Этнопсихологический аспект "акме"
Место и роль этничности в ценностном сознании личности остаются слабоизученными. В системе ценностных предпочтений выражается целеполагание личности по всем сферам жизнедеятельности в этносоциальной среде. Это положение приобретает особую актуальность в современных реалиях переходного периода, характеризуемого усиленным влиянием эпохи этнического ренессанса XX в. на пути прорыва из советской политики тотальной интернационализации образа жизни народов Российской Федерации.Ценности этнических общностей пронизывают всю структуру общественного сознания и соответственно все компоненты взаимодействия общностей определяются иерархической структурой ценностей, выработанных в результате вербализации отношений взаимодействующих этносоциальных общностей.
Ценностное сознание этнической общности, выполняя интегрирующую, социализирующую, регулирующую и мировоззренческую функции, призвано сохранять духовные способности, развивать духовное наследие, управлять выбором приоритетов жизнедеятельности на определенном историческом этапе и конструктурировать стратегию поведения в грядущей судьбе этноса. Ценностные ориентации могут нести заряд как конструктивный, так и деструктивный, их востребованность зависит от направления деятельности государственных деятелей и знаковых действий символьных личностей с позиций детерминации будущим.
Детерминация будущим проявляется в реальном контексте образа жизни этнической общности в различных модификациях стратегии жизненного пути в зависимости от множества факторов, определяющих историческую судьбу данного народа. Будущее представляется позитивным и актуализирующим высшие социальные потребности в том случае, если этнос находится на стадии поступательного развития и обнаруживает в себе потенции для дальнейшего расширения ареала своего доминирования и внутреннего духовного самовоспроизводства. Этносы же, испытывающие на себе сильные ассимиляционные процессы и исчерпывающие пределы генотипической устойчивости, идут к своему исчезновению как самостоятельной этнической общности. Борьба идеологий и подавление идеологии меньшинства – это борьба за ценностную направленность поведения сограждан, независимо от их этнической принадлежности. В таких условиях люди маргинального происхождения и образа мыслей начинают исповедовать идеологию большинства и в своем усердии могут дойти до крайнего экстремизма, игнорируя такие общечеловеческие ценности, как право на безопасность человеческой жизни, гарантию на ее благосостояние и духовных ценностей свободы, справедливости и равенства.
Равновесие между старой и новой системами ценностных ориентации усиливает маргинальное состояние субъекта, продолжительность которого зависит от интеллектуального и социального потенциала субъекта, его активности в освоении изменившейся среды, оценки ее перспектив, а также от степени активности среды, оказывающей давление на субъект. На этой стадии из-за неприобщенности индивида к продуктам культуры данной социальной среды или из-за отчужденности личности от референтной этносоциальной среды ослабляется регулирующая функция ценностного сознания на его поведение. Происходит разрушение многих идентичностей личности. На фоне сохраняющейся тенденции к межличностному сравнению возникает маргинальный механизм категоризации: противопоставление "Я" другому. Это, как отмечалось ранее, свидетельствует о специфике индивидуализации через противопоставление "Я" другому, которая раньше существовала как противопоставление "Мы (наш народ, страна, государство) – Они" (враги)*.
1 См.: Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 4. С. 52.
Поделиться в соцсетях:
Похожие