lovmedgu.ru

В. А. Сухомлинский и борьба идей в советской педагогике 60-х годов

60-е годы нашего столетия стали периодом массового социального прозрения. Толчком к нему послужили хрущевские разоблачения культа личности и послабления цензуры. Наружу выплеснулось все то, что зрело и копилось многие годы на кухнях, в кулуарах, в подполье. В это время публикуются запрещенные книги М. Булгакова, А. Платонова, М. Зощенко. Возвращается поэзия А. Ахматовой, М. Цветаевой. Во весь голос возвещают о себе поэты яркой социальной направленности - Е. Евтушенко, А Вознесенский. Самый массовый вид искусства - кино - ставит в центр внимания личность. Выходят в свет фильмы М. Ромма, Г. Панфилова, А. Тарковского. На страницах периодической печати остро дебатируются проблемы личности и коллектива, дисциплины и наказания, выкристаллизовываются их новые трактовки.

Именно в эти годы одним из ярких представителей нового педагогического мышления становится В. А. Сухомлинский. Начав свою научную и педагогическую деятельность в конце 30-х годов сторонником школы учебы с ее установкой на твердый базовый компонент знаний и умений, примат репродуктивного умственного труда, Сухомлинский во 2-ой половине 50-х годов решительно пересматривает свои взгляды с позиций трудовой школы. В качестве ведущих ценностей учителя теперь выступили творчески развивающаяся деятельность, соединение физического и умственного труда на основе опытнической, научно-исследовательской работы- прерогативы усвоения учащимися средств познания над собственными знаниями.

К концу 50-х - началу 60-х годов относится наибольший интерес Сухомлинского к А С. Макаренко. По свидетельству работников музея Макаренко в Кременчуге, Сухомлинский, входя в него, каждый раз кланялся в пояс бюсту выдающегося педагога и произносил: "Здравствуй, батько!"

В качестве основных черт позднего Сухомлинского конца 60-х годов можно назвать трактовку формирующейся личности как самоценности, понимание воспитания в значительной степени как феномена зависящего от требований общества- выдвижение в качестве цели воспитания свободного развития ребенка как активной личности- раскрытие индивидуальности, способной противостоять нивелирующей тенденции.

Для павлышского учителя ведущей становится педагогическая установка на синхронный процесс воздействия двух активных субъектов. В центре педагогического процесса у него находится ребенок с его активностью, интересами, индивидуальными творческими способностями. На них-то, в первую очередь, и должны были ориентироваться учителя.

В Павлышской школе акцент делается на расширение представлений детей, развитие у них критического мышления и независимости поведения, на формирование системы моральных идей, а также умений и навыков самостоятельного приобретения и использования информации.

Воспитание ребенка Сухомлинский трактует как создание условий неотъемлемо присущих ему врожденных свойств, спонтанных реакций и импульсов, изначально заложенных природой. Вместе с тем, большое значение он придает специально организованному, воспитывающему социуму.

Впервые в целостном виде эти положения были сформулированы в "Эпизодах о коммунистическом воспитании", они были опубликованы в журнале "Народное образование" в 1957 году. Страницы "Эпизодов" буквально излучают такие святые для павлышского педагога истины, как доверие и уважение к детской личности, превращение учебной деятельности школьников в захватывающий, насыщенный творческими открытиями процесс- ограничение сферы влияния коллектива на личность- воспитание без наказание- убежденность в том, что человека можно воспитывать только добром.

В. А. Сухомлинского ложно обвиняют за доброту, общечеловеческую любовь, квалифицируя ее как абстрактный гуманизм. Конечно, педагог с таким пониманием воспитания в советское время был не нужен, приходился не ко двору, официальная педагогика отторгала его.

Но все-таки было такое время: в небольшом поселке на Кировоградчине трудился удивительный директор школы - ученый, член-корреспондент АПН СССР, заслуженный учитель, Герой Социалистического Труда. Ему бы, судя по этой критике, надо было сложить голову в ГУЛАГе, а он вроде бы даже и "купался в славе". В чем дело?

Передовая педагогическая общественность настаивала на том, чтобы Сухомлинский непременно стал действительным членом АПН СССР. имя В. А. Сухомлинского не раз включалось в список для голосования, но все это было игрой, уступкой общественному мнению.. В. А. Сухомлинский это прекрасно понимал. 15 февраля 1962 года он обратился-с письмом к вице-президенту Академии Н. К. Гончарову: "Уважаемый Николай Кириллович! Я... не согласен на включение моей фамилии в список лиц, выдвигаемых в действительные члены АПН. Ведь однажды моя кандидатура выдвигалась. Для чего это делать вторично? Это становится похожим на компрометацию". Но учителя разных городов все- таки настаивали. В список Сухомлинский был включен и в 1964 году, и в 1968 годах, но безрезультатно.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » В. А. Сухомлинский и борьба идей в советской педагогике 60-х годов