Методы исследования в военной психологии
Видео: МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА ?..
Методы научных исследований — это приемы и средства, с помощью которых по-1учают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий. Развитие любой науки зависит от того, насколько совершенны и надежны используемые ею методы. Все это справедливо и по отно-лению к военной психологии.Явления, изучаемые психологией, настолько сложны и многообразны, настолько трудны для научного познания, что на протяжении всего развития психологической науки ее успехи непосредственно зависели от степени совершенства применяемых методов исследования. Но психология — относительно молодая наука, ее выделение в самостоятельную дисциплину произошло лишь в середине XIX в. Поэтому психология очень часто опирается на методы других, более «старых» наук: философии, математики, физики, физиологии и медицины, биологии, истории. Кроме этого, психология использует методы современных наук, таких как информатика, кибернетика и др.
В то же время следует подчеркнуть, что любая самостоятельная наука обладает и собственными, только ей присущими методами. Такие методы есть и у психологии. Все они могут быть разделены на две основные группы: субъективные и объективные методы.
Субъективные методы основываются на самооценках или самоотчетах испытуемых, а также на мнении исследователей о том или ином наблюдаемом явлении или полученной информации.
Метод наблюдения в психологии является одним из старейших и, на первый взгляд, наиболее простых. Он основывается на планомерном наблюдении за деятельностью людей, которое проводится в обычных жизненных условиях без какого-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя. Наблюдение в психологии предполагает полное и точное описание наблюдаемых явлений, а также их психологическое толкование, поскольку наблюдение направлено не только на описание внешних действий человека, но и на их психологическое содержание, которое необходимо раскрыть исходя из внешних факторов.
Все мы наблюдаем за поведением других людей. Но научное наблюдение и наблюдение, которым пользуются в повседневной жизни, имеют ряд существенных различий. Научное наблюдение характеризуется систематичностью и проводится на основе определенного плана с целью получения объективной картины. Следовательно, научное наблюдение требует специальной подготовки и специальных знаний, так как качества, которые содействуют объективности психологической интерпретации, могут быть приобретены лишь в результате специальной подготовки.
Наблюдение — этот тот метод, которым должен владеть каждый офицер. Для того чтобы овладеть данным методом, прежде всего необходимо получить общее представление о психике человека и основных закономерностях ее проявления в процессе выполнения военно-профессиональных задач. Во-вторых, необходима постоянная практика наблюдения за деятельностью подчиненных и умение правильно интерпретировать их поступки. В-третьих, не следует бояться проверять объективность своих умозаключений, построенных на основе наблюдения за военнослужащим, сверяя их с мнениями коллектива или других должностных лиц.
Следует также иметь в виду, что метод наблюдения может иметь разнообразные варианты использования. Например, достаточно широко применяется метод включенного наблюдения. Данный метод используется в тех случаях, когда наблюдатель (офицер или психолог) сам является непосредственным участником событий. Но при этом необходимо учитывать тот факт, что под влиянием личного участия исследователя в происходящих событиях его восприятие и понимание всего происходящего, в том числе и восприятие поступков других людей, может быть искажено. Поэтому, оценивая те или иные события, целесообразно учитывать мнение и тех, кто наблюдал за всем происходящим со стороны. Включенное наблюдение по своему содержанию очень близко к другому методу — самонаблюдению.
Самонаблюдение, т. е. наблюдение за своими переживаниями, является одним из специфических методов, применяемых только в психологии. Следует отметить, что данный метод помимо преимуществ обладает и целым рядом недостатков. Во-первых, наблюдать свои переживания очень трудно, так как под влиянием наблюдения они обычно изменяются или вообще прекращаются. Во-вторых, при самонаблюдении очень трудно избежать субъективизма, поскольку любое восприятие происходящего носит субъективную окраску. В-третьих, при самонаблюдении трудно выразить некоторые оттенки наших переживаний.
Тем не менее самонаблюдение, особенно в форме самоанализа своего состояния или поведения, очень важно не только для психолога, по и для офицера, являющегося командиром подразделения. Очень часто, сталкиваясь с необычными или незнакомыми явлениями, а также с поведением других людей, офицер стремится понять психологическое содержание происходящего. При этом в большинстве случаев он обращается к своему опыту, в том числе и к анализу собственных переживаний. Поэтому для того, чтобы успешно работать как с отдельными военнослужащими, так и с воинскими коллективами, офицер должен овладеть таким методом, как самоанализ, научиться объективно оценивать свое состояние и свои переживания.
Другой метод, широко использующийся в военной психологии, — это метод опроса. Опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Существует несколько вариантов проведения опроса. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Выделяют три основных вида опроса: устный, письменный и свободный.
Устный опрос, как правило, применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за реакциями и поведением обследуемого. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, так как вопросы, задаваемые исследователем, могут корректироваться в процессе исследования в зависимости от особенностей поведения и реакций обследуемого.
Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей за сравнительно небольшое время. Наиболее распространенная форма данного опроса — анкета.
Свободный опрос — разновидность письменного или устного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов заранее не определяется. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику и содержание исследования, что позволяет получить весьма разнообразную информацию об обследуемом.
Помимо вышеизложенных методов существуют и другие методики изучения психических явлений. Например, беседа, которая может рассматриваться в качестве одного из вариантов опроса. От опроса метод беседы отличается большей свободой проведения процедуры. Как правило, беседа проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов меняется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого.
Весьма доступным для офицера является метод изучения документов или анализ деятельности человека. Знакомясь с документами, которые характеризуют военнослужащего, командир подразделения может получить большой объем объективной информации. Но следует иметь в виду, что наиболее эффективное изучение психических явлений осуществляется при комплексном применении различных методов.
Наконец, наиболее популярным и наиболее распространенным в настоящее время методом военной психологии, как и современной психологии в целом, является тестирование. Популярность данного метода обусловлена возможностью получения достаточно точной и качественной характеристики психологического явления, а также возможностью сопоставить результаты исследования, что в первую очередь необходимо для решения практических задач. От других методов тест отличается тем, что имеет четкую процедуру сбора и обработки данных, а также четкую процедуру психологической интерпретации полученных результатов.
Принято выделять несколько вариантов тестов: тест-вопросник, тест-задание, проективный тест,
Тест-опросник основан на анализе ответов испытуемых на вопросы, которые позволяют получить достоверную и надежную информацию о наличии или выраженности определенной психологической характеристики. Суждение о развитии данной характеристики осуществляется на основе количества ответов, совпавших
-о своему содержанию с представлением о ней.
Тест-задание предполагает получение информации о психологических характерисистиках человека на основании анализа успешности выполнения им определенных заданий. В тестах этого типа испытуемому предлагается выполнить определенный перечень заданий. Количество выполненных заданий служит основанием для определения того, имеется ли у индивида определенное качество и насколько оно развито. Большинство тестов по определению уровня умственного развития относятся именно к этой категории.
В интересах военного дела, как уже говорилось выше, психологические тесты получили массовое распространение в период подготовки к Первой мировой войне. В практику армейской деятельности они активно внедрялись американскими психологами. В это же время разработка тестов как психологического метода активно осуществлялась и в России. Развитие данного направления в отечественной психологии того времени связано с именами А. Ф. Лазурского (1874-1917), Г. И. Россолимо (1860-1928), В. М. Бехтерева (1857-1927), П. Ф.Лесгафта(1837-.909)и др.
Наиболее заметный вклад в разработку тестовых методов в России внес Георгий Иванович Россолимо, который был известен не только как врач-невролог, но и как психолог. Для диагностики индивидуальных психических свойств он разработал методику их количественной оценки, дающую целостное представление э личности. Методика позволяла оценить одиннадцать психических процессов, которые, в свою очередь, разбивались на пять групп: внимание, восприимчивость, золя, запоминание, ассоциативные процессы (воображение и мышление). Для каждого из этих процессов предполагалось свое задание, в зависимости от выполнения которого по специальной шкале оценивалась «сила» соответствующего ^poцecca. Сумма положительных ответов отмечалась на графике. Соединение этих точек давало «психологический профиль» индивида. Задания варьировались по категориям испытуемых (для детей, для интеллигентных взрослых, для неинтеллигентных взрослых). Кроме этого, Г. И. Россолимо предложил формулу перевода графических данных в арифметические.
Сегодня тестирование — наиболее распространенный метод психологического исследования. Но необходимо отметить, что тестирование занимает промежуточное положение между субъективными и объективными психологическими методиками, что обусловлено большим разнообразием тестов. Существуют тесты, основанные на самоотчете испытуемых, например тесты-вопросники. При выполнении данных тестов испытуемый может сознательно или несознательно повлиять на результат тестирования, особенно если знает, как будут интерпретироваться его ответы. Однако существуют и более объективные тесты. К их числу прежде
всего необходимо отнести проективные тесты. Данная категория тестов не использует самоотчеты испытуемых, а основывается на свободной интерпретации выполняемых ими заданий. Например, на основе предпочтений испытуемого при выборе цветовых карточек психолог определяет его эмоциональное состояние. В других случаях испытуемого вводят в воображаемую и сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации: например, испытуемый должен рассказать историю на основе картинки, которую ему показывают, после чего путем анализа его интерпретации делается вывод об особенностях психики испытуемого.
Следует отметить, что, несмотря на свою массовость, использование тестовых методик на практике предполагает наличие у исследователя определенного уровня психологической подготовки. В противном случае результаты тестирования могут быть неправильно интерпретированы, что может привести к необратимым последствиям как для обследуемого, так и для исследователя. Поэтому офицеру, не имеющему специальной психологической подготовки, не рекомендуется использовать тесты. Следует иметь в виду, что тест — это прежде всего инструмент специалиста-психолога, хотя в настоящее время на протяжении всей своей службы офицер сталкивается с результатами выполнения военнослужащими определенных тестовых методик, что отражается в их учетных документах. С другими методами психологических исследований, представленными на рис. 2.2, офицер в своей практической деятельности сталкивается существенно реже. Как правило, это происходит лишь тогда, когда он в процессе прохождения военной службы получил специальность военного психолога и приступил к выполнению соответствующих функциональных обязанностей.
Таким образом, опираясь на материал, приведенный в данной главе, можно с полным основанием утверждать, что психология — это самостоятельная наука. Ее предметом являются психика и психические явления. Сегодня для научного исследования военной психологией используются разнообразные методы, позволяющие получить достоверную информацию об индивидуально-психологических и личностных особенностях военнослужащего.
Поделиться в соцсетях:
Похожие