на тот или иной вариант (например: «75,3 % опрошенных заявили о своей готовности к выполнению задач в условиях чрезвычайного положения»)-
- группировка (распределение) вариантов ответов по группам опрашиваемых (например: «при общем количестве 75,3 % заявивших о своей готовности к выполнению служебно-боевых задач, их доля среди военнослужащих, пришедших с учебного пункта вдвое меньше - 37 %»)-
- обобщенные усредненные данные по всем вариантам ответов на вопрос
- приведение примеров развернутых ответов, которые носят, как правило эмоциональную оценку
В связи с тем, что обобщенный фактический материал трудно поддается осмыслению и обобщению без предварительного преобразования, при подготовке анализа результатов анкетирования неплохо проиллюстрировать их диаграммами, схемами, таблицами.
Анкетный опрос, при соблюдении вышеперечисленных правил его проведения и конструирования анкет, является достаточно надежным и эффсктивным средством изучения не только общественного мнения в воинских коллективах, но и всех параметров данных коллективов, исходя из целей и задач исследований, изложенных в п.п. 3.2.
Поделиться в соцсетях:
Похожие