lovmedgu.ru

Система методов изучения коллектива

Видео: 30 Лучших методик изучения английского языка

Современная отечественная военная психология предлагает командирам (начальникам) подразделений достаточно большой арсенал соответствующих методов изучения психологии коллектива. Их можно условно объединить в три относительно самостоятельные группы:

1. Всеобщий метод (диалектический), реализуемый для изучения всех явлений объективной и субъективной действительности, в том числе и внутри коллективных. Как известно, в его основу положены законы (единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания и др.) материалистической диалектики. Универсальность метода заключается в том, что он применим для анализа любого социально-психологического явления, но дает в руки военного руководителя весьма общую информацию, которая может его лишь ориентировать в общем содержании изучаемого явления.

2. Общие методы включают в себя те из психодиагностических методов, которые позволяют получать уже более точную информацию о содержании изучаемого явления. В интересах изучения психологии коллектива большинство психологов к ним относят методы наблюдения, изучения документов (контент-анализа), анализа результатов деятельности, независимых характеристик и эксперимента.

Метод наблюдения представляет собой способ изучения социально-психологических явлений коллективов на основе анализа их внешнего проявления в естественных условиях. Иными словами – это целенаправленное систематическое восприятие изучаемого объекта на основе регистрации избранных единиц (показателей, признаков), характеризующих особенности изучаемого социально-психологического явления коллектива.

Метод изучения документов предполагает диагностику содержания и уровня развития коллективных психологических явлений на основе анализа касающихся их документальных источников (актов проверок подразделений, годовых и других отчетов и т.д.). Необходимость избавиться от субъективности традиционного анализа документов во второй половине XX века привела к разработке так называемого метода контент-анализа – формализованного (количественно-качественного) исследования внутри коллективных элементов психологии.


Метод анализа результатов деятельности предусматривает изучение психологии коллектива на основе изучения эффективности его функционирования (прежде всего, качества решения профессиональных задач).

Метод независимых характеристик позволяет изучить содержание социально-психологических явлений в коллективах на основе анализа их оценок, высказанных различными людьми. В случае если эти оценки формулируются специалистами в области социальной психологии (психологами, офицерами отделений и отделов воспитательной работы и др.), то метод можно назвать методом экспертных оценок.

Метод эксперимента является достаточно эффективным методом, но предъявляет высокие требования к управленческим способностям и возможностям применяющего его лица. Его сущность заключается в том, что изучение психологии коллектива осуществляется на основе анализа ее проявления в специально созданных контролируемых условиях, в которых анализируемое явление должно обязательно проявиться.

В некоторых случаях могут применяться и некоторые другие методы, однако их результативность, как показывает войсковая практика, еще недостаточно высока. В то же время специалистами военной психологии в последние годы разработаны и находят все более широкое применение ряд других методов, которые включены в третью группу.

3. Специальные методы позволяют получать достаточно полную и точную информацию об изучаемых социально-психологических явлениях. В их числе наибольшее распространение в последние годы получил метод опроса, предполагающий изучение социально-психологических явлений воинского коллектива на основе анализа ответов опрашиваемых (респондентов) на определенный перечень вопросов. Этот метод реализуется в различных методиках. Среди наиболее распространенных в войсковой практике являются социометрическая методика Я.Морено, целый спектр экспресс-методик и др.

В интересах изучения групповой деятельности также может применяться математический метод и прежде всего методика имитационного моделирования. Он позволяет оценить коллектив на основе исследования процесса решения групповой задачи различными членами коллектива.

Определенный интерес для офицеров войскового и флотского звена может представлять аппаратурный метод. Однако, как и другие методы рассматриваемой группы, он требует достаточно объемной материальной и временной подготовки, а потому в повседневной практике применяется преимущественно только подготовленными специалистами психологии, социальной психологии и социологии.

Само по себе изучение содержания социально-психологических явлений подчиненных коллективов не является самоцелью. Оно необходимо офицеру для более эффективной организации внутри коллективной деятельности его подчиненных. Эта задача решается посредством реализации соответствующих способов управления социально-психологическими явлениями, проявляющимися в воинских подразделениях (группах, коллективах).<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Система методов изучения коллектива