Заключение
Видео: Заключение судебной психолго-психиатрической комиссии экспертов
В чем заключается феномен В. А. Сухомлинского? Это был Человек с большой буквы, титан духа и мысли. Его человеческая сущность в обычном житейском представлении хорошо обрисована его женой Г. И. Сухомлинской: «Меня всегда удивлял контраст между его внешним видом и духовной силой. Внешне мягкий, несколько медлительный, с тихим глуховатым голосом, несколько печальным взглядом, временами стыдливый, особенно в обществе мало знакомых ему людей, он концентрировал столько духовной энергии, что ее сила давала ему возможность создавать невозможное ...Будучи человеком необыкновенно организованным, собранным, целеустремленным, он обладал огромной силой воли, которая помогала ему преодолевать болезнь, осуществлять свой трудовой подвиг...
Василий Александрович был разным: добрым, ласковым, заботливым, внимательным, гневным, суровым, но никогда не был равнодушным. Ненавидел лень, пустословие, инертность, расслабленность, отсутствие у человека интереса к новому, корыстолюбие, подхалимство, лесть, карьеризм. Очень любил людей трудолюбивых и сам работал до самозабвенья. У него не было выходных, праздников, отпусков. Он спешил жить в высочайшем понимании этого слова.
Наиболее адекватно к осмыслению этого непростого феномена подошла дочь педагога Ольга Васильевна Сухомлинская, член-корреспондент АПН Украины. По ее мнению, Василий Александрович, также как и многие другие, не представлял себе другой тип мышления, чем в русле категорий марксистско-ленинской философии, этики, что оказывало прямое влияние на построение собственной педагогической концепции. Но несмотря на внешнюю, каркасную сторону его педагогической теории, выстроенной на правоте и «святости» марксистской доктрины, несмотря на идеологизированность его педагогической концепции, считаем, что ее внутреннюю сущность, ее содержание В. А. Сухомлинский развивал вне положений марксизма. Он выдвинул педагогические понятия, категории, подходы, которые своей сутью являют собой новое слово в воспитании человека в нашей стране. Отвергая казарменное воспитание, Василий Александрович развивал идеи, не характерные для советской педагогики, и в том числе идеи воспитания свободы и выбора, свободы воли, самоценности и неповторимости каждой отдельной личности, что привело его к противостоянию с официальной педагогикой, к дискуссии с ее консервативным крылом.
... Нам еще предстоит осмыслить оставленное павлышским учителем нравственно-интеллектуальное наследие, которое вобрало ведущие тенденции развития педагогического процесса будущего. Перефразируя известную мысль Василия Александровича о том, что мир вступает в мир человека, можно утверждать: «Мир вступает в век Сухомлинского!»
Поделиться в соцсетях:
Похожие